СШ 3/2014 Сын
2 урок «Сын»
Этот урок мы проведем по той-же самой схеме, что и прошлый. Бог мог бы представить Себя человеку Кем угодно, почему Он выбрал именно образ Сына? Что Он хотел сказать нам этим?
Методика проведения:
Главная трудность всех уроков нашего пособия – повторяемость. На практике преподаватели СШ рассказывают просто то, что они знают о Троице, субботе, втором пришествии и т.д. В основном это те мысли, которые слушатели выслушивают от них каждый квартал, повторяемые с точностью до предложения. Поэтому главное для хороших преподавателей – не попасться в эту ловушку. Да, Вы можете с пеной на губах доказывать, что Святой Дух – это Личность в следующем уроке CШ. Но не делали ли Вы этого во всех уроках о СД, которые Вы проводили? И нужно ли это Вашим слушателям? В 99,99% случаев у них никогда не стоял и не будет стоять вопрос о Божественности Святого Духа или Иисуса Христа. А вот чувствовал голос Духа далеко не каждый из Ваших слушателей. Поэтому преподавателям стоит задумываться, что нового они внесут в этот раз в рассказ о той же самой доктрине? И насколько полезным будет урок с практической точки зрения?
Скука на уроках, отбивающая заодно и интерес к домашнему чтению Слова, складывается из двух основных факторов.
Первое — повторяемость одного и того же изо дня в день, из субботы в субботу. В Библии 66 книг и тысячи тем. Мы берем из всего этого многообразия только свои любимые в нашем сообществе тексты и темы, не выходящие за пределы 28 доктрин.
Второе – непрактичность. Да, я могу вызубрить, в какой день сотворены рыбки, а в какой – птички и червячки. Но какой мне (и нашим детям на детских СШ) от этого толк? Церковь существует не для развития памяти, она нужна для пробуждения интереса к Слову и научения, как им пользоваться в моей жизни. Давайте и будем заниматься именно этим.
План урока:
Главный вопрос: Что желает сказать нам Иисус, представляя себя как Сына? Как этот образ должен повлиять на мою жизнь?
Ломка льда: Здесь мы можем воспользоваться второй возможностью начать урок с разговора о семьях наших слушателей. Можно спросить слушателей об их детях:
кого они ждали (или хотели бы в будущем, если слушатели несемейные) больше – сына или дочь? Почему?
1. Сын, послушный Отцу. Текст Лука 22:40-44 (с. 95 НЗ)
Рассматривая прочитанный отрывок Евангелия как ответ на вопрос, почему Иисус представляет Себя Сыном, мы можем обнаружить первую причину. Это зависимость, доверие, или послушание. Говоря на языке наших семей, Иисус показывает, что Он так же относится к Богу, как послушный ребенок относится к родителям. Ребенок не считает, что родители относятся к нему плохо, и он выполняет то, что они от него требуют. В тексте мы читаем о примере такого послушания – истории Гефсимании. Здесь описана борьба двух разумов, воли Иисуса и воли Отца. Как и у всех жителей нашей планеты, у Иисуса в этот момент был Свой взгляд на будущее – Он не хотел пить чашу страданий. Но Он доверяется Богу с кротостью ребенка, соглашаясь выполнить не Свои желания.
Главное, что мы можем вынести из этого примера сыновства – что и мы называемся «детьми Божьими». Причем рассуждая об этом термине, в традиционной адвентистской среде люди говорят об какой-то особенной защите Богом своих детей (все вокруг заразились, а я – нет), а в либеральной среде принимается навеянный харизматическим движением взгляд на повышение самооценки (я дочь Царя, кто мне все вы). Евангельский же взгляд на то, чем отличаются дети Божьи – наличие у них доверия Богу. Простыми словами, в случае своих планов на будущее или настоящее, они всегда корректируют свою жизнь в пользу того, что им предлагает Бог. Это может быть больно, может противоречить инстинкту самосохранения, как было в Гефсимании у Иисуса, но так всегда делают Божьи дети.
Практика: Как я представляю Иисуса в виде Сына? Была ли у Него такая же борьба с послушанием Богу, как бывает у меня? Когда такое было в последний раз в моей жизни? Как в этих случаях можно погасить свои инстинкты и довериться? Где сейчас в моей жизни происходит самое большое недоверие/непослушание? (или я уже свят и полностью послушен Богу?)
2. Сын человека. Текст Лука 9:57-58 (с. 76 НЗ)
Этот отрывок несколько выбивается из нашего традиционного взгляда на Сына. Обычно мы говорим о Нем только как о Сыне Божьем, в Евангелиях же Он говорит о Себе чаще не как о Божьем Сыне, а как о Сыне Человеческом. Богословски, это
ссылка на Его роль в суде из книги Даниила, но в ряде мест (как в нашем отрывке) Сын Человеческий означает просто «плоть от плоти человек», «принадлежащий людям». И в Евангелии от Луки, самом «человечном» из всех четырех, этот титул у Иисуса самый любимый. По сути же, мы видим здесь принцип снисхождения к человеческому роду, приближения к нам настолько, что Бог становится таким, как мы, плоть от плоти нашей. Это похоже на человека, любящего муравьев настолько, чтобы самому стать муравьем и вывести их из муравейника, которому грозит лесной пожар. Бог же идет на этот шаг, проявляя образец отношения к другим, огромное желание им послужить, вплоть до воплощения.
Принцип, который мы можем взять отсюда (кроме благодарности за такую любовь Бога) – это желание послужить другим настолько сильно, что ты готов стать таким, как этот человек. Так как в «нас должны быть те же чувствования, что в Иисусе», то похоже, это должно воплотиться и в нашей жизни. Текст Евангелия показывает, насколько самоотречение характерно, близко для Того, на кого мы планируем быть похожими (если эти слова – не благочестивая болтовня). Он делает настолько большой шаг, чтобы послужить человеку, что отдает даже место для отдыха. Кстати, отдых или покой – главное, что противостоит нашему желанию послужить. (О позитивном – место отдыха Отец, Которому Он доверял согласно п.1, Ему все-таки давал каждую ночь).
Практика: Каким я представляю Иисуса, когда слышу слова «Сын Человека»? Доволен ли я тем, как много Он сделал для меня? Насколько принцип служения характерен для меня? Считаю ли я служение другим жизненно важным? Или я хочу «быть похожим на Иисуса» в мыслях, а не в реальной жизни? К кому на этой неделе я могу приблизиться, пожертвовав собственным покоем?
3. Похожий на Отца. Текст Марк 15:39 (с. НЗ)
Последний отрывок Евангелия показывает взгляд на Иисуса постороннего человека, не искушенного богословскими познаниями и вообще верой. Сотник, глядя на смерть Христа (или даже на то, что Он говорит, и как ведет Себя на кресте), делает необыкновенный вывод. Он оценивает Иисуса как Того, Кто похож на Бога. И эта оценка свидетельствует, что висящий на кресте вел себя необыкновенно для привычного к тысячам казней и смертей глаза воина. Иисус говорит, поступает, и общается так, что в нем сразу видно: Он похож не на человека, а на Своего Отца.
Интересно, что сотник не говорит, что это человек был обычным религиозным фанатиком, каких здесь в Израиле тысячи. Он видит живую копию небесного существа.
Говоря о нас, можно оценить копирование Бога нашим поведением. Мы понимаем, что для современных христиан это необязательное дело, мы в церкви больше настроены на копирование учения, а не дел. И в соответствии с этим учением, мы становимся фанатиками каких-то идей: вегетарианства, триединства, или его отрицания, отрицания или преклонения перед Еленой Уайт и тп. Мы занимаемся буквоедством, тогда как христианство состоит не в правильных доктринах, оно состоит в том, чтобы мы были похожими на Бога в своей жизни. Чтобы даже неискушенный человек, поставленный казнить нас, взглянув, увидел в нас привлекательность Спасителя.
Практика: Что о моем христианстве говорят неискушенные религией люди? Я больше интеллектуальный христианин или практический? Я считаю христианством жить как Иисус или соглашаться с 28 доктринами церкви АСД? Могу ли я завтра поступить хоть один раз, как делал в Евангелии Иисус?
Вывод.
Итак, Иисус говорит о Себе, как о Сыне, чтобы мы, как Божьи дети:
— доверяли Богу, несмотря на свой жизненный опыт и планы;
— служили другим, жертвуя своим покоем;
— были христианами практики, а не доктрин.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10