СШ 2/2015 Призыв к ученичеству

СШ 2/2015 Призыв к ученичеству

4 урок «Призыв к ученичеству»

Разобрав три отрывка из Евангелия, мы посмотрим на три самых главных качества учеников Христа, к которым следует стремиться и современным христианам.

Методика проведения:

Самая большая трудность этого урока кроется в его теме. За «ученичеством» в пособии скрывается то, что слишком знакомо нашим слушателям, и по некоторым причинам им неприятно. Ученичество в понимании слушателей — совсем не Евангельское перенимание поведения Иисуса, а нечто другое: под призывом к ученичеству в общинах подразумевают призыв проповедовать на улицах и из дома в дом. К сожалению, на теме проповедования лежит огромный негативный заряд, он складывается из плохого личного опыта слушателей в проповеди и еще худшего опыта, связанного с тем, как в церкви мотивируют благовествовать. Чаще всего ходить по чужим квартирам заставляют, вызывая у аудитории чувства вины, страха, зависти, это не забывается. Поэтому просто подняв тему «избрания/посылания на проповедь», вы неминуемо поднимаете весь этот груз, лежащий на душах слушателей. При словах, которыми назван урок, «Призыв к ученичеству», вспоминаются именно эти призывы. Эти чувства не пропадают, их должно залечить время и переосмысление каждым человеком своей миссии (которая на 98% точно не заключается в хождении по домам, а в уникальном деле). Следовательно, на уроке нам нужно не обелять испорченное, а дистанцироваться от того, что может вызвать плохие чувства. Это можно сделать, сместив акцент темы на те же качества учеников.

Судя по всему, мы уже не вернемся к последовательному чтению текста книги, поэтому нам придется работать по тематической схеме проведения урока. Для этого будет нужно выбирать из встречающихся в уроке отрывков три, говорящие об одной теме, совсем не обязательно заявленной в заглавии, но, насколько возможно, сопряженной с ней (как сегодня мы говорим о качествах учеников вместо призыва учеников). Затем будет нужно увидеть, что именно говорит Бог через эти отрывки (не вкладывая туда свои стереотипы). И в конце сделать практическое применение прочитанного к жизни именно вашей общины, думая именно о тех слушателях, которые будут сидеть в вашем классе.

План урока:

Главный вопрос: Какие главные качества Иисус хотел видеть в Своих последователях? Какого из них недостает лично мне?

Ломка льда: Если бы вам пришлось выбирать апостола сейчас из своего окружения, кого бы вы выбрали? Почему? Каким главным качеством он должен отличаться?

1. Смирение. Текст Лука 5:1-11 (с. 67 НЗ)

История, которую мы прочитали первой, может показать внутреннее состояние и действия учеников, которых выбрал Иисус, гораздо лучше, чем перечисление их имен из 6-й главы. В отрывке мы неоднократно видим особенность Петра и его друзей, только умножившуюся от чуда. Впервые она показывается в т. 2-3: здесь порядком замучившиеся ученики соглашаются бросить свои занятия, чтобы предоставить свою лодку для проповеди. Навряд ли сегодня какой – то владелец машины предоставит свой автомобиль, чтобы его несколько часов (или хотя бы полчаса) использовали для проповеди. Затем в т. 4-5 Петр слушается, отплывая и забрасывая только что вымытую сеть, обрекая себя на ее последующее повторное многочасовое распутывание и промывание. (Примите во внимание факторы их усталости и то, что Иисус – точно не специалист по рыбалке). Совершенное чудо умножает именно это качество: в т.8 Петр говорит о своем недостоинстве (ср. с таким же чувством у сотника, не достойного войти в дом Его) и осознании греховности, а в т.11 он и его друзья готовы послушаться Христу в чем угодно.

Все эти качества – недостоинство, послушание, осознание греховности и согласие при внутреннем сомнении и явной усталости можно объединить термином «смирение». Говоря о современных учениках Иисуса, нужно сказать, что смирение не считается чем-то важным или даже хоть где-то оговариваемым. В нашей субкультуре всегда пропагандируют не-боязливость, твердость, способность постоять за себя и прочие противоположные смирению качества. Соответственно, и при избрании людей от дьякона общины до президента ГК ценят совершенно другие качества. И современная церковь получает соответственный результат, в виде постоянных внутренних стычек. Нам следовало бы вернуться к главному качеству, на котором строил все остальное Иисус, а не к тем качествам, которые ценятся в миру, и которые мы привносим в церковь: дерзновение, наглость, хитрость и умение добиться своей цели. От этого выиграет и церковь в целом, и от этого выиграет духовная жизнь каждого из нас в отдельности, ведь смирение – залог слышания другого, в том числе Бога, залог раскаяния в грехах и последующего послушания Богу. И нормального отношения с другими, а не подавления их в общине.

Практика: Когда я в последний раз проявил смирение? Что это было: согласие там, где я не хотел, послушание там, где я считал по-другому, понимание того, что другой лучше меня? Почему смириться трудно? Я чаще настаиваю на своем или принимаю чужое? Перед кем мне следовало бы быть смиреннее на этой неделе?

2. Доверие. Текст Лука 9:1-6 (с. 74 ВЗ)

Второй отрывок не стоит акцентировать на исцелениях или власти, здесь есть то, в чем мы могли бы быть похожи на 12 апостолов, но навряд ли исполняем заповеданное Христом. Если посерьезнее взглянуть на советы, как стоит себя вести Божьему человеку, можно вывести один важный принцип. Иисус не хочет, чтобы ученики были ходячими теоретиками. Ученики, по Его мнению, — это те, кто жизнью показывают свою зависимость от Своего Господа. Они могли бы как следует подготовиться и запастись, но идут без припасов и запасов (т.3). Это пример жизни, где ты полагаешься не на себя, а на Него. Ученики не ищут лучшего места в городе, где прием будет получше или где кормить будут получше, им достаточно того места, в которое их направило провидение (т.4). И они не чувствуют катастрофу, если их и выгонят из какого-то городка (т.5). Даже отказ слушать их происходит не без Божьего водительства, и апостолы не рассыпают анафемы и не теряют от этого самооценку.

Качество, которое видно во всех этих эпизодах – это доверие, или вера. Она, по мнению Иисуса, должна быть ярко видна в жизни «христиан — профессионалов», или учеников, она же должна оказывать воздействие на их образ мыслей. Если мы подумаем о практике доверия в жизни современных учеников, то обнаружим проблему. В нашей субкультуре вера связана только с двумя вещами: с временем гонений (таких людей вокруг нас все меньше) и с отстаиванием отказа от работы в субботу. Кое-когда вам вспомнят опыты, когда нужно было отказаться от съедения или выпивания чего-то или когда не получалось отдать десятину. И все. Такие опыты случаются раза три за всю жизнь, и в общинах их уже знают наизусть, потому что в течении десятилетий ничего нового в личной жизни людей просто не происходит. Вера в последний раз там проявлялась в 1990-е. А по Евангелию вера учеников должна быть видна ежедневно: в прощении людей, в деньгах, отданных в долг и забытых, в подставленной другой щеке, в получении мира среди беспокойства, в раздаянии чего-то, в жертве, в поступках не по законам этого мира. Самая широкая сфера для того, чтобы попробовать жить как ученик – наши исправленные Иисусом отношения. И в церкви, и особенно за ее пределами.

Практика: Когда в последний раз я проявил доверие Иисусу? Что я тогда сделал? Было ли это не из сферы субботы-свинины-десятины? Где я могу совершить поступок доверия Иисусу прямо сегодня?

3. Мотив благодарности. Текст Лука 10:17-20 (с. 77 НЗ)

Последний отрывок показывает разницу в движущей силе, или мотивах учеников, к которой привыкли они, и о которой говорит Иисус. Вернувшиеся с проповеди 70 христиан испытывают обычную человеческую радость, к которой несколько скептически относится Христос. Они рады своим успехам на религиозном поле деятельности, им нравится власть, которую они получили (т. 17). Удача в делах делает их счастливыми и побуждает к новым достижениям. (Сравните их состояние возле горы преображения, когда придет неудача, или в Гефсимании – у креста, когда популярность и успех сойдет до отрицательной отметки). Если мы считаем, что наше состояние отличается от учеников, то скорее всего, мы ошибаемся. Уже лет 15 в общинах ностальгируют по крещениям 90-х, и почему-то никак не могут остановиться, и меряют христианство статистическими данными, количеством читателей газетки или тем, удалось ли им «приблизить Пришествие на этой неделе», или все было как обычно грустно и безрадостно, потому что безуспешно.

Иисус пытается показать, что не этим живут Его ученики, они строят жизнь не вокруг успехов или неудач на религиозном поприще. Они радуются тому, что спасены, что они приняты на небеса (т.20). Это мотив благодарности, который вызван тем, что сделал Бог. И, в отличие от людей, не пришедших на наши «выставки здоровья», не открывших дверь в подъезд для разбрасывания газет и пригласительных, и даже от слабого посещения церкви, этот фактор неизменен! Счастье учеников должно строиться не на успехах – неудачах, зависящих от людей – от скучно проповедущего или грешащего пастора до неотзывчивых неверующих. Их радость должна строиться на Божьем неизменном отношении. И именно эта глубокая благодарность за спасение и должна стать нашим движущим мотивом. Потому что все остальное – комплексы, вина, зависть, подсчеты, лозунги – вредят нам, и приносят разочарование на долгие годы. Только благодарность за совершенное Иисусом вызывает ответную любовь – единственный мотив, который должен быть у нас.

Практика: Что приносит мне радость в религии? Это тот-же успех, удача и популярность, но в сфере христианства? Как испытывать признание за спасение?

Вывод.

Итак, чтобы стать учениками по сердцу Иисуса Христа, нам нужно:

— вместо желания возвыситься и поступить по-своему становиться смиреннее;
— проявлять доверие Ему в нашей повседневной жизни – в наших отношениях;
— радость от успехов и чисел в христианстве заменить искренней благодарностью.

Похожие записи
Комментарии