СШ 2/15 «Царство Божье»
11 урок «Царство Божие»
В трех высказываниях Иисуса мы увидим Его представление о Небесном Царстве, которое во многом отличается от наших представлений о вечности.
Методика проведения:
Как и при любом изучении Писания, в данном уроке самое важное для нас, преподавателей, и для наших слушателей – услышать Луку. У евангелиста своя картина Божьего Царства, давайте же на нее и посмотрим. Но, к сожалению, главной проблемой всех уроков СШ является то, что на них обучают неискушенных людей не читать слово, не слышать Евангелие – а выискивать в текстах то, что удобно по разным причинам нам самим. И поэтому стандартный урок превращается в мастер-класс по подтверждению библейскими текстами моих убеждений. Именно для этого, когда человеку не хватает подпорок в тексте, он вынужден вставлять в урок уже не Евангелие, а книгу Деяний, Откровение или Ефесянам (как происходит и в этом нашем уроке). Скажем честно – это делается, не чтобы «лучше понять» Луку. Это делается из-за того, что в евангелии нет мысли, предложенной автором, а он хочет ее обязательно вставить.
Так, у Луки не столь уж сильно Царство Божье связывается со Вторым Пришествием, как привыкли это делать мы, адвентисты, то есть люди, по традиции привыкшие везде проповедовать о Пришествии как об особенном событии. Это, скорее, взгляд Откровения, но не Луки. Наш евангелист отличается другим взглядом, для него Царство Божье достигается здесь и сейчас, его не надо ждать, не надо приближать, и устраивать истерику вокруг дат. Лука демонстрирует «спокойное христианство» для обыденной жизни, у него другой взгляд на приход Божьего Царства в жизнь. (Точно так же Иоанн в своем Евангелии проповедует не привычный нам следственный суд, а суд в момент твоего согласия с Иисусом или несогласия). Если в Библии есть такой взгляд – давайте посмотрим, что Бог хочет сказать нам через это. Если же мы хотим вставить в Библейские тексты урока не содержащиеся там доктрины, мы тоже можем это сделать. Но только не совсем честно будет называть это странное дело изучением Писания. Мы считаем, что более благословенным делом будет, взяв тему и тексты, услышать в них Бога.
План урока:
Главный вопрос: Как я могу почувствовать вкус Божьего Царства уже сегодня? Что из рассказанного Иисусом я могу получить, не дожидаясь Пришествия?
Ломка льда: Если бы у вас была возможность выбора и знание языка, в какую страну мира вы хотели бы переселиться? Почему? Что вас там привлекает?
1. Понимание сути Божьего Царства . Текст Лука 18:15-17 (с. 88 НЗ)
Этот отрывок Евангелия в чем-то повторяет проблему, описанную в нашем вступлении. Похоже, что Иисус больше обрадован не нашим восприятием Его рассказов о Царстве, а отношением к этим рассказам у детей. Между этими подходами существует огромная разница. Стоит обратить внимание, что Иисус не идеализирует детей, и не говорит об их посторонних качествах (они тоже бывают не менее непослушные, истеричные или упрямые, чем мы, взрослые). Иисус указывает именно на «принятие Божьего Царства» ими (17). Что за этим стоит? Стоит подчеркнуть два смежных, близких по сути, принципа, и сравнить их с нами:
Первое – отсутствие информации. Ребенок – чистый лист, на котором ты можешь нарисовать картину о том, что «этот дядя — плохой», «укол – это не больно» и «дед мороз принесет тебе подарок». В этом христиане отличаются коренным образом, у нас уже есть информация и немаленький жизненный опыт. Касаясь Царства Божьего, у нас уже сложено представление о нем, и это – наша наибольшая трагедия. Такая же, как у иудеев времен Иисуса, которые видели ЦБ в военном реванше против римлян и прочих врагов. А ведь это совершенно противоположно тому, что хотел дать им Иисус, и результатом неверных предпосылок, этого «нечистого листа», стала трагедия отвержения Иисуса и даже Его распятия. Скажем честно, наши представления о ЦБ складывались не из Библии. Это смесь наших представлений о счастье, тонких книжечек, и странных внутрицерковных слухов типа созвездия Орион, путешествий по планетам, красных оборочек и золотых венчиков, арф со струнами из нержавейки и прочих странных деталей. Никто из нас и думать не хочет о том, чтобы впервые для себя прочитать в Библии о реальном положении дел.
Второе – это простота принятия информации. Дети с легкостью принимают, что это будет хорошо, а вот то плохо. Нам нелегко поверить, что я получу удовольствие в ЦБ, когда я впервые открываю, что там нужно будет служить другим. Или что я окажусь там с врагом. Или что все там будет крутиться не вокруг моих желаний, а вокруг Бога. Из-за этого пропадает мое восприятие ЦБ как «хорошего» для меня места. А это надо воспринять верой, как дети, позволив Богу вложить мне Его понимание счастья.
Практика: Какой я представляю вечность? Откуда взялось это представление? Сколько в нем Божьих слов, и сколько – мифов? Могу ли я попробовать услышать мнение Иисуса о ЦБ? Что мне нужно сделать для освобождения от предпосылок? Уверен ли я, что буду счастлив там от предложенного Богом? Как стать таким?
2. Время прихода Божьего Царства. Текст Лука 17:20-24 (с. 87 НЗ)
Следующий отрывок возвращает нас к незаслуженно забытым словам Иисуса из Евангелия, которые не откладывают ЦБ хоть на какой-то, пусть и «скорый» срок. Если мы помним, Евангелия начинаются со слов Иоанна Крестителя, а затем с проповеди Иисуса о том, что ЦБ приблизилось, оно – в первом приходе Иисуса на землю. Это несколько странно, учитывая, что средний христианин ждет его после исполнения признаков Пришествия и выхода декрета о воскресном дне. Наш текст говорит о том, что ЦБ не нужно отдалять от себя ни в категориях времени (20), ни в категориях пространства (23). Не нужно считать встречу с Царством возможной только в будущем, или в каких-то иных условиях, чем у меня есть сейчас. Более того, похоже словами «не ходите и не гоняйтесь» (23) Господь подчеркивает одну нашу особенность. Нам легче перенести Царство куда-то подальше по времени или в более христианскую страну, лучшую церковь или полностью адвентистский поселок, этим мы оправдываем свой истинный мотив: нежелание стать его частью сейчас. Возможно, мы просто не хотим пока что жить как граждане ЦБ и испытывать сопутствующие неудобства, когда поменяются все – тогда поменяемся и мы.
Отрывок говорит, что для Царства не нужно ждать особенное время, оно уже здесь. Царство здесь неразрывно связано с личностью Иисуса. Царство – там, где Он. Оно «посреди вас», говорит Иисус, находясь среди фарисеев. Оно уже здесь, когда Иисус с тобой, и никакие другие атрибуты тебе не нужны. Поэтому адвентисту нужно переосмыслить свое понимание наступления времени, когда у него будут полноценные отношения с Богом. Это случится не в момент, когда ему поменяют тело, возьмут в город без болезней, неудачной работы и проклятых искусителей. Жизнь под Божьим управлением может наступить прямо сейчас, для этого нужен только живой Иисус, твое желание, и больше ничего. Этот момент очень интересен – Иисус связывает Свое правление только с Собой. Ему не нужны ни золотые стены ни жемчужные ворота, ни удаление нечестивых. Только Он и мы.
Практика: Когда для меня начнется Божье Царство? Я связываю более благоприятные условия для моего христианства с Пришествием, или с другими земными обстоятельствами? Почему сейчас такое невозможно? Могу ли я попробовать прожить один день по принципам Царства на этой неделе? Хочу ли я пойти на такое, или мне лучше отказаться? Почему?
3. Главное дело Божьего Царства. Текст Лука 13:18-21 (с. 81 НЗ)
Последний отрывок урока содержит два сравнения, сделанные Христом, которые лучше всего отображают суть прихода Божьего правления в твою жизнь. В первом случае Царство Божье (кстати, обратите внимание, у Луки оно именно Божье, хотя у Матфея эти притчи говорят о Небесном. Лука не хочет относить его на небо, оно здесь) представлено зерном. Сухое мелкое семечко превращается в нечто совершенно другое – огромное тенистое дерево, приносящее пользу не только владельцу сада, но и каким-то залетным птицам (19). Во втором случае какое-то вещество изменяет целый мешок муки и делает его тестом (21), из которого делают сладкие пирожки, которыми можно угостить тысячу человек. Суть сравнения и в одном и во втором случае – это изменения. Царство Божье приходит, чтобы преобразовать тебя, сделать тебя иным по твоим качествам. Не будет большим проявлением фантазии заявление о том, что перемены проявляются в пользе окружающим. Ни от бестолкового мелкого семечка ни от сухой муки до изменений нет такой пользы, которая получается из тебя, когда над тобой поработало Царство, и ты стал его гражданином.
Здесь, видимо, стоит поговорить о том, произошли ли в нас качественные изменение, перерождение Святым Духом, или нет. Ведь главная трудность нашего христианства в том, что оно заключается всего лишь в добавление к нашей жизни нескольких религиозных правил, касающихся диеты, посещения церкви и вопросов этики. Евангелие же подразумевает под входом в ЦБ другое: качественное изменение личности. Когда ты не просто держащий себя в руках и не дающий себе оступиться грешник, а когда тебе по-настоящему приносит удовольствие и наслаждение христианство. Одно дело – Анания и Спафира, жалеющие деньги, но отдающие их как все в их общине, другое дело – Закхей, у которого похожий поступок идет из самого сердца.
Практика: Что со мной произошло, когда я стал христианином? Я просто добавил в поведение несколько правил и держусь их, или изменилась моя природа? Какие духовные вещи я по-настоящему полюбил? Что я стал ненавидеть? Пережил ли я рождение свыше, или пока понятия не имею, что это такое?
Вывод.
Итак, чтобы воспользоваться Царством Божьим, нам нужно:
— быть открытым и увидеть, какое оно на самом деле;
— принять, что его не нужно ждать, оно там, где Иисус;
— разрешить ему сделать главное – изменить нашу природу.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10