СШ 4/15 Назад в Египет

СШ 4/15 Назад в Египет

12 урок «Назад в Египет»

На примере трех личностей из материала книги Иеремии мы посмотрим на три причины непослушания Богу – и сравним их с нашими отношениями с Богом.

Методика проведения:

После непоследовательных прыжков по книге пророка в этот раз мы возвращаемся к текстовому изучению книги, захватывая целых пять глав книги – с 40-й по 44-ю. На фоне уроков, где у нас порой было всего 4 текста книги (11 урок — Завет) или где текстов Иеремии вообще не было (8 — Иосия) такой объем выглядит более чем странно.
Большие текстовые отрывки достаточно сложны для преподавания на субботней школе. Главное, что тут нужно решить для себя – не стремиться охватить необъятное, то есть, не ставить себе целью прочитать весь текст или даже пересказать его. Здесь нужно расслабиться и не ужимать огромный объем в головы слушателей, вспомните слова Иоанна о том, что есть и «многое другое», что он мог бы рассказать, но это невозможно. Поэтому смело нужно оставлять из текста лишь то, что будет способствовать развитию вашей мысли. (Так, похоже, делали и все Евангелисты, подбирая из жизни Иисуса лишь те истории, которые были полезны раскрытию именно их темы).

А затем из объема текста нужно вычленять темы. Мы в этот раз решили не вдаваться в политику царей 2,5 тысячелетней давности и вместо рассуждений об Египтах и Вавилонах, мы попробуем посмотреть на знакомое слушателям: непослушание Богу. Именно эту общую тему мы обнаружили в разных главах Иеремии, и она хороша тем, что близка тем, кто будет находиться в классе. В отличие от распрей между царями, устаревших имен, и банальных вопросов: «вы выбираете благословение или проклятие, жизнь или смерть»?

Затем нам останется лишь протянуть мост от текстов Писания к происходящему в нас и вокруг нас, и урок будет готов. Жаль, что это приходится делать на уровне преподавателя СШ, работу не выполняет тот, кто должен бы предоставить урок: его автор. Он, в большинстве случаев, совсем не помогает изучать Библию, а лишь путает тексты.

План урока:

Главный вопрос: Какой мотив, присутствующий во мне, вызывает непослушание Богу? Как мне можно преодолеть эту проблему?

Ломка льда: Когда вы впервые не послушались ваших родителей? Что это было за событие? Почему вы сделали именно по-своему? К чему все привело?

1. Корыстная цель. Текст Иеремия 40:12-16 (с. 782 ВЗ)

Первый текст урока — самый, возможно, жесткий из всех трех. В отрывке описывается, как в начавшую снова процветать после завоевания Иудею (см. т 12 о большом урожае и предыдущее повествование главы о спокойной жизни, и вере нового правителя в своих людей т.16) вторгается один человек, который совершенно не собирается слушаться Бога. Это некий Исмаил, в нашем тексте правителя предупреждают, что он готовит переворот посреди этого спокойствия. Хотя правитель и не верит предупреждению, но в 41 главе будет описано, как этот Исмаил разрушает начавшийся мир. Он убивает правителя, вавилонян, и иудеев (41:2-3), вероломно затягивает в ловушку искренних верующих (41:5) и, взяв с собой хороший для прибыли груз рабов, пытается сбежать из страны (10).

Что стояло за ужасающими поступками этого человека, уничтожившего мир в стране? Текст говорит о том, что Исмаил был послан царем соседней страны, пожелавшей обогатиться во время, когда Иудея была в кризисе 😉 (40:14), что и видно, когда он уже с порабощенными планирует уйти туда (41:10). Иными словами, причиной, которая толкнула Исмаила на непослушание, была его корысть. Он хотел добиться своего. Да и, похоже, из-за этой цели он даже не допускал мысли о Ком-то, кого нужно слушаться, поступать по совести и не быть вероломным.

Казалось бы, нас нельзя сравнивать с этим столь отрицательным неверующим человеком. Но в жизни любого христианина есть моменты, когда он следует за чем-то, просто позабыв о Боге (да и обо всем остальном на свете). Ты хочешь добиться своего — и пытаешься добиться этого любыми способами. На работе, где мы идем по головам, даже не вспоминая о совести и о Боге. В семье. В церкви. Везде мы можем наводить свои порядки, теми-же методами. Применением власти, очернением репутации человека, запугиванием, выворачиванием рук. Из актуального: понаблюдав со стороны, как проходят выборы и в общинах и выше, вы увидите, что достижение своей цели для нас важнее, чем отношения с Богом, единство или принцип: «не судите». От этого всегда страдают простые (41:3), искренне верующие (41:5) и доверчивые (40:16). А рвущиеся к своей цели: наживе, власти, славе — преуспевают. К сожалению, все это происходит без оглядки на Бога, как в тексте. Помните, точно так-же действовал Иаков, воровавший наследство у брата и у отца.

Практика: Есть ли в моей жизни вещи, которые я совершал «как атеист»? Когда в последний раз такое было? Какие сферы моей жизни «христианские», и какие – нет? Что может заставить меня на время позабыть о христианстве?

2. Не совпадающие желания. Текст Иеремия 43:1-7 (с. 784 ВЗ)

Следующий отрывок (как и 3-й) касается людей, в жизни которых ясно видно присутствие Бога. Здесь мы говорим о человеке, который был верующим, в предыдущем пункте предупреждал правителя об опасности, остановил вероломного Исмаила, просил Иеремию молиться о народе, желая сохранить людей и, — главное, что нужно о нем знать — он обещал нашему пророку выполнить все, что бы Бог ему не сказал. В 42:3 он с клятвой обещает послушаться Божьих слов, какими бы они ни были. В тексте же, что мы прочитали, обнаруживается очень странная непоследовательность. Теперь пророка, которого только что просили о помощи и слове от Бога, он же называет лжецом (43:2), обвиняет в послушании не Богу, а предателю (3), и наш герой Иоанан и все евреи благополучно собираются и уходят в Египет (4-7). Почему в целом положительный, верующий человек делает так? Потому что его желания и планы с Божьими в данном случае не совпадают. Он видел свою безопасность не в том, чтобы сдаться в плен вавилонянам и жить так. Он видел свое будущее по-другому. Поэтому слово от Бога было засчитано лжепророчеством.

Наши мечты, планы и представление о жизни тоже часто не совпадают с Божьими. И это совсем не значит, что они греховные (о корысти мы уже говорили в 1 пункте). В тексте человек выбирает между двумя способами спасения — в Египте или Вавилоне, и склоняется к своим, а не Божьим представлениям. Мы точно так же выбираем свое (Иона — Фарсис, Петр — «да не будет этого с тобою», и т.п). Если мы чего-то хотим, то «переубеждаем» себя: назовем пророка попавшим под влияние заинтересованных лиц, Библейские тексты – неясными, и правило Иисуса, по которому надо бы поступить, «тем, что сейчас никто уже не исполняет». Мы вполне сознательно оправдываем свои действия, считая их более разумными. Простишь — тебе сделают еще хуже. Послужишь — на голову сядут, и заставят пахать на них. Возьмешь ответственность в церкви — а чем там будет заниматься пастор, которому за это платят зарплату? Поэтому наше непослушание выглядит достаточно обоснованным, и мы со временем сами верим в него, успокоив совесть до нуля. Хотя начинается все с высокопарных слов: «Господи, что повелишь — то я с удовольствием сделаю»!

Практика: В чем я не согласен с Божьими планами или просьбами ко мне? Когда в последний раз мне пришлось «переубеждать» свою совесть? Чем это закончилось? Кто победил? Как сделать, чтобы я слушался Бога даже там, где я не согласен с Ним?

3. Потери от служения Богу. Текст Иеремия 44:15-19 (с. 785 ВЗ)

Заключительный текст является самым интересным по аргументам, которые приводят наши главные персонажи. Здесь, после разглагольствований Иеремии, к нему обращаются иудеянки и приводят поразительное доказательство своей правоты. Они ясно видят, что с момента, когда они перестали поклоняться богине неба (возможно, с реформ Иосии?), началась темная полоса в их жизни (18). А до обращения к Богу они были сыты, одеты и счастливы (17). Поэтому очевидно, что слушаться нужно богиню неба, а не библейского Бога Иеремии.

Здесь есть два применения текста: есть и неверующие, и часть христиан, которые живут в мире, где Бог не один. Им приходится удовлетворять все сверхъестественные силы: используются иконы, крестики, «божественные» книги, талисманы, не-здорование через порог, избегание числа 13 и тп. Их нельзя осуждать за это странное поведение, их мир просто другой, они еще не поверили в то, что существует лишь один Бог. Это не заискивание перед дьяволом, как мы считаем, это их способ выжить в мире, где боги меряются силой. Избавить от этого можно не запугиванием, а лучшим пониманием единственного живого Бога и открытием отношений с Ним.

У нас же есть другое, хоть и очень похожее на слова этих женщин применение текста к жизни. Христиане через одного сожалеют о том, что они упустили, став верующими. Они могли бы удачно создать брак, работать на престижной должности, быть богатыми бизнесменами и, по их словам, владеть половиной мира. Но ограничения христианства не дали им раскрыться. Это иногда говорят вслух, а чаще переваривают внутри. Естественно, что однажды это сожаление срабатывает в другую сторону — и человек единожды или многократно перестает слушаться Бога, ведь с Ним Он только теряет, а толку никакого нет (точнее, есть, но несоизмеримый с потерями). Это делал даже автор псалмов Асаф (не напрасно ли я всем этим занимаюсь? Пс.72:13-14). Поэтому сказать, что мы чисты от таких сомнений, будет неправдой. Это вечное измерение доходов и расходов, ведущее к действиям при обнаруженном убытке.

Практика: В моей вселенной Бог один, или кроме Него есть множество других сверхъестественных сил? Как я выживаю среди них? Что я потерял, став христианином? Что у меня лучше, чем у не ставших христианами? Что хуже? Как можно получить больше?

Вывод.
Итак, для того, чтобы быть послушным Богу, несмотря ни на что, нам нужно:

— попросить у Бога об избавлении от моментов, когда мы добиваемся своего любой ценой;
— захотеть, чтобы наши желания совпадали с тем, что думает о нас Бог;
— увидеть, что Евангелие принесло нам гораздо больше, чем мы потеряли, став верующими.

http://eugenegerasimov.blogspot.com 

Похожие записи
Комментарии