СШ 4/2012 Суд перед Пришествием
Урок СШ о суде перед Пришествием
Если Вы захотели провести несколько выступлений об одном предмете (чем бы он не был), то для успеха Вам нужно четко определиться, что Вы будете говорить на 1, что на 2, и что на 3 занятии. Дело в том, что слушателям не нравится, когда мы повторяемся, сколько бы мы не успокаивали себя фразой «повторенье- мать ученья». Мы сами, в первый раз посмеявшись над какой-нибудь шуткой, услышав ее во второй раз, только выдавим из себя улыбку, а в третий — будем раздражены. Повторенье — мать ученья только когда ты по-другому смотришь на предмет, открывая в нем что-нибудь новое.
К сожалению, в этом квартале мы уже три раза говорили примерно одно и то же о жертве, ну а теперь настало время поговорить во второй раз о суде. В следующем уроке нас ждет третья встреча с ним. Таким образом, преподавателям урока нужно будет проявить изобретательность, чтобы не скатиться на те-же самые рельсы и не раздражать наших слушателей рассказами про «йом киппур», козлов, и «время начаться суду с дома Божьего».
Другая особенность этого урока, в которой Вы можете завязнуть, — это абсолютная неприменимость суда перед Пришествием к жизни. И праведники и грешники судятся заочно, так что эта тема мне в личной жизни не сильно нужна. Если мы хотим вызвать ею возрождение благочестия, то давайте и будем говорить о нем, а не о суде, который, возможно, где-то сейчас происходит.
Мы возьмем нашей главной темой: Как судит Бог? В чем отличие Божьего суда от нашего? Что Бог делает, когда мы грешим перед Ним? Какие действия Он предпринимает?
Для ломки льда можно спросить у слушателей, пробовали ли они менять другого человека? Отучать от привычки, воспитывать, — ребенка или взрослого. Получилось это у них или нет? Дело в том, что наш урок будет о помощи Божьей в нашем изменении после греха.
Весь план мы построим на тексте из Бытие 3, где описывается первый Божий суд в том виде, в котором он существует до Пришествия. (Мы не берем в учет карающие суды типа потопа, Содома, суд Валтасара и тп., об этом — отдельный разговор).
1 Помощь в осознании Текст Бытие 3:9-13 (с. 3 ВЗ)
Первое, что делает Бог после греха — пытается привести человека к осознанию того, что он сделал неправильно. Это происходит разными методами, но цель всегда одна, чтобы мы сами поняли, где поступили неправильно. Каина спрашивают, почему он опустил свое лицо и ходит огорченный. Давиду рассказывают об овечке. Еву и Адама достают из кустов и задают им вопросы. Все это делается не для того, чтобы «провести серьезное расследование» для Бога или небожителей. Это делается для самого согрешившего, чтобы он увидел, что сделал не то, что должен был.
В чем отличие нас, людей, когда мы сталкиваемся с грехом/проступком какого-то человека? Нам не нужно его осознание, и мы не настроены на его спасение. Поэтому самый действенный метод «борьбы с грехом другого» в любой церкви — жесткое унижающее обличение, заставляющее человека уйти из этого сообщества, или закрыться, но никак не признать свою проблему.
Практика: Как Бог обычно работает со мной во время Своего суда? Он задает вопросы? Показывает пример других людей? Как я обычно узнаю о своей неправоте? Занимаюсь ли я грехами/падениями других людей? Могу ли я делать это мягче, так, чтобы человек сам понял свою ошибку?
2 Помощь в Божьем вмешательстве Текст Бытие 3:14-15 (с. 3 ВЗ)
Этот ветхозаветный отрывок известен любому человеку, посещающему церковь еще со времен евангельских программ. Бог в проклятии змея говорит о Спасителе, семени жены, которое поразит змея в голову. Здесь нам не нужно уходить в ВЗ пророчества о Мессии, здесь нужно выделить принцип: это суд, Бог приходит остановить грех, наказать его, разобраться с ним. Как Он это делает? Обещая Свою помощь в решении проблемы. Давая надежду человеку, пока тот еще помощи не чувствует, а затем, помогая Ему силой и решением проблемы греха в искуплении. Для Бога, похоже, главное, — не обязательное наказание человека. Для него главное удаление греха, возвращение человека, и Он готов взвалить человека на Свои плечи и пронести там, где он падает. Даже если это будет стоить Ему жизни.
Так судит Бог. Ну а мы в момент разбирательства с грехом больше думаем о справедливости, чем о милости. Обратите внимание на этот отрывок — тут человек еще не признался в грехе, и Бог даже такому обещает Свою помощь. В нашей христианской практике мы иногда прощаем, милуем, но этому обязательно должно предшествовать полное раскаяние виноватого против нас, вплоть до ползания перед нами на коленях. Если такого не происходит, мы не смилостивимся над ним ни капельки. Плюс ко всему, у нас есть то, что мы прощаем и не прощаем, градация грехов, которые нельзя оставить без наказания (в этом смысле мы бы никогда не вернули предавшего Петра даже на пасторское служение). А что касается нашей помощи грешнику, это вообще не входит в наши интересы — носить бремена друг друга.
Практика: Чувствуете ли Вы Божье вмешательство в Вашей борьбе с грехами? Или Бог проявляет Себя в Вашей жизни только в помощи (не опоздать на автобус, получить премию и тп)? Действительно ли Он дает силу? Как ее получить? Могу ли я на этой неделе помочь хоть одному человеку в его борьбе с грехом?
3 Помощь в создании условий для изменения Текст Бытие 3:16-19 (с. 3 ВЗ)
Последнее, что Бог делает во время разбирательства со грехом — это так называемое «наказание». Чем отличается заявленный в нашей теме «Суд перед Пришествием» от последующих судов, так это как раз легким, помогающим наказанием. Последствия греха, которые Бог допускает, занимают твое время, забирают силы и здоровье, делают тебя слабым, неавтономным, зависимым от Бога. Иными словами, создают все условия для того, чтобы ты больше от Бога не отошел. Чтобы ты не мог жить без него. Именно с этой целью Бог посылает Каина в путешествие и лишает его «силы земли», ограничивает срок жизни людей чуть позже, да и даже выбор Давидом наказания от Бога, а не от людей несет в себе тот же смысл: произвести вынужденную близость к Богу. Господь создает условия для того, чтобы мы с этого момента не могли спокойно жить без Него. Поэтому нести последствия греха не нужно бояться, какими бы они не были, они «приземляют» тебя, смиряют твою гордыню, не дают грешить дальше, и, главное — привязывают тебя к Богу.
Об отличии нашего наказания от Божьего нет смысла говорить, тот же Давид сказал, что впасть в руки человека — гибельно. Тем не менее, в случае мелких и крупных ссор мы выставляем условия. В семье, своем классе, будучи хоть мало-мальским начальником в учреждении мы выносим возмездие за какие-то оплошности. Даже в церкви мы голосуем за церковные взыскания, лишаем членства в общине, выводим из советов, снимаем со служения, или заявляем об отлучении человека от вечности. Такое происходит, и можно ли сравнить наши решения с Божьим мудрым решением? Помогают ли они человеку, или делают его еще большим преступником, как система тюрем любого государства?
Практика: Чувствую ли я сегодня какие-нибудь последствия своих грехов? Может ли это «жало», не исцеленное Богом, быть полезным для меня? Предотвращает ли оно меня от греха? Могу ли я отказаться от суда над другими людьми, или хотя бы смягчить их наказание до достаточно мудрого, когда они попадают в мои руки?
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10