СШ 3/16 Справедливость и милосердие — 1

СШ 3/16 Справедливость и милосердие — 1

3 урок о роли церкви в обществе «Справедливость и милосердие в ВЗ -1»

 Религия милости.

Этот урок продемонстрирует нам эффект, который христианство должно оказать на наше отношение к людям, с которыми мы соприкасаемся.

Ловушки урока: 

Есть проторенные пути, завершение которых – совсем не такое, как мы ожидали (Притчи 14:12). Для преподавателя субботней школы одним из таких путей является «вчитывание» в Библейский текст того, чего там нет. Или вчитывание в тему СШ обязательных для любого адвентиста штампов. Последние два урока – неплохой пример подобной ловушки: в заявленную тему уроков вписываются доктрины, которые адвентисты седьмого дня должны знать назубок. При этом говорит о них Писание здесь, или не говорит вообще – нам все равно. В прошлый урок (о владычестве) таким образом были вставлены 10 заповедей, и только весьма изощренный разум может объяснить присутствие этой доктрины в теме о восстановлении власти над природой. В этом уроке таким же образом наличествует доктрина об универсальности субботы, которая «укрепит наши отношения с Богом – и таким образом, сблизит нас с людьми» (тема за пн).

Непонятно, почему нам недостаточно урочников про доктрины, и зачем наполнять этими пунктами абсолютно все. Ведь как результат мы получаем интересных (а точнее, очень странных и даже зомбированных) христиан: в любом тексте Писания они ищут подтверждение своим взглядам или же  средство для борьбы с оппонентами – они читают все через призму нечистой пищи и ЗОЖ, соблюдения субботы или воскресенья, смертности души или ее бессмертия. Писание как таковое уже не является способом отношений с Отцом, оно становится просто сборником вырванных отрывков, которые утверждают их в том, что они выбрали правильную церковную традицию. Поэтому, если мы не хотим испортить наших слушателей (когда вы честно обратите внимание на эту проблему, то увидите что и мы, и другие христиане уже испорчены в этом дальше некуда), то нам надо менять подход к чтению Писания. И к его преподаванию на уроках субботней школы.

Главный вопрос: Как религия должна отразиться на моих связях с другими людьми? Что делать, если я не вижу, что я стал хоть капельку милосерднее к людям вокруг?

Ломка льда: Влияет ли среда: город, в котором человек живет, учебное заведение, куда он ходил, друзья или работа на его характер или нет? Было такое у вас?

  1. Богослужения. Текст Исайя 1:11-18 (с. 680 НЗ)

Все три сегодняшних отрывка покажут, что именно Бог подразумевал в качестве главного признака Своей религии. И во всех трех случаях мы обнаружим ошибки, которые делают наше вероисповедание неприемлемым для Него. В прочитанном нами отрывке мы видим то, что Бог считает религиозные действия ненужными. Конкретно здесь перечислены разные аспекты богослужений: ВЗ праздники, посещения храма, принесение жертв, и молитвы. Пророк предупреждает, что они являются бесполезными из-за одной причины.

Эта причина описана в 16 и 17 стихах главы, где показан принцип, на основании которого Бог не принимает богослужения: здесь религия не связана с реальной жизнью. Вера человека, собственно, касается только этих самых богослужений – а в остальное время он спокойно не только равнодушен к нуждающимся людям (17), но вполне успешен в уничтожении других (15) и прочих проявлениях зла (16).

Получается, что мы неправы перед Богом в том, что считаем основой и главным делом веры богослужения. А ведь это то, чем мы живем, то, по чему оцениваем людей (ходит он в церковь или не ходит) и это то, о чем мы проповедуем (в 99% случаев – не о Христе – а о: «приходите к нам в субботу в 10 утра на улицу…»). Похоже, мы где-то ошиблись. Центр религии, по словам пророка, это вся человеческая жизнь, а не то, где он сидит пару часов в субботу. На этом основании оценивается, насколько мы стремимся к Богу, и на этом основании мы даже получаем прощение грехов (т.18). Кстати, этот текст – один из шедевров нашего искажения Библии – он всегда цитируется нами без предыдущих, 16 и 17 текстов. Мы говорим: лишь приди и попроси — простят, а текст говорит: пожелай относиться к людям по другому, пожелай научиться не делать зла и не быть равнодушным – и тогда придет прощение. Это же самое говорил Иоанн Креститель, упоминая про «плоды покаяния». Но Иоанн Креститель нам не указ: у нас свое христианство, запертое в стенах молитвенных домов, практически не вылазящее оттуда наружу.

Разбирая этот отрывок, было бы неплохо посмотреть, почему для меня неудобны действия из 17 текста – это станет практическим применением урока и может принести больше пользы, чем все остальное.

Практика: Что в моем христианстве главнее: богослужение или неравнодушие к вдове? Почему мне удобнее считать, что я настоящий в церкви, а не в реальной жизни? Как вывести мою веру из молитвенного дома на улицу?

  1. Ограничения. Текст Исайя 58:2-10 (с. 728 ВЗ)

Эта история похожа на предыдущую (все отрывки мы выбирали из урока по одному типу, противопоставляя религиозность милосердию), но в ней есть отличие. Тут говорится не о богослужениях, а об аскезе, то есть, религиозных ограничениях. Возможно, упомянутый в тексте пост был популярен во времена Исайи, современный христианин практически не постится, но у него есть другие вещи, которыми он «угождает Богу» в чем-то ограничивая себя. Все это делается, чтобы принести Богу удовольствие. В современной церкви, через 2500 лет, это проявляется в различных страннейших угождениях Богу: я не буду купаться в субботу, я буду одеваться в мешковину, я не прикоснусь к косметике и украшениям, я буду есть странные невкусные продукты и тп – от исполнения всего этого Он будет доволен мной!

Характерно для нас и то, что сказал Исайя в т. 3-4, наши ограничения ложатся ужасным бременем на всех окружающих – хозяев дома, которые пытаются нас угостить, и которых мы унижаем, что они едят неугодное Богу. Людям в церкви, которые одеваются/ причесываются не так, как Он хочет. Семье, которая устала от нашей переборчивости. Молодежи, которая не может улыбаться рядом с нами, ведь «Бохнакажет»! Написанное пророком верно, как никогда: наше «стремление» к Богу невыносимо для всех. Плюс ко всему из-за ограничений никто не становится добрее, поэтому редко кто скажет об адвентистах, что это ласковые, не срывающиеся люди.

Писание предлагает нам другие ограничения. Христианство – религия милосердия, поэтому, если ты хочешь угодить Богу и взять на себя аскезу – возьми ее в другом. В текстах 6 и 7 говорится о другом пути: ограничении своей злобности, своего давления на тех, кто под рукой, ограничении равнодушия. Это и станет действием, угодным Богу. Мы, конечно же, слышали об этом, но делать это не собираемся. Потому что не есть тортик с животными жирами, крича об этом на работе, в семье, среди гостей и в церкви – гораздо проще, чем молча купить такой тортик соседу по площадке. Как и в прошлом пункте – открывать богослужение и петь на нем песни легче, чем перестать напевать слухи о тех, кого я недолюбливаю. Поэтому в нашей церковной культуре, полной ограничений, нужно заменить их ограничениями нашего зла.

Практика: Что я «не делаю» из-за своей веры? Бог доволен этим? Мое не-делание приносит неудобства окружающим? Это их проблема или моя? Как ввести ограничения, не мешающие другим, а улучшающие мое к ним отношение?

  1. Суббота. Текст Второзаконие 5:13-15 (с. 195 НЗ)

Текст о субботе мы берем не для того, чтобы доказать оппонентам, что они не правы, собираясь по воскресеньям и не для того, чтобы доказать, что суббота – для всех, а не для одних евреев. Эти странные мысли, конечно же, возникнут на вашем уроке из-за того, что людей отучили читать Слово для себя, об этом мы говорили во вступлении к уроку. Нас интересует особенность изложения 4-й заповеди в книге Второзаконие. Здесь говорится, что Бог дал ее для освобождения человека: тот был рабом, и его вывели из непрекращающейся каторги. И в 14 тексте подчеркивается, чтобы ты точно так же освободил сына, дочь, рабов, слуг и всех вокруг себя. Хотя бы разок в неделю.

Это поразительный принцип, ведь в нашей вере суббота противоположна – это свод запрещающих правил, в котором даже не пахнет свободой. Наоборот, она приходит к нам, как день со списком «нельзя», в ней негативный, а не позитивный заряд. Точно то же самое было у всех народов, которые решили ее серьезно соблюдать: вспомните, как фарисеи возненавидели Иисуса из-за Его колосков, исцелений и разрешения носить тряпки. В Евангелии Он освобождает людей, а фарисеи связывают их. Если вы думаете, что в наше время субботствующие христиане сделали этот день воплощением милости, вы жестоко ошибаетесь. Да, там, может быть, нет работы – но сейчас в субботе столько нервного напряжения и страха сделать шаг влево или вправо, что лучше бы мы спокойно работали.

Причина, конечно, здесь кроется в обожествлении дня, он во многом заменил нам Бога, и средство общения стало центром поклонения. Это не день, когда я вырвался из суеты к Спасителю, это день, когда я встретился с Великим Запретом. Ну и заодно, окружающие меня люди. Было бы неплохо почувствовать тот дух всеобщего освобождения, о котором говорит наш библейский текст. Этот день в настоящей религии – день благословения других за то, что Бог благословил тебя. Да и все подпункты, что мы перечислили, приглашают нас пересмотреть религию. Ее центром становится не человек, замкнутый не на своем богослужении, аскезе или субботе, а открывшийся новым отношениям, на которые он вдохновлен примером Иисуса.

Практика: Моя суббота – это больше запреты или позволения? Окружающие чувствуют из-за нее напряжение или они отдыхают? Как мне помнить этот день, чтобы он приносил другим радость? Что для этого я мог бы сделать сегодня?

Вывод. Чтобы наше христианство стало религией милосердия, нам нужно:

— понять, что поклонение Богу происходит не на богослужении, а всегда;

— ограничивать себя не в  еде и не питье, а в вываливающейся на других злобе;

— попробовать жить так, чтобы окружающие чувствовали благо от нашей религии.

Похожие записи
Комментарии