СШ 2/2014 Смерть Христа и закон
6 урок «Смерть Христа и закон»
В этом изучении Библии мы посмотрим на то, как жертва Иисуса сделала реальностью спасение, которое не мог дать человеку Божий Закон.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
О плюсах и минусах урока:
Хорошее в данном уроке – смелая попытка объяснить разношерстной аудитории учеников СШ очень непростые тексты седьмой и восьмой главы Римлянам. Если автору получится их объяснить, а не запутать учеников еще больше, то он сделает великое дело. Другой важный вопрос, поднятый автором – заявление о том, что закон чего-то не может. Обычно в нашей церкви мы привыкли умалчивать, что закон в чем-то бывает бессилен, потому что у нас не принято говорить о нем негативно. (Так как его по умолчанию нужно обязательно пропагандировать).
Плохое, то есть то, над чем будет нужно поработать учителю, это повышенная сложность урока. Взаимоотношения закона и Евангелия никогда не были простыми и никогда не были интересными. Будьте готовы, что Вам будет нужно наполнить урок иллюстрациями и примерами из реальной жизни, иначе слушатели потеряют к нему интерес. Другая трудность урока – Ваши слушатели будут настроены защищать Закон (так делают все адвентисты), а не смотреть на него с точки зрения оценки его бессилия, как предлагает наш урок. Поэтому, склонившись на их сторону, Вы можете упустить смысл его проведения, а сильно противостоя слушателям, Вы потеряете их доверие. Ну и последнее, попытайтесь отойти от обычной заочной борьбы с людьми, которые «не исполняют» Божий Закон к общению с теми людьми, которых Бог послал Вам на этом уроке как слушателей. Они не против Закона, у них другие проблемы. Ответьте на них.
В уроке мы рассматриваем три пункта, в которых смерть Христа делает то, что не смог сделать Божий закон.
ПЛАН УРОКА:
Главный вопрос: Что грешному человеку не мог дать Божий Закон? Как это изменила принесенная Иисусом Голгофская жертва?
Ломка льда: Вы можете задать слушателям вопрос о том, читали ли они когда-нибудь законы? Понравилось ли им? Если бы была возможность выбрать между законом и какой-нибудь историей жизни, драмой, что бы они выбрали? Почему?
1. Смерть Христа убрала вину, которую закон увеличивает. Текст Римлянам 7:9-13 (с. 194 НЗ)
Во всех трех случаях, описывающих бессилие закона, мы сперва посмотрим на то, что делает закон, а затем на то, что делает Иисус. Приведенные тексты седьмой главы показывают, что обычно грешный человек мало задумывается о том, насколько правильно или неправильно он живет. Настоящие проблемы начинаются позже: когда он сталкивается с законом Божьим (неважно, в какой форме: в виде записанного в Библии или серьезно прислушавшись к голосу совести) – его вина начинает его мучить. Текст говорит, что только после того, как христианин серьезно воспринимает закон, понимает, что такое грех, ему становится плохо, буквально: «закон умертвляет его». Человек переживает жесточайший дискомфорт (Горе мне, погиб я/выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный).
Обычно такое случается в самом начале христианской жизни, и человек благополучно из этого обострения вины законом выкарабкивается, в большинстве случаев приняв Иисуса. Но бывает и другое. Множество христиан испытывают обостренную законом вину всю жизнь, думая, что после однократного прощения они уже сами должны соблюдать заповеди, но у него ничего не получается. Сегодня миллионы носят эту вину.
Что в этом случае делает Иисус? Жертва Христа приносит освобождение от того, до чего довел нас закон: она снимает с нас вину. Это прощение совершенных преступлений приходит каждый раз, когда нам открывается грех, и нужно отметить, что закон здесь – не что-то плохое. Он готовит нас, пробуждает в нас нужду в Иисусе, если бы мы не почувствовали себя «крайне грешными», мы бы не любили так Иисуса. В этой части урока можно сделать акцент на раскаянии, и том, что нужно сделать, чтобы вина была снята.
Практика: Я был более грешным до принятия христианства или сейчас? Когда я в последний раз чувствовал осуждение закона? Это было во время крещения? Сегодня это происходит часто или редко? Почему? Сколько раз я нарушил закон за сегодняшний день? Как я могу получить снятие вины? Что для этого я могу сделать?
2. Смерть Христа дала силу, которую бессильный закон дать не может. Текст Римлянам 8:1-5 (с. 194 НЗ)
В этом отрывке мы видим смену акцента, здесь говорится о бессилии закона (т.3). Апостол Павел имеет в виду отсутствие помощи от закона в проблеме, описанной в конце 7ой главы. Это не касается вины, это касается того, что у человека нет сил делать доброе, даже когда он хочет изменить свою жизнь. Христианский опыт среднего адвентиста изобилует тщетными попытками соблюсти закон, такого не встречается в большинстве конфессий, поэтому адвентист как никто знает, как нелегко бороться с собой, чтобы стать хорошим. Даже железная сила воли не дает человеку возможности соответствовать Божьему закону. Так что и в этом пункте закон скорее противник грешного человека, чем его помощник: он ставит невыносимо высокую планку, но не шевелит и пальцем, чтобы подсадить человека, желающего взять эту высоту. Встречая такие требования, человек обычно остается с вопросом: «Кто же может спастись?». Воля тут бесполезна, человеку нужно чудо.
В этом случае третий текст описывает жертву Иисуса как действие, противоположное бессилию закона. Жертва «осуждает грех в моей плоти» и дает «жить, помышляя о духовном». Возможно, автор имеет в виду, что благодаря влиянию совершенного Иисусом, вопрос переносится на мой внутренний уровень, то есть Божья любовь ко мне пробуждает во мне совершенно другие желания, духовные, а не плотские. Это никогда не происходит от усилий воли, такое влияние происходит от огромной любви к Богу, данной Им Самим. Видя, что грех сделал с Иисусом, мы «осуждаем собственный грех во плоти», видя Его незаслуженное отношение к нам, мы хотим «помышлять о духовном». В этой части урока мы можем больше поговорить о влиянии долга и влиянии любви на наше спасение.
Практика: Пробовал ли я меняться? В чему у меня это получилось? В чем нет? Что обычно помогает мне в этом деле? Наказание? Строгость? Кризис? Любовь? Помощник? Если я менял образ жизни в христианстве, для чего я это делал? Получал ли я силу от Бога для борьбы с собой? Что мне обычно нужно сделать, чтобы Он помог?
3. Смерть Христа спасает нас через нашу веру, вместо искушения спастись законом. Текст Галатам 2:16-21 (с. 230 НЗ)
Третья часть урока касается еще одной ошибки, к которой приводит чрезмерное «уважение» к закону. Из-за нашей греховной эгоистичной природы мы можем его обожествить, как в прошлом уроке мы разбирали обожествление субботнего дня. Послание Галатам описывает христианский опыт, когда верующие поставили целью оправдаться делами закона. И это была весьма распространенная практика и в первом веке, и во всей истории христианства, включая адвентизм. Посмотрите на ожидание многих адвентистов, что они останутся перед Святым Богом «без Посредника», будучи сами достаточно безгрешными, без какой – либо помощи с Его стороны.
Суть греха – жизнь без Бога, и даже хорошее желание быть святым может быть пронизано греховным принципом: сделать это без Бога. Часто верующий делает это, выполняя какие-то манипуляции с доскональным исполнением субботы, поеданием/отказом от пищи, или выбрав какое-то свое дело закона. В письме Галатам это было обрезание и отстранение от необрезанных язычников.
Жертва Христа лечит нас от обольщения самодостаточностью. Мы не способны ни на что хорошее. Мы не можем делать что-то автономно от Него. Как подчеркнуто в 21 тексте, если бы человек мог спастись сам, то «Христос напрасно умер». Его жертва доказывает, что сами мы – ничто в деле спасения. Как, впрочем, и в других делах. Жертва Христа учит нас перестать надеяться на себя и начать доверять Богу, сложить свои руки и отдать дело спасения Тому, Кто Единственный и может это сделать. В этом смысле мы «сораспинаемся Христу», то есть, умираем для себя, и живем только верой в Него. В этой части урока можно поговорить о зависимости от Бога в повседневных христианских и не христианских делах.
Практика: Какую роль Бог занимает в моей жизни? Что я запросто могу сделать без него? Чего не могу? В каких сферах христианства мне еще нужна Его помощь? В чем я полностью самостоятелен? Когда в последний раз я складывал свои руки и доверялся Ему? В чем я могу довериться Ему на этой неделе?
Вывод. Итак, у закона и жертвы Иисуса разная роль в спасении:
Закон делает наш грех невыносимым; показывает, что мы бессильны его выполнить; и может создать у грешника желание спастись без Бога.
Иисус, умерший за нас, снимает нашу вину; наполняет нас силой; совершает спасение за нас.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10