СШ 3/15 «Межкультурное служение»
8 урок «Межкультурное служение»
Второй урок, касающийся миссионерства в жизни Иисуса, мы посвятим тому, как оказывал влияние Он сам. Для этого мы разберем три истории из Евангелия.
Методика проведения:
Межкультурное служение не касается большинства из наших слушателей, поэтому разбирать его мы попросту не будем. Если для вашей общины остро стоит вопрос проповеди эмигрантам или просто представителям других конфессий, вы можете (и даже должны) коснуться этой темы. И, конечно же, не просто сделав банальный вывод «Иисус проповедовал и людям других национальностей», как заявляется в нашем уроке. Ведь слушатели будут ожидать от вас большего – как это делать, как полюбить непохожих людей, как вызвать их доверие и самому им доверять и тп. Статистическое знание типа «делал – не делал», «соблюдал субботу – не соблюдал», «проповедовал чужакам или нет» – уже известно слушателям и без нас, доказательства здесь не нужны, нужно нечто большее. Нас же этот вопрос не касается, и мы будем слушать Евангелие о том, как распространял свое влияние главный пример для всех христиан — Иисус.
Так как мы сменили тему (используя из пособия лишь предложенные тексты) из-за неактуальности, то на оставшемся месте стоит уделить некоторое время объяснению природы данных комментариев к СШ. Они предназначаются для того, чтобы учитель, который в течение недели занят своей профессиональной деятельностью, мог получить практическую помощь в виде выборки библейских тексов и основных тезисов, что именно говорят эти тексты для современной жизни. Изначально (и в основном) эти комментарии готовятся для преподавателей СШ конкретной церкви, и публикуются в интернете, чтобы они могли воспользоваться ими в течение недели. Если вы считаете их полезными для себя, вы можете свободно пользоваться ими для подготовки своего урока. Но если вы читаете их для того, чтобы искать в них (или их авторе) несоответствие вашей доктрине или предпочтениям, лучше просто закройте их и займитесь чем-то более полезным. Уроки для этого просто не предназначены, ваше возмущение вряд ли повлияет на автора, скорее оно лишь отразится на вашем душевном здоровье 🙂
План урока:
Главный вопрос: Чему мы могли бы научиться из того, как распространял веру Иисус? Чем наше влияние на людей отличается от Его влияния?
Ломка льда: Какой разговор о Боге или вере с неверующими вы считаете успешным, и какой — нет? Почему? В чем главный критерий успеха в такой проповеди?
1. Забота о приближении человека к Богу. Текст Иоанн 4:15-26 (с. 104 НЗ)
В этом отрывке Евангелия мы видим первое действие Иисуса, отличающееся от нашей практики. Обычно целью наших взаимоотношений с неверующим человеком является его «обращение», под которым мы подразумеваем момент, когда он согласится регулярно посещать церковь и принимает крещение. Где-то внутри мы ставим такую цель, ведем к ней, наполняя его мир информацией, запретами и новыми правилами, и благополучно бросаем его, когда цель достигнута. Ведь с этого момента он начинает считаться христианином сам, и несет полную ответственность за свои поступки. Может быть, описание упрощенно, но в большинстве случаев цель и сроки нашего влияния именно такие, довести человека до определенной точки.
Интересно, что Иисус в нашем тексте занят несколько другим. Похоже на то, что в истории Он постепенно затрагивает разные сферы жизни героини, думая о том, что ей на самом деле нужно, и пытаясь привнести отношения с Богом в ее практическую жизнь. (Точно то же самое будет в историях хорошего Никодима, у которого была проблема с подчинением Духу из Ин. 3, или с парализованным и его тайной жизнью из Ин. 5). Цель Иисуса – при встрече с человеком помочь ему стать еще ближе к Отцу, задуматься о тех вещах, которые свидетельствуют о проблеме в этой близости. (В данном случае это ее закрытость от людей т.9, трудности в семье т.16-18, непонимание в сфере веры т. 22 и тп). Он, похоже, вообще не ставит целью привести человека на богослужение в 10 часов утра. Он думает о духовном росте, о том, чтобы человек стал открытым для Бога, общаясь с Ним там, где он находится, на своем месте (21). Стоит внимания и характерный для Иисуса бережный настрой, безусловное принятие женщины, когда Он убирает ненужных свидетелей — учеников из диалога (8, 27), не погружается с осуждениями в интимную жизнь (18) или в ее приверженность ненужным традициям (20).
Получается, что главный принцип влияния здесь в том, что Иисус ставил целью рост человека, и на это стоит быть настроенными и нам. Наша цель — не сделать людей адвентистами или посетителями церкви, наша цель — внести Бога в их личную жизнь. Так проповедовать гораздо сложнее, потому что тут нужно не рекламировать организацию, а иметь отношения с Иисусом, о которых ты можешь рассказать.
Практика: Чего я хочу от неверующего, решившись попроповедовать ему? Когда я делал такое в последний раз? Я хочу сделать его посетителем богослужений или человеком, открытым для Бога? Мне легче рассказать о доктринах или личной вере?
2. Соучастие вместо изоляции. Текст Марк 5:1-15 (с. 43 НЗ)
Вторая история рассказывает об освобождении от одержимости бесноватого, и она интересна нам прежде всего с точки зрения контраста, который мы обнаруживаем между Иисусом и действиями обычных людей. Мы встречаем человека, который приносит проблемы, вредит, и не поступает так, как он должен бы жить с нами. Какие действия в этом случае предпринимаем мы? Текст говорит, что мы сделаем все, чтобы изолировать его, удалить подальше, и так забыть об этой трудности. В истории жители города заковывали его в железные кандалы и цепи, мы сегодня использовали бы медицинские препараты или другой способ заставить человека оставаться «в рамках приличия», мы вообще обычно решаем трудности с другими силой, потому что это кажется нам самым умным. (Никто не обращает внимания, что человек «разрывает эти цепи и сбегает»: ребенок, которого мы бьем и заставляем, не слушается, мужа-алкоголика невозможно никак «закодировать», проблемного человека запугать, чтобы он замолчал и не приносил нам неудобств). И дело не только в одержимости, этим методом мы решаем все проблемы: мы манипулируем неудобным Пилатом, преследуем апостолов, силой фарисеи убирают самого Иисуса.
Иисус показывает здесь другой принцип влияния, он немного виден и в прошлой истории самарянки, тоже своеобразного изгоя, да и практически во всех примерах общения Иисуса с проблемными людьми, от блудницы да прокаженных. Иисус заговаривает с одержимым, видит за проявлениями бесноватости его настоящие желания, в конце истории человек с удовольствием сидит у ног Иисуса. Это принцип человечного личного отношения, Иисус видит за проблемой человека (8), и открыт для него, в каком бы состоянии тот не находился, будь то застолье с грешниками у Закхея или с фарисеями в Луки 14:1. Или обращение к Иуде, пришедшему с толпой врагов, как к «другу». Навряд ли мы сможем научиться изгонять бесов, прочитав эту историю, но мы можем извлечь из нее принцип соучастия, который все-же излечивает проблемы и делает людей открытыми для исцеления. Силой такого не добиться, а вот прикосновение Иисуса к прокаженному, приглашение Закхея спуститься и желание войти к сотнику меняет все. Оно почти приносит исцеление.
Практика: Как я решаю трудности с неудобными людьми? О чем я молюсь Богу, когда не могу справиться с ними или их проблемами? Замечал ли я, что соучастие кого-то приносило освобождение мне? Могу ли я так помочь кому-то на неделе?
3. Внимательность к совершенному Богом. Текст Матфей 8:5-13 (с. 8 НЗ)
Третий отрывок мог бы быть прекрасным примером влияния не Иисуса, а сотника. Если взять ту же историю в другом Евангелии, то сотник — хороший пример влияния на настроенных против тебя (добротой и строительством синагоги их сердца поворачиваются к ненавистному римлянину). Этот же сотник влияет на самого Иисуса (10), когда подкрепляет Его своей верой, показывая, что Его проповедь и служение не бесполезны, но приносят неожиданный результат в сердцах внимательных людей. Но мы хотели бы подчеркнуть другой принцип: в истории сотник (как и большинство встретившихся с верующими язычников, типа сирофиникиянки, моряков Ионы, египтян времен Авраама) уже многое знает о Боге и демонстрирует достаточный нравственный уровень. Нам неверующие кажутся совершенно «чистым листом», и мы планируем учить их свысока, как младенцев. Но получается, что человек уже имеет представление о Боге, которое может удивить не то что нас, но даже самого Христа. Дух уже влияет на них, и Он достиг такого уровня, что порой нам надо учиться у них, а не им у нас.
Таким образом мы опять обнаруживаем принцип открытости, как и в первых двух случаях (самарянка – открытость к сферам, где ей нужен рост; бесноватый – открытость к чувствам/желаниям неудобного человека, помогающие исцелиться). Но тут мы касаемся другого: нужно быть внимательными к тому, что Бог уже смог сделать в жизни другого, насколько Он ему открылся, и почувствовать, для чего мы посланы в его жизнь. И проповедь, и влияние – не могут быть проведены по шаблону. Это не передача книжечек, газет или заученной речи про спасение и заповеди. Это внимательное наблюдение за человеком, обнаружение того, до какого уровня Бог его довел, и попытка повлиять на него в том, что тебе открыл Бог. Так открывается, что богатому юноше нужна помощь с имением, ефиоплянин не знает о Спасителе, а сотнику достаточно увидеть чудо, чтобы утвердить его доверие.
Практика: Когда я в последний раз думал о близости другого человека к Богу? Беспокоит ли вообще это меня? Понимаю ли я, что послан в жизнь какого-то человека Богом? Как узнать, что я могу для него сделать?
Вывод.
Итак, чтобы научиться влиять на людей так, как это делал Иисус, нам нужно:
— вместо приглашений помогать им общаться с Богом в их обстоятельствах;
— вместо отстранения от людей проявлять к ним исцеляющее соучастие;
— быть открытыми к тому, что Бог показывает в тех, кого мы собрались учить.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10