СШ 2/15 Следование за Иисусом
10 урок «Следование за Иисусом в повседневной жизни»
Мы посмотрим на три отрывка из 12 главы Евангелия Луки, чтобы увидеть, что Иисус хочет сказать о проявлении христианства в нашей ежедневной реальной жизни.
Методика проведения:
Если мы хотим поднять вопрос повседневной жизни, то нам следует вспомнить, в чем именно заключается повседневная жизнь наших слушателей. Тогда мы обнаружим, что каждый день люди сталкиваются с теми-же самыми проблемами, что и мы, обычные люди, живущие обычной жизнью (не пасторы и не работающие в офисах церкви). Возникают трудности с деньгами, мечты, какие-то конфликты, и жизнь течет своим чередом, не предполагая вмешательство в нее веры.
Понимающий нормальную жизнь никогда не включит в нее тему за воскресенье о фарисеях, потому что фарисейство мы проявляем в христианской среде, в церкви или при встрече с верующими, что редко для повседневной жизни нормального человека. Этот отрывок не подходит. То же самое касается темы за четверг из пособий, где делят места в Царстве Божьем, это признак повседневной жизни избираемых на какие-то посты на грядущих выборах, но никак не признак рутинной жизни нормального человека.
Поэтому нам надо смело привести урок в соответствие с интересами и нуждами обычного человека. Мы можем предложить вам два пути – либо взять три притчи Иисуса, говорящие об обычном человеке (сеятель, мины и богач) и построить урок на том, что этими притчами хотел сказать Иисус. Либо поступить так, как делаем мы в этом уроке: взять, как и в прошлый раз, лишь одну главу из Евангелия, и увидеть в ней обращение Иисуса к Своему рядовому ученику — христианину. Такой подход (как и любое изучение главы текст за текстом) кажется нам более правильным потому, что при этом мы максимально хорошо понимаем мысль, вложенную в Евангелие автором. Когда же мы выхватываем тексты из разных мест книги или всей Библии (вставляя в урок Откровение, Амоса или Ефесянам) – мы хотим направить людей к заучиванию удобной именно нам доктрины, а не к тому, чтобы говорило само Слово. Это некрасиво и неправильно.
План урока:
Главный вопрос: В чем я могу проявить послушание Иисусу в течение следующей недели? В какие сферах жизни Ему можно позволить большее присутствие?
Ломка льда: Чувствуете ли вы себя по-разному в субботу в церкви и на неделе в миру? В чем заключается отличие? Дело в окружающих людях или вас самих?
1. Искушение притвориться нехристианином. Текст Лука 12:1-12 (с. 80 НЗ)
Во всех трех отрывках мы берем тексты, которые имеют большой объем, чтобы показать мысль главы. Преподаватель может оставить все так, а может сократить их величину — иногда для понимания сути здесь достаточно пары стихов из отрывка.
Начало главы, в которой Иисус обращается к нашей повседневной жизни (это любимый мотив Луки, в отличие от того-же Иоанна, который ценит лишь жизнь вечную), говорит об опасности, подстерегающей христианина. Иисус называет это «закваской фарисейской», то есть, притворством (т.1). Но в отличие от фарисеев, которые притворяются верующими (см. предыдущую главу), у христиан возникает противоположное желание. Из-за страха (5-7), давления окружающих и властей (11) человек хочет скрыть свою веру и свои принципы. Нужно сказать, что это нормальная ситуация, и вполне естественно играть по правилам общества, а не устанавливать там свои ценности. Большинство сообщества или избранные, держащиеся там у власти, будут давить и запугивать, чтобы ты жил по их указке. Тут Иисус говорит, что прятаться у нас не получится, правда все равно откроется (2-3), так было с Петром во дворе священника. Да и главное, каждый такой шаг разрушает прямые и честные отношения с Иисусом, так что наше с Ним прямое общение и дружба прерываются (8-9).
Пожалуйста, не говорите со слушателями о том, когда они побоялись/не побоялись отстаивать субботу или не были достаточно стойки, когда им предлагали свинину или алкоголь. Создается впечатление, что только в этом и заключается вера адвентистов, в любой церкви бывшего СССР все разговоры идут только об этом. Но есть же сотни других случаев, когда мы идем против своей совести и не проявляем свое христианство. Когда нужно стать миротворцем. Когда нужно первым простить. Когда «забитого» человека на работе или в школе притесняют, а мы делаем вид, что ничего не замечаем. Когда я искушаюсь соврать, слицемерить, притвориться по другим поводам . За всем этим стоит актуальный для каждого из нас страх, и чаще всего это страх неприятия другими людьми, страх от их оценки. Именно это чувство руководит нами, и избавиться от него может помочь только Божья любовь.
Практика: Когда в последний раз я «наступил на горло» своей совести? Из-за чего это произошло? Страх перед чем я при этом испытывал? Почему так сложно признаться себе в боязни? Почему мне так нужна оценка общества/друга/власти? Как научиться быть тем, кто я есть? Как научиться получать недостающее от Бога?
2. Смещение цели жизни с главного. Текст Лука 12:13-21 (с. 80 НЗ)
Второй отрывок главы представляет другую опасность повседневной, несубботней жизни для человека. Здесь показаны две истории с одним общим принципом. В первой человек, встретившись с Иисусом, не находит ничего лучшего, как попросить у него восстановления денежной справедливости (13-14). Представьте, что у вас есть шанс попросить у Бога о чем-то – сделали ли вы так же? Честно говоря, судя по нашим молитвам, мы ушли недалеко. Вторая история еще хуже в том смысле, что все мысли человека забиты его желанием встать на ноги, разбогатеть, достичь успеха, и он толком не живет, когда удача только показалась, приходит день его смерти (16-20). Хотя, конечно, обе истории трагичны в одном – люди тратят жизнь на пустое, ни один, ни второй так и не получают удовлетворения, они несчастны.
Не дайте слушателям уйти в обсуждение того, что «если бы он давал десятину, все было бы хорошо», мы, в отличие он богача, хорошие и тп. Да, мы отдаем десятины, молимся и ходим на собрания, но наши мысли точно также забиты не тем. Цель нашей жизни смещена с главного на то, о чем мы мечтаем. Богачу были нужны сараи, нам же другая недвижимость, достижению которой мы посвящаем жизнь до последнего вздоха. Человеку из народа нужно было обязательно вернуть наследство, а у нас есть другие обиды или произошедшие с нами несправедливости, на решение которых мы отдаем все свои силы. Будь то развлечения (путешествия, комфорт, накопление на счете), или достижение цели (месть за обиду, обеление моего честного имени, возвращение отнятого врагом, назначение меня вместо некомпетентного обижающего начальника) – все это пустое прожигание жизни.
Иисус намекает нам и на то, чего же все-таки нужно держаться – это «богатение в Бога» (21). То есть жизнь, которая делает твои с Богом отношения богаче с каждым днем. Это не десятина, накопленная в небесных сокровищах, не количество субботних или проведенных за раздачей газет «трудодней», как мы иногда неправильно понимаем Евангелие. Суть нашей жизни – в Боге, и ни в чем другом.
Практика: Какая мечта – самая большая в моей жизни на сегодня? Что должно произойти, чтобы я от нее отказался? Или чтобы я просто не тратил столько времени, думая о ней? Что мне нужно сделать, чтобы понемногу начинать мечтать о лучших отношениях с Богом? Или меня в них все устраивает? И Бога тоже?
3. Мнение, что я – хозяин своей жизни. Текст Лука 12:35-46 (с. 81 НЗ)
Заключительный отрывок главы (мы пропустили тексты с 22 по34 из-за того, что они продолжают мысль второго принципа) говорит о том, кем христиане считают себя. Все перечисленные тексты говорят о них, как о рабах, или слугах (новый перевод). Если человек считает себя слугой в повседневной жизни, то он находится в поиске того, где применить себя (35-36), рад дать людям необходимое (42) и вообще, понимает, что его предназначение – помогать другим. Такие люди идеально подходят для царства, где все друг другу служат, в нем и Глава — такой (37). То есть, не научившись этому, и не полюбив служение другим, на небе нам будет невыносимо тяжело. Навряд ли мы захотим там остаться.
Когда же человек считает себя, а не Иисуса Господином жизни, он не просто равнодушен к ним и черство проходит мимо, Иисус подчеркивает, что проблема будет заключаться в презрении и унижении окружающих, которые должны служить ему (45-46). Получается, что, либо мы живем смиренно, не называя, а считая Иисуса Господином (Господом), а себя – слугами, готовыми спустить жизнь на других (как, кстати, сделал наш Пример). Либо мы сами себе на уме, и тогда получается, что все, и даже Бог, служат нам на посылках. Обратите внимание на свои молитвы, и тогда вы увидите, кто на самом деле главный, и кто кому служит: я Богу, или Бог мне. Кто кого зовет и просит что-то сделать: Бог нас или мы – Его.
Такой подход, кстати, был бы прекрасен и не только в реальной жизни, но и в жизни церковной. К сожалению, любой человек из нашей субкультуры не понаслышке знаком с властью внутри церкви, выборами, и сопутствующими им событиями. Воспринимает ли человек себя слугой хотя бы в церкви? Скорее нет, чем да, и любой пост от дьякона до президента воспринимается именно как «власть». Это плохо.
Практика: Я ощущаю себя распорядителем своей жизни или ей распоряжается Бог? Когда в последний раз я соглашался, чтобы Он повелевал мной? Когда в последний раз я повелевал Им (просил/уговаривал/брал «верой»)? Могу ли я выделить хоть один день на сл. неделе, чтобы повыполнять Его волю и поучиться служению? На небе мне будет комфортно, или я не хочу служить всю вечность?
Вывод.
Итак, чтобы принести веру и в реальную жизнь, нам нужно:
— решить стать христианами навсегда, не притворяясь, даже когда вера нам не выгодна;
— обнаружить, что самое главное здесь, как и в вечности – обогащение отношений с Богом;
— учиться получать удовольствие от служения другим, а не от господства ими.
http://pastoreugene.com
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10