Обратить внимание мира

Обратить внимание мира

Обратить внимание мира
Лорен Сейболд

Мы приготовили все. Вычистили церковь. Выстроили в шеренгу всех наших лидеров и спикеров. Потратили серьезные деньги на то, чтобы разослать наши пригласительные билеты по городу. Это были приятные глазу, полноцветные брошюры, в которых говорилось о предстоящей серии проповедей. Что эта серия проповедей о Библии будет наполнена надеждой и утешением. Мы укрепили наши усилия
общей молитвой.
Долгожданный вечер наступил. Но никто из приглашенных людей не явился. Ни один.

Это ранило нас всех, и некоторые из нас были готовы заплакать. Церковь не была очень большой и не такой уж богатой. Средства, которые были потрачены на подготовку евангельских встреч, составили практически всю сумму, что мы смогли собрать. Мы удивлялись, может быть, пригласительные букеты так и не попали в почтовые ящики? Нет, они добрались до адресатов. Но, смешавшись с остальным рекламным спамом в почтовых ящиках наших адресатов, буклеты стали той рекламой, которой никто не внял.

Я помню, как однажды посетил пожилого члена церкви, которая рассказала мне историю из своей юности. Тогда евангелист установил цирковой тент на пустыре в четверти мили от ее дома. «Пришли все», — сказала она. «Все. Это было самое крупное событие в городе.» Тогда
была крещена и она, и вся ее семья.

Но серии евангельских встреч больше не являются самым крупным событием в городе. У них появилось много конкурентов. Это не только другие религиозные встречи, но и просто всякая всячина, от телепередач до кинофильмов и концертов, до… вы сами можете назвать все остальное. Религия уже не привлекает так, как было раньше. И сегодня в культуре присутствует что-то, чего не было тогда, когда я был молод. Это неумолимый цинизм во всем, что связано с организованной религией.

В одной из моих церквей в библиотеке я нашел старую книгу об истории Голоса Пророчества. Я знал, что Х.М.С. Ричардс был первой медийной персоной в церкви Адвентистов седьмого дня. Но я не осознавал, что он был одним из самых первых представителей религии, установивших связи с радио. Когда я был ребенком, список радиостанций, транслировавших Голос Пророчества, не умещался на нескольких страницах – множество станций в каждом штате. Даже в пустынных и малолюдных местах, таких, как Северная Дакота, не было сообщества, где бы вы не нашли радиостанцию, транслирующую его. Не удивительно, что сегодня десятки тысяч адвентистских семей связывают свое членство в нашей церкви с Голосом Пророчества.

Я не уверен, сохранилось ли до сих пор такое большое покрытие территории у Голоса Пророчества. Но многое изменилось. В том же диапазоне сейчас найдутся две или три христианские радиостанции с прекрасными профессиональными программами. И они не транслируют наших радиопередач.

Я был пастором в Силиконовой долине в первые годы развития интернета. Я помню, каким чудом казалось введение в строку поискового движка Альта Висты какого-нибудь термина, в ответ на что внезапно появлялись десятки сайтов. Посетить любой из них, и добавить свою информацию можно было здесь, своими собственными руками. Один из членов моей церкви, увидев такое, сказал: «Это прекратит любую работу».

Но он не осознавал проблему конкуренции. Несколько лет спустя я был частью общегородской евангельской программы в большой агломерации. Я помню, как встретил чудесную молодую пару, людей, которых я очень сильно надеялся крестить. Я думал, что они идеально вольются в нашу церковную семью. Но однажды, когда наша команда пришла к ним домой, они сказали: «Мы посмотрели информацию о вашей церкви в интернете, и прочитали, что это культ. Мы не хотим с этим связываться». Мольбы и аргументы евангельских работников не убедили их. Доступ к интернету – это меч с двумя лезвиями. Он делает всю информацию о нас легко доступной – даже ту, которая нам совсем не лестна.

Чего стоит нам рассказ евангелия всему миру? Я всегда хотел верить, что христианское послание само себя прорекламирует. Люди, которые придут в нашу церковь, испытают в ней опыт отношений с Богом, ни с чем ни сравнимый в миру. Опыт, который придаст им энергии и наполнит силой. Если Евангелие сможет сделать то, на что оно способно по нашим словам, результатом этого станут экстраординарно добрые, честные, великодушные люди, которые живут с уверенностью, что их спасение гарантировано. Другими словами, эти великие люди притянут других к себе. Елена Уайт никогда не высказывалась об этом глубже, чем здесь: «Никакое другое влияние, окружающее человеческую душу, не имеет такой силы, как влияние бескорыстной жизни. Самый сильный аргумент в пользу Евангелия — это любящий и открытый людям христианин». (Служение исцеления, с 470)

Но мы должны были прибегать ко множеству других рекламных методов, чтобы привлечь людей к нам. Несколько лет назад, когда цена на топливо росла, очень хорошая церковь, которую я знаю, с квалифицированным и добросовестным пастором, выкупала стоимость заправки машин на целый день на автозаправочной станции рядом с церковью. (Они выплачивали владельцу заправки тысячи долларов, и просили его о том, чтобы он ставил знак, что сегодня бензин стоит половину свой стоимости благодаря церкви Адвентистов седьмого дня). Я слышал о церквях, которые платят людям, чтобы они приходили в церковь. Я читал о церкви, которая выставляет полные корзинки для сбора пожертвований для того, чтобы люди могли брать эти деньги.

Это необычные примеры попыток привлечь внимание людей. Более распространенными в мире евангеликалов являются различные дорогостоящие программы для богослужений. Самые большие и многолюдные церкви используют классический орган и служение хора на одном служении, а на других рок-группу легкого стиля с хорошей хореографией и состоящую из профессиональных музыкантов. Хотя Иисус мог уйти и не оставить никакого внешнего впечатления, которое привлекало бы людей, лучшие пасторы сегодня должны быть шоуменами, актерами и артистами. В этом очень помогает хорошая прическа (тут есть исключения – да благословит Господь Дага Бэчлора). Хотя сегодня наметилась тенденция больше к дорогим программам, чем к расточительным церковным зданиям, все же еще время от времени появляются Хрустальные Храмы, которые создаются, чтобы привлечь людей к Богу. Но нужно помнить, что большинство церквей Адвентистов седьмого дня небольшие, со средним числом посетителей менее 100 человек, что исключает многих из нас из этого конкурса.

Позже некоторые люди из нашей конфессии затопили целые города экземплярами книги «Великая Борьба». Я, как и многие из вас, получил пользу от этой книги. Но я обеспокоен, является ли «Великая Борьба» самым лучшим нашим подходом к первому знакомству с людьми. Ведь это толстый, викторианский том, который можно признать и анти-католическим, и чаще всего его дарят неловко напечатанным, на бумаге не лучшего качества, и такие экземпляры вы можете увидеть выброшенными в мусор по всему Сан-Франциско. Является ли это хорошим пиаром? Есть ли в нашей церкви такие вещи, как исследование рынка, чтобы мы могли открыть для себя, какие евангельские методы на самом деле работают, а какие отвращают людей от церкви? Должны ли мы позаботиться об этой информации?

Существует жесткая конкуренция, касающаяся внимания людей. Никогда прежде в истории не было столько вещей, которые нужно продать, и знаний, как сделать это максимально эффективно. Когда мы вступаем в рекламную борьбу и говорим: «Эй! Здесь! Посмотри, здесь есть ответы!» — мы становимся только частью большого хора голосов. Почему они должны обращать внимание на наш голос, когда новый внедорожник, или распродажа обуви, или политический кандидат тоже обещают успокоить душу на несколько мгновений? Почему они должны придти на наше шоу, когда им доступно множество еще более невероятных представлений? Почему они должны прочитать наши книги в мягкой дешевой обложке, когда вокруг так много интересных книг? У нас должно быть нечто большее, что-то, что остальные попросту не смогут предложить.

Я не уверен, что у меня есть полный ответ, но я подозреваю, что нам будет нужно иметь дело с глубиной людей больше, чем с силой разных программ. С эффективностью адвентистов больше, чем с эффективностью рекламы. С посвященностью христиан больше, чем с искусностью подачи христианства. Елена Уайт, кажется, согласна с этим. «Только живой верой во Христа как личного Спасителя можно оказать реальное влияние на этот пораженный скепсисом мир», пишет она. «Евангелие, которое мы проповедуем ради спасения душ, должно быть средством спасения наших собственных душ». (Служение исцеления с. 470)

Продукт, который мы предлагаем, должен быть привлекателен сам по себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», сказал Иисус. (Иоанн 12:32). Может быть, мы сегодня озабочены больше церковью, чем христианской жизнью. Может быть, как организация Амвэй, мы сосредоточены больше на продаже, чем на самом мыле.

В одном мы можем быть уверены: Иисус не давал нам разрешения замолчать, сесть на свои церковные скамейки и ждать, что кто-то покажется в нашей церкви. Мы должны найти выход из этого беспорядка. Цветных буклетов и бесплатных книг Елены Уайт недостаточно, недостаточно Голоса Пророчества, и большинство из нас не смогут сделать ставку на поклонение в эстрадном стиле богослужений церквей Виноградник. Нам нужен другой способ привлечения людей. Как сказал Павел, это измененные христиане, которые «познали, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Римлянам 12:2).

Лорен Сейболд – пастор в конференции Огайо, он вместе с Монте Салином ведет блог «Вера в Контексте», касающийся пересечений религии и культуры.

Похожие записи
Комментарии