1 урок о Святом Духе: ДУХ И СЛОВО

1 урок о Святом Духе: ДУХ И СЛОВО

1 урок о Святом Духе: ДУХ И СЛОВО  

Первый урок нового квартала поможет нам увидеть, как встретиться с Богом при прочтении Божьего Слова – Библии, и получить из этого максимальную пользу.

Проблемы проведения урока:

Три прошедших месяца мы имели возможность читать Слово подряд, текст за текстом, и у нас даже не было необходимости следить за хаотичными прыжками пособия по текстам, которые в нашей субкультуре считаются изучением Библии. Но новое пособие построено тематически, то есть мы становимся заложниками в руках автора (любого автора) – и тех толкований, которые он посчитает нужным привязать к библейским текстам. Именно в этом и будет заключаться главная проблема следующих 13 суббот. Каким бы хорошим не был автор, к Библии мы будем обращаться лишь в тех местах, которые он позволит нам читать, определив заранее, о чем они (либо привязав к отрывкам Библии комментарии из тех книг, которые у нас определяют, как именно следует понимать то или иное место Божьего Слова – посмотрите, как их много!) Это не критика какого-то конкретного автора, это наблюдения за методикой «тематических» урочников и сложившегося в них подхода.

Другая вынужденная ошибка такого подхода – десятки и сотни текстов, которые приводятся, видимо, чтобы убедить нас в чем-нибудь статистически. Ожидается, например, что если в 100500  текстах говорится о смерти души или божественности Духа, мы обязательно в этом «утвердимся». Особенно когда прочитаем их все в течение урока. Да, это неплохой подход – но есть 100500 текстов, которые приведут наши оппоненты, да и не в этом главная проблема. При прочтении даже 5-7 текстов в течение одного урока или проповеди вы уже не даете Слову говорить – вы используете его просто как доказательство, то есть, говорите вы, а не оно.

Поэтому в предстоящее квартале нам придется столкнуться с этими издержками и попробовать решить их. Мы будем брать тему урока и один или три текста из пособия (где только это будет возможно) – попробовав сделать, чтобы говорили они.

Главный вопрос: Каким образом нам нужно читать Писание, чтобы оно принесло нам пользу? Что мы делаем неправильно с этим сейчас?

Ломка льда: Какая книга Библии нравится вам больше всего и какая – меньше всего? Почему вы так считаете?

  1. Для чего предназначено Писание. Текст 2 Тимофею 3:16-17 (с. 258 НЗ)

Три наших отрывка находятся не среди евангельских историй, а среди учения, богословских трактатов – поэтому они не так легки для понимания, как повествование, к этому нужно быть готовым. Более того, этот конкретный текст нами используется всегда для доказательства того, что Библия от Бога, большее в нем мы обычно не видим. Сегодня же мы постараемся увидеть его смысл. Судя по всему, божественное происхождение (о нем мы поговорим во 2 пункте, пока его не надо трогать) – это лишь причина, которая приводит к главной цели. А цель Писания – это выявление нашего состояния (обличение), его исправление, пробуждение желания жить праведно, и обучение тому, как этого достичь (т.16).  Получается, что прочтение Слова делает человека Божьим, который добр, а не зол, в своих поступках (т.17).

То есть, идеальное прочтение Слова выглядит так: мы берем отрывок (к примеру, историю Закхея) – и читаем его. Она обличает нас, и мы видим, что мы не стремимся к Иисусу как этот грешник, и не хотим ничего отдавать никому, даже каясь. Слово побуждает нас просить желание лучшего отношения к Иисусу и к обиженным нами людям. Оно приводит практический пример, как поступил Закхей и благодаря его работе вместе с Духом у нас внутри рождается мысль, что могу сделать я. Если такая работа происходит не раз в год, а постоянно, то Слово Божье может изменить самого испорченного на свете грешника.

Здесь важно отметить два огромных препятствия. Во-первых, современный человек вообще не читает Библию. Ему не до нее, то есть, встреча со Словом практически не происходит. (Сюда же можно отнести чтение по спущенному свыше плану, когда ты «гонишь количество» текста или читаешь ее для того, чтобы что-то кому-то доказать). Нужно признать, что читающий Слово для себя – необычная редкость. Во-вторых, если человек все же ее читает в силу каких то причин, то он включает (осознанно или не осознанно) все доступные защитные механизмы. Он не честен насчет себя. Он лучше Закхея и уже живет как евангельский герой (я же лажу на дерево = хожу в церковь для встречи со Христом, и отдаю имение нищим = жертвую 10%, а то и все 11!) В этом беда – такая нечестность никогда не приведет к результату, который ждет Бог и который заложен в Слово. Мы не умеем читать Слово и нас не учат этому.

Практика: Я читаю Слово сам или доверяю это делать другим? Когда в последний раз я читал его для себя? Оно «сработало» или нет? Почему? Какие защитные механизмы я включаю, чтобы Бог не смог ничего сделать? Как их убрать?

  1. Что находится внутри Писания. Текст 2 Петра 1:19-21 (с. 178 НЗ)

Этот отрывок касается важного утверждения о происхождении Библии – то есть, о том, чем Бог наполнил Слово. Здесь перед прочтением нужно убрать одну важную предпосылку, которая в нашем мозгу относит слово «пророчества» к временным предсказаниям или ожиданию каких-то событий. Пророчество – это речь от имени и по поручению Бога. Во многих случаях пророки говорили не о зверях и не о времени начала суда, а о состоянии людей и том, что надо делать. (Нафан, Креститель и др).

Поэтому отрывок говорит нам, что в наших руках – не случайно возникшее описание каких-то событий или взглядов. За всем этим стоит Бог, это Он создал механизм, при котором тлящийся в книжке фитиль может разорвать любую нашу внутреннюю тьму сердец (19). Он направлял людей, через которых создал «мину замедленного действия» на понятном нам языке (21).

Здесь есть один вопрос, который, возможно стоит обсудить со слушателями – сколько в Библии человеческого и сколько Божьего? Бог диктовал человеку дословно, или все же Он давал мысли и впечатления, которые люди потом описывали, как могли. От этого зависит многое. Например, споры вокруг буквальности сотворения или отсутствия в Писании описания рукоположения женщин или крещения детей возникают именно вокруг того, понимать ли Библию буквально или брать из нее принцип для нашей культуры. Мы в этом совершенно непоследовательны. Например, на Вечере мы буквально настаиваем на пресном хлебе и соке, но не настаиваем на одной чаше, тазике и полотенце. Из Н.Проповеди мы буквально берем запрет клятвы и настаиваем, чтобы наши солдаты не принимали присягу, но находящееся рядом указание давать всем подряд в долг или подставлять щеку мы не воспринимаем так серьезно. То есть, если делать вывод, мы берем из Слова что нам удобно, в каком-то смысле мы не честны перед Богом до конца.

Главное же здесь все же наша вера в то, что в Слове содержится потенциал, который нужно раскрыть правильно подобранным ключиком. Эта книга содержит в себе больше, чем мы думаем – там то же Слово, что однажды вызвало к жизни Вселенную

Практика: Библия надиктована буквально или из нее надо брать принципы? Что я считаю в ней обязательным для исполнения – а что позволяю себе пока не выполнять? Я верю, что в ней есть сила Бога или ее там нет?

  1. Как применить Писание к жизни. Текст 1 Коринфянам 2:6-14 (с. 205 НЗ)

Это, возможно, самый сложный текст на сегодня в силу того, что он не читается в наших церквях, а 2:9 мы вообще нечестно вырываем из контекста и рекламируем им небеса, хотя он говорит совершенно о другом. Суть отрывка в том, что для «запуска» силы Писания нужно «настроиться на ту же волну». Текст 6 говорит, что существует два разных взгляда на жизнь, или два мировоззрения, две мудрости (мы как то уже говорили об этом, читая книгу Притчей). Есть земные ценности (власть, влияние, сила денег и тп) и есть небесные ценности (спасение, служение, жертвенность, вечность). Отрывок – о столкновении вот этих разных интересов, том, что люди, стремящиеся к власти, не понимают и убивают Христа (8), или что награда, обещанная Богом, совершено не интересна обычным людям, она не входит в тот перечень, о чем они мечтают (9-10). Есть духовное и есть душевное, или земное.

Получается, что для применения Писания к жизни (да и вообще, для того, чтобы им по-настоящему заинтересоваться) нужно подчиниться Духу. Без него все написанное в Слове будет казаться безумием. Так, кстати, для нас безумием кажутся слова Иисуса о долгах, любви к врагам и подставлении другой щеки. Мы живем в другом мире, с другими правилами, и это все нам не просто неинтересно и неполезно, это действительно выглядит для нас сумасшествием.

Поэтому единственный способ «разморозить» потенциал силы Божьей, которую Он вложил в Писание, да и просто проникнуться интересом к ценностям, там описываемым, — это «принять Духа» (т.12). Тогда в процесс включится сам Дух Божий (13). Ни в коем случае нельзя путать принятие Духа с нашим упоминанием «Дух Святой научи» в молитве. Принятие Духа и рождение от Духа – гораздо более сложный процесс, когда мы позволяем Богу руководить нами. Через него проходят очень немногие, ведь в основном мы просто копируем вид христианства, а е живем под руководством Духа. Соответственно, без подчинения Духу мы можем вынуть из Библии что угодно нам, от 666 на тиаре папы до запрета на женские брюки и пр.

Практика: Что это значит для меня – «принять Духа»? Я Его принял? Мои интересы душевные (земные) или духовные? Что сделать, чтобы я мог стать духовным человеком? Когда я в последний раз читал Слово с Духом? Без? Если ли разница?

Вывод. Для того, чтобы Слово принесло нам максимальную пользу, нам нужно:

— понять, что Писание – это книга, которую надо применять к себе самим;

— помнить, что в Библии содержится сила для превращения нас в Божьих людей;

— подчинить свою волю Духу, который вытягивает нас к вечным ценностям.

Похожие записи
Комментарии