СШ 2/16 Господь Иудеев и язычников
7 урок по Евангелию от Матфея «Господь Иудеев и язычников»
Бессильный Бог.
В этом уроке будут затронуты три отрывка из 14 и 15 глав Евангелия. В них вера в Живого Бога противопоставляется трем вещам, на которые мы привыкли надеяться.
Ловушки урока:
Первая сложность, которой можно отравить этот урок, прячется в его теме. Наши слушатели не относят себя ни к иудеям, ни к язычникам. Они вообще не мыслят этими категориями – и поэтому для них тема урока звучит примерно как «Господь племени хуту и тутси». Это значит, что урок не актуализирован – он не о слушателях, и преподавателю урока придется провести работу для того, чтобы сделать его хоть капельку относящимся к миру, где живем мы, современные люди. Пойти по пути межрасовых или межнациональных отношений вы вряд ли сможете – большинство общин представляют собой людей из одного народа. Можно было бы поднять тему отношений верующих и неверующих, нашей презрительности к ним, понимания их людьми другого сорта, низших — на фоне нас, идеальных адвентистов. Эта тема была бы актуальной, но ее поднимать нельзя. Во-первых, она опасна – и преподаватель, ее затронувший, подвергает себя риску точно так же, как Иисус, проповедуя в Назарете. В последнее время стало опасно даже упоминать о том, что верующие из других конфессий могут спастись. Это – показатель того, докуда уже довела нас наша исключительность. Во-вторых, и это главное – тексты Евангелия об этой теме не говорят. Случай в Назарете из Луки 4 сюда бы подошел. Но мы изучаем совершенно другое Евангелие и другие отрывки. Лишь последний как-то касается этой темы.
Поэтому нам будет нужно объединить евангельские строки совершенно другой темой. Для этого мы выбрали три чуда Иисуса, из которых мы берем встречу Бога и тех вещей, которые являются главными в нашей жизни: денег, физических законов, и наших прав. Обо всем этом мы думаем, что Бог не способен их преодолеть. Кстати, когда мы рассматриваем отрывки, объединенные одной темой, будет ловушкой уйти в традиционное толкование — это отвлечет от главного и может испортить урок .
Главный вопрос: Что в моей жизни я считаю препятствиями, перед которыми Бог бессилен? Как мне поверить в Божье всемогущество?
Ломка льда: Была ли у вас мечта, которая не исполнилась? Что этому помешало? Непреодолимые обстоятельства? Смена ваших интересов? Кто-то другой вмешался?
1. Иисус и отсутствие средств. Текст Матфей 14:14-21 (с. 17 НЗ)
Если мы прочитаем наш первый отрывок не с привычной нам точки зрения, а обратив внимание на то, чего в нем хочет Иисус, тогда мы обнаружим интересное обращение Спасителя. Он говорит ученикам, чтобы те покормили огромную толпу (16). Можно пропустить эти слова, а можно обратить на них внимание, и тогда мы увидим вызов Иисуса. Он кажется нам невыполнимым (как показался ненормальным и ученикам). Дело в том, что есть невозможные вещи, которых нельзя даже требовать от человека. В данном случае апостолы говорят об отсутствии средств, (у них, судя по другим евангелиям, нет трехсот динариев), как нет и достаточной для этой группы голодных людей еды. В случае, когда ни денег, ни запасов нет, даже верующий разводит руками, ведь тут даже Бог ничего сделать не может. Именно это восприятие Бога, как бессильного в этом случае, демонстрирует текст. А Иисус показывает Себя в чуде насыщения 5 тысяч Тем, Кто выше этого препятствия. Тем, каким бы Он хотел быть в нашей жизни, но редко когда становится. Из-за другого бога.
Нам стоит вынести принцип того, что на наш взгляд, Бог ограничен. В первую очередь – тем, что у нас есть. Деньгами, имуществом и ресурсами. Мы адекватные люди, и не верим в то, что разрезав рыбу, там можно найти монетку. Что какой-то прохожий даст осла для въезда в Иерусалим и горницу для Вечери. Что 13-ти здоровым мужикам можно жить годы на чьи-то приношения. Так не бывает. Поэтому Бог со всей Своей силой должен вписываться в рамки, ограниченные нашими ресурсами. В них то Он и вынужден жить из-за отсутствия нашей веры в Его силу.
Так в подавляющем большинстве случаев и бывает, и деньги – это номер 1 в том, как можно оценить нашу веру. Говоря, что мы надеемся на Божью помощь, мы на самом деле считаем, сколько из кошелька я могу дать, чтобы поддержать свои убеждения покупкой книжек /газет /строительством молитвенного дома. (Или я надеюсь на богатея из общины, или на спонсора и тп.). Шага веры не происходит. Я надеюсь только на ресурсы, которые есть. У меня есть пять хлебов, вот в их границах и буду распоряжаться. На самом деле наша сила меряется деньгами, на них мы надеемся больше, чем на Бога. И именно их пропажи /уменьшения в нашей жизни мы боимся больше всего, ведь мамона дает мне больше уверенности, чем Бог Евангелий. Кстати, поэтому мы перенесем расставание с Богом, но не расставание с деньгами.
Практика: Бог, которого я знаю, ограничен деньгами или нет? Когда я остаюсь без средств, Он способен помочь? Когда я в последний раз делал шаг веры и выходил за рамки того, что имею возможность потратить? Было ли такое хоть раз? Будет ли?
2. Иисус и законы жизни. Текст Матфей 14:24-33 (с. 17 НЗ)
Следующий отрывок точно так-же рисует Бога, ограниченного нашими представлениями. Но здесь это законы жизни, в данном случае – физические. В отрывке ученики считают, что передвигаться по воде невозможно, на это способно только наше воспаленное воображение, порождающее призраков (26). Бог должен жить (и живет) в клетке из законов, которые Он сам и создал. Он не пройдет сквозь стену, Ему надо ждать у ворот. Он не заведет косяк рыбы под водой в нашу сеть, Он может лишь подсказать рыбное место. Он не может срезать по воде, Ему надо ждать маршрутки. В отрывке интересен и опыт Петра. (Кстати, адвентистам стоит перестать рассказывать не-евангельскую историю о том, что Петр не тонул, пока «его взгляд был сосредоточен на Иисусе». Скорее, на Иисусе был сосредоточен взгляд всех не вышедших из лодки, что не дало им ни капельки веры или способностей). Петр начинает тонуть, когда видит обстоятельства (30). Ведь ходить по воде нельзя! Есть волны, ветер, гравитация, глубина – и по физическим законам это невозможно! Отсюда приходит страх, и Петр сперва тонет у себя в голове. Ведь обстоятельства непреодолимы, даже Бог тут ничего не сделает! Ну а потом уже тонет в реальности.
В реалиях нашей жизни это проявляется в представлении о жизненных законах, которые «не перепрыгнуть» даже Богу. Если на рентгеновском снимке все плохо, то тут никакой Бог уже не поможет. Если Петра посадили, то его уже не выпустят из тюрьмы. Но чаще эта грань неверия выражается в нашей приверженности жизненным законам отношений в противовес советам Иисуса. Там неверие отследить проще. Бог советует любить, но если я не уничтожу человека, он станет мне угрозой, и я обязательно понесу от него ущерб. Бог говорит прощать, но если мы позволим «согрешившему» остаться, то он бросит на нас, суперсвятых людей, тень!
Бог живет в своем мире (может быть, Его советы и будут хороши на небесах), но сейчас в нашем мире действуют другие правила, которые Он не способен поменять. Человек без лодки и круга в бурю тонет, и никакой Бог его не спасет. Нужно обзавестись этим спасательным кругом – способом выживать в греховном мире. Именно так мы и живем, стараясь вместить Бога в выдуманные самими правила.
Практика: Я доверяю евангельским чудесам? Верю ли я, что ходить по воде возможно? Мой Бог выше правил земной жизни, или подчиняется им? Будет ли Он способен защитить меня, если я послушаюсь Его советов? Или бросит на произвол?
3. Иисус и наше недостоинство. Текст Матфей 15:21-28 (с. 18 НЗ)
В третьем отрывке не нужно защищать Иисуса в Его высказываниях о собаках, это была не та Личность, которая бы грубо обошлась хоть с одним человеком на земле. Лучше сосредоточиться на главном: здесь мы встречаем единственный положительный пример среди всех отрывков. Мы встречаем язычницу из Ханаана, которая по всем правилам не имела на Иисуса никаких прав. Не ей называть Его Сыном Давидовым – это право другого народа. Не ей просить о помощи (пока что в планах Божьих уделить время другим людям). Не собакам есть со стола. Есть вещи, которых ты не достоин. Из-за какой угодно провинности. У тебя не получается быть послушным Богу – и это значит, что ты «не достоин» Его благ. Ты совершил явный грех, и твои сестры и братья вообще не считают тебя человеком. Случилось какое-то событие, из-за которого ты не вписываешься в число «хороших». Ты не веришь во все то, во что верят правоверные христиане. Это, по нашим меркам – граница, за которой Бог не действует. За которой Он не будет отвечать. В данном случае, ты язычница, и у тебя вообще нет никаких прав. Сколько не кричи. Как бы ни жалко было дочку.
Но, оказывается, наш Господь способен перейти не только ограничения из недостатка денег и из физических законов, о которых мы читали в прошлых двух пунктах. Он делает все, что попросишь и для человека, который не имеет на это прав! Дело не в красивом ответе, который понравился Иисусу. Дело в вере, которую Он хвалит в ст. 28. И вера эта заключалась в том, что Бог рад и человеку, не имеющему права к Нему подходить со своими вопросами. Блудному сыну, отрекшемуся Петру, Раав с испорченной репутацией и Руфи из вражеского народа. Перейти к пониманию того, что Бог не делит людей на «свой» — «чужой» — сложное дело, и поэтому в нашем представлении Он никогда не переступает это правило. Есть мы, и есть собаки. И помочь им можно лишь в одном случае – чтобы не орали и отвязались от нас. Согрешившие пусть походят в церковь, но пусть не открывают рта и не едят Вечерю с нами, безгрешными. Не верящим в наши доктрины среди нас вообще не место.
Практика: У меня есть деление людей на своих и чужих, достойных и недостойных? Как происходит эта классификация? По нравственности этих людей? По отношению ко мне? Способен ли мой Бог относиться к недостойному так-же, как к святому? Не обидит ли это меня? Моя община верит в такого Бога, или в живущего по правилам?
Вывод.
Чтобы поклоняться не выдуманному, а настоящему Богу, нам нужно:
— понять, что Он не ограничен средствами, на которые мы можем рассчитывать;
— согласиться жить не по житейским правилам, а по Его советам;
— принять, что все мы, независимо от клейма, одинаково недостойны Его отношения.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10