СШ 4/2014 Приготовление к жатве
11 урок «Приготовление к жатве»
Этот отрывок из Иакова поможет нам посмотреть на три вещи, которые должны произойти за долгий промежуток времени, когда христиане ждут Пришествия.
Методика проведения:
В этом уроке, как и в любом, можно пойти по стандартному и нестандартному пути. Можно сосредоточиться на теме Второго Пришествия, как предлагается в тексте пособия, и вновь пойти по накатанной лыжне, решая со слушателями, так все-таки скоро или не скоро это случится, перечисляя признаки, знакомые нам с евангельских программ, и в очередной раз придя к выводу, что конец мира уже очень близко. Сложность здесь будет только с тем, что Иаков не обсуждает Пришествие, он обсуждает наше состояние, когда нам приходится ждать.
Можно пойти по нестандартному пути – попытавшись объединить отрывок из Иакова одной темой, наиболее ярко проистекающей из текста. Такая тема сразу бросается в глаза, — это время, на которое апостол хочет нас настроить. Именно вокруг него мы и будем строить этот урок. Вокруг долгого периода ожидания, за который может случится всякое, мы и будем строить занятие, связав подтемы Иакова с нашей современной жизнью. Нам останется лишь поделить отрывок на составляющие части, и такие подтемы легко вычленяются, за исключением последнего текста.
Главная сложность этого отрывка – это его последний текст, который, казалось бы, не вписывается в общее повествование, и вообще кажется каким-то чужеродным в теме апостола. Тут есть два пути. Первый – более легкий, вообще не трогать его. Не случится ничего страшного, если каким-то текстом придется пожертвовать ради донесения главной вести. Второй – более сложный, попытаться включить текст в подтему. Если у Вас это получится, значит, Вы начинаете понимать Писание 🙂
План урока:
Главный вопрос: Почему Бог не спасает человека в момент его обращения? Для чего Он использует время нашей христианской жизни до Второго Пришествия?
Ломка льда: Когда Вы дольше всего стояли в очереди? Чего Вы ждали? Как Вы обычно чувствуете себя в очереди? Какие там бывают трудности?
1. Христианство подразумевает долгий рост. Текст Иаков 5:7-8 (с. 172 НЗ)
Первые тексты отрывка предлагают сравнение, которое Иаков сделал с земледельцем, долго ожидающим урожая. Для того, чтобы на поле хоть что-то выросло, нужно время, за которое пройдут нужные дожди, почва, и позже растения будут обработаны и наступит время урожая. Иаков сравнивает с этим процессом нашу христианскую жизнь, и здесь стоило бы взять за основу размышлений наш духовный рост, наше христианство.
Большая проблема многих верующих заключается в том, что они считают, что изменения в жизни (в том числе большее посвящение в христианство, оставление неприглядных вещей, служение) происходят в один момент. Ты крестишься – и на следующее утро просыпаешься безгрешным. Ты прослушиваешь раскрывающую глаза проповедь от супер проповедника – и твоя жизнь расцветает радугой. Ты за ночь прочитываешь книжку духовного автора (конечно же, не изданную прежде на русском или запрещенную к прочтению) – и ты становишься святым. В реальности все далеко не так просто, но множество христиан все еще ищут таблетку-панацею от своей духовной слабости, вместо того, чтобы посвятить свою жизнь рутине ежедневного выстраивания отношений со Святым Духом.
На самом деле Царство Божье даже Самим Иисусом сравнивалось с семенем, которое растет в зависимости от почвы, того, сколько сорняков, птиц и прочих факторов его окружают. В очень редких случаях даже в Евангелии чудеса изменений случались одномоментно (разве что у Закхея), почти всегда это было завершением долгого процесса подготовки (хождения против рожна как у обращения Павла, или долгой жизни по совести, как у сотника, построившего синагогу). В этом пункте нужно увидеть, понимают ли слушатели, что изменения требуют долгого времени и исполнения планов Божьих на их жизни. Этот пункт может стать лекарством против фанатизма у слушателей, и, главное – переключением их внимания с внешних факторов на внутренний рост. И к пониманию того, что на перемены в мышлении, и тем более, в поведении, требуется долгое время и упорный труд.
Практика: Как обычно происходят перемены в моей жизни – одномоментно или долго? Есть ли внутри меня неудовлетворенность моим христианством? Жду ли я какого –то чудесного учителя, пастора, книги или видеозаписи, которые «откроют мои глаза» и сделают святым? Как на этой неделе я могу помочь Царству произрастать во мне поэффективнее?
2. Время требуется для того, чтобы мы научились отношениям. Текст Иаков 5:9
В следующем (единственном) тексте второго пункта мы видим другой фактор, для которого Бог использует время. Это проблема с окружающими нас людьми, и именно фактор времени показывает нам наше истинное лицо и наше реальное отношение к окружающим. Нам только кажется, что «я сорвался», «был тяжелый день», если бы у меня не было проблем на работе, «я бы вел себя по-другому». Мы считаем, что наши трудности в отношениях, гнев, срывы, нежелание видеть кого-то и прочее – ненормальное состояние, внутри же мы белые и пушистые. Иаков говорит, что это не так. Время показывает наше истинное лицо, которое мы уже не можем прятать, и мы вовсю начинаем «сетовать», то есть, раздражаться и жаловаться на людей, с которыми мы живем.
Если первая иллюзия касалась возможности чудесного одномоментного духовного роста, то вторая иллюзия, которой мы наполнены до краев, касается оценки наших отношений к людям. И истинную картину можно заметить только по прошествии времени, — например, нас может не раздражить нахал в автобусе, но «любимый супруг», забывший положить грязные носки в корзину, доведет до исступления. Почему? Потому что включился фактор времени. Первая любовь в общине, которая просто пылала. когда мы приняли крещение и впервые увидели друг друга в мокрых халатах и с цветочками сменяется слухами, враждой и тем-же раздражением через несколько лет из-за того, что время проявило нашу настоящую природу. Мы просто «устали терпеть». Это верно и для церкви, и для пропажи любви в семье, и для любых отношений. Время открывает нам правду на наше отношение к другим людям, Бог же использует это время для того, чтобы до Пришествия мы научились строить отношения по-настоящему. В этом пункте можно поговорить (если успеете) о причине нашей нетерпимости, о том, почему такое происходит, и о том, что можно сделать конкретного и в вашей семье, и в вашей общине.
Практика: Какое состояние я считаю нормальным для себя – терпение к окружающим, или раздражение на них? Отчего я «срываюсь»? Что не могу вынести? Можно ли объяснить пропажу первой любви в моей общине фактором времени, выявившим правду? Что я могу сделать, чтобы не раздражаться и не сетовать? Как быть в общине, где атмосфера полна раздражения?
3. Долгие трудности позволяют научиться доверию. Текст 5:10-12
Это, возможно самая сложная часть урока из-за особенностей текста письма, но мы попытаемся вычленить принцип из обсуждаемого. В последнем пункте Иаков упоминает пророков и Иова, которые ставятся читателям в пример. В обоих случаях (в гонениях на посланных Иисусом пророков и сомнениях в «христианской» жизни Иова) мы видим общее – постоянное давление на них из-за их христианства, приводящее к злостраданиям (т.10). Интересно, что причиной трудностей в случае пророков является то, что Бог послал их пророчествовать, в случае Иова еще более ярко видна причина – его чистая жизнь и верность Богу. Иными словами, чем больше верность Богу, тем большие проблемы она вызывает со временем. Для чего Бог это делает? Видимо, для того, чтобы мы научились доверять Ему, держаться за Него и ценить отношения с Ним.
И еще одно. Сложный 12 текст, на наш взгляд, говорит о раздражительности в момент, в который можно было бы спокойно ответить да, или нет. Человек же, подгоняемый лукавым и распаляемый своими эмоциями, пытается защититься, и доказывает свою правоту криками, взываниями к авторитетам или клятвами. То есть такие клятвы – это проявление нашего нетерпения. И это наша характеристика, четко подмеченная апостолом. Если на нашу долю выпадают «злострадания», мы сделаем все, чтобы правдами и неправдами, клятвами и чем угодно доказать свою справедливость перед обвинителями. Пророки же, терпящие несправедливость, и Иов с желанием услышать оценку своей жизни от Бога показывают, что путь вынесения страданий – другой. Возможно, здесь и кроется секрет терпения – когда ты волнуешься за оценку тебя Богом, а не кем-то другим. Вообще же в этом пункте можно пойти и по пути награды, ведь Иаков несколько раз упоминает завершение жизни Иова как пример для нас. Это станет неплохой кульминацией в классах, которые проводятся в зале.
Практика: Есть ли в моей жизни трудности из-за христианства? Когда я в последний раз подвергался гонениям? Встречаясь с несправедливостью, я пытаюсь очистить свою репутацию? Я раздражаюсь, приводя доказательства? Буду ли я спокойнее, когда узнаю, что думает обо мне в этот момент Бог?
Вывод. Итак, чтобы наилучшим образом использовать время до Пришествия, нам нужно:
— обращать внимание на то, происходит ли мой рост;
— учиться здоровым отношениям с окружающими;
— использовать трудности, выпавшие нам из-за христианства, для воспитания веры.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10