СШ1/2015 Слова истины
9 урок «Слова истины»
В предстоящем уроке на примерах из 23 и 24 глав книги Притчей мы посмотрим на необходимость ограничения своих желаний и обнаружим, в чем именно нам сегодня нужен самоконтроль.
Методика проведения:
Сегодняшний урок почему-то повторно включает главу, которая была предложена для изучения в прошлый раз, и на которой мы строили предыдущий урок. Это означает, что, если вы проводите уроки с помощью нашего плана, брать для чтения мы будем только 23 и 24 главы книги Притчей.
Название и направленность урока соответствует предыдущему, мы говорим «про истину», то есть автор не ограничивает нас никакими рамками, любая избранная нами в этих главах тема будет темой «про истину», «про мудрость» и «про Бога».
Поэтому мы пошли по пути наименьшего сопротивления и выбрали из 23:1-24:34 три отрывка, которые кажутся нам наиболее продуктивными для прочтения. Их объединяет единая для всех тема невоздержания. Два отрывка являются любимыми адвентистскими, что может быть полезнее, чем ставить аудиторию перед текстами Ветхого Завета, которые они видят впервые в жизни, и это их ошеломляет. К тому-же, все три наших отрывка развиваются по одному сценарию: человек позволяет себе гораздо больше, чем должен был, и получает из-за этого трудности.
Мы настоятельно рекомендуем в этом уроке сделать еще одну часть, делающие выводы дополнительно к разборам самих текстов. В ней будет необходимо коснуться вашей аудитории, и попытаться с ними определить, какими проблемам с излишествами страдают слушатели, и попытаться, насколько возможно, закрепить это осознание, либо наметить пути выхода из сложно ситуации. Можно поместить это и внутрь трех пунктов.
План урока:
Главный вопрос: Какой вред приносит бесконтрольная жизнь? В каких сферах жизни нам нужно Божье вмешательство для освобождения от излишеств?
Ломка льда: Какие привычки вы считаете самыми вредными? Почему? Бывают ли полезные привычки? Какие из них есть у вас? Эти вопросы помогут войти в тему сложности отношений человека с тем, что он привык делать.
1. Испорченные бесконтрольностью отношения. Текст Притчей 23:1-8 (с. 658 ВЗ)
В нашем первом отрывке (за исключением 4 и 5 текстов) описывается ситуация, когда человек попадает в гости либо к правителю, либо к завистливому знакомому. В обоих случаях он может «позволить себе» поесть от души те вкусности, которые он хотел бы попробовать. Хотя мы с некоторой насмешкой смотрим на нездоровый интерес человека к еде, мы забываем, что это одна из самых показательных проблем в наших взаимоотношениях со своим телом, разумом и силой воли. Иначе истории борьбы Библейских героев с едой: Евы с плодом, Ноя с виноградом, Исава с похлебкой, Иисуса с хлебами и Петра с мясом были бы выдумкой. Плюс не нужно забывать, что в те времена не было такого большого спектра развлечений, как у нас, и поэтому вкусная еда занимала гораздо большее место в жизни удовольствий, чем она занимает у нас сейчас. Да и сегодня, посмотрите на свою реакцию, когда вместо обычно огромного выбора продуктов вы попадаете в место, где всего лишь несколько видов продуктов, и вы понимаете, что ими ограничится ваш рацион.
Конечно, главная трудность, которую подчеркивает Соломон, заключается в том, что человеку стоит ограничить свое употребление еды не по вопросам ее кошерности, здоровья, переедания или излишеств. Первым Соломон поднимает вопрос отношений. Уйдя «с головой» в увлечение, ты теряешь необходимое для правителя достоинство, как это показано в отрывке 1-3. Либо ты портишь связь с человеком, которого ты случайно ранишь своей бесконтрольностью (поедание угощений человека, склонного не тратить на нее лишние деньги – жадного завистника из 6-8).
Что бы мы ни говорили, но даже христианские привычки вызывают большие трудности в отношениях (см. рацион, молитвы и лояльность царю того же Даниила), тем более могут коробить других вещи, которые на самом деле вредны и ранят их. Поэтому человеку просто необходимо рассматривать свою жизнь со стороны, и просить других подсказать, в чем ему нужно себя контролировать. Речь может идти о проблемах в высказываниях, критичности и негативном восприятии мира, в манипулировании и непрощении, которые тоже нужно контролировать в нормальном сообществе.
Практика: Есть ли у меня проблемы с излишествами? Я идеален или они существуют? Влияет ли какое-то мое излишество на отношения с окружающими? Когда мне в последний раз говорили об этом? Я защищался или изменялся? Кто мог бы помочь посмотреть на себя со стороны? Когда я спрошу его об этом?
2. Вызванная бесконтрольностью зависимость. Текст Притчей 23:29-35
Это один из самых любимых адвентистами текстов, и нужно сразу определиться, что в нашу задачу не входит демонстрация того, как хороши мы, непьющие адвентисты, по сравнению с остальными людьми – алкоголиками. Наш урок проводится не для практики осуждения людей. Нам нужно лишь увидеть принцип, который стоит за вторым примером Соломона. Здесь он говорит о человеке, который не употребляет слабый алкоголь умеренно, а превращает каждое употребление напитка в безудержный запой. Здесь есть и ссылка на наш предыдущий пункт – социальный аспект излишеств (плач и ссоры из т. 29 и склонность к запретному из т.33). Но нам более интересно другое. Проблема употребления алкоголя, да и почти всех других излишеств заключается в том, что они вызывают привыкание. Здесь мы можем говорить о зависимости от «позволенного себе», какими бы сложными ни были последствия того, что мы наделали. Человек с раком легких выходит из больницы покурить. Алкоголик, потерявший семью, «от горя» пьет еще сильнее. Уличенный в обмане придумывает новые и новые факты.
Иными словами, «позволяя себе» лишнее, мы можем стать его рабами. И дело совсем не в колдовских свойствах алкоголя или никотина, дело в колдовских свойствах греха. Как только человек попадается на что-то, что займет его мозг, сосредоточит вокруг себя всю его жизнь, украдет его от нормальных отношений, семьи, детей и Бога, срабатывает магнит, который уже не разорвешь ничем, кроме чуда. Включается механизм погружения тебя в тюрьму. Ты становишься одержимым, и даже твои дряхлые жигули или рыбалка заберут тебя от жизни навсегда. О сериалах, компьютерных играх, одноклассниках и все более увеличивающихся рабочих часах речи даже не идет. Обычно способом выхода на свободу здесь бывает страшный кризис, пережитый человеком, или сверхъестественное Божье вмешательство. Поэтому умнее будет как можно раньше обнаружить свою ловушку, и просить у Бога «отпустить измученных на свободу».
Практика: Какие зависимости есть у окружающих меня (кроме алкоголя, курения и объедания)? Что в моей жизни я не могу контролировать? На что я трачу больше времени и жизненных сил, чем стоило бы? Почему мне это интересно? Могу ли я попробовать остановиться, или мне уже нужно чудо?
3. Загубленная бесконтрольностью жизнь. Текст Притчей 24:30-34
Последний отрывок из книги Притчей рисует картину, замеченную автором «за забором» безымянного героя. Его проблема заключается в том, что становится главным последствием бесконтрольной жизни, — в ее разрушении. В данном случае излишнее желание отдохнуть и дать себе расслабиться превратилось в разрушивший жизнь человека рок. Конечно же, никто из нас не считает себя ленивыми. Мы просто позволяем себе минутку (или денек, или недельку) отдыха, мы хотим побыть в комфорте, пожить, наконец для себя, и тп. Суть не в этом, принцип отрывка – в том, что излишество может загубить смысл жизни человека и превратить его существование в бессмысленное.
Честно говоря, мы практически не считаем это проблемой, относящейся к христианству, так как, по нашему мнению, христианство должно заботиться о спасении. А то, выполняю ли я Божью волю, исполняю ли я свое предназначение – никого не касается. Главное, чтобы я был спасен. А спасен я, несомненно, буду, считает средний христианин, вычеркнув из своей Библии притчу о талантах, истории исполнения героями веры прямых повелений к их жизни, и все просьбы Христа к ученикам куда-то «пойти» и что-то «сделать». Мы считаем это вещами отдельными от того, окажусь ли я на небе. Конечно, окажусь, ведь я принял Христа и крестился.
Так бесконтрольные вещи (чем бы они ни были) рушат нашу земную жизнь, превращая ее в суету, и становятся нашим реальным Богом, которому мы служим, вместо повиновения Богу реальному. Суета, отдых, пожиратели времени, что угодно может стать нашей главной любовью, которая возьмет всю нашу жизнь, не оставив ничего для Царства.
Практика: Понимаю ли я свое предназначение? Спасусь ли я, если я не выполню главную цель своей жизни? Что больше всего сегодня мешает мне стать тем, кем меня хочет видеть Бог? С какого излишества я хотел бы начать свое освобождение?
Вывод:
Итак, для того, чтобы стать свободным от бесконтрольных вещей, нужно:
— попросить друзей рассказать, какими увлечениями и привычками я задеваю их;
— задуматься, что забирает меня от реальной жизни;
— просить Бога о том, чтобы Он стал главной любовью моей жизни.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10