СШ 1/2015 «Женщины и вино»
13 урок «Женщины и вино»
Последняя глава книги Притчей покажет нам три направления во взаимоотношениях, на которые желал обратить внимание царь Лемуил. Читая Писание, мы оценим, насколько эти принципы исполняются в нашей жизни.
Методика проведения:
Сложно было подобрать «лучшую» ассоциацию в разуме слушателей, назвав урок, предшествующий Вечере, «женщины и вино». Ну разве что назвав его прямо «разврат и алкоголизм» или «похотливость и разнузданность». Наверное, в этом был какой-то смысл, но в уроке он не раскрывается, как и не раскрывается эта ассоциация в 31 главе – тем более, что сам автор считает, что женщина тут мудрость, а автор главы – Вирсавия.
Если вы будете преподавать этот урок, задумайтесь о тех, кто будут перед вами в классе. Любимая нами тема алкоголя подошла бы к зависимым от него людям, но будут ли такие в вашей аудитории? И если бы такие и были, сможете ли вы этой темой вызвать у них желание освободиться или просто обозлите? В реальности же вашей аудиторией на 99,9% будут непьющие люди, и единственной эмоцией, которую вы сможете в них вызвать, рассуждая про алкоголиков, станет обида на пьяниц, с которыми они сталкивались и жили, горечь от них и ненависть к ним.
Подняв вопрос «положительной замужней женщины», вы исключите из слушателей мужчин, молодежь, вдовцов и одиноких, которым тема будет неинтересна. (Ну разве исключением станут любители пооценивать других, которые после станут докучать поставленной вами меркой благочестивости замужним женщинам из вашей общины).
Поэтому мы рекомендуем сделать урок более универсальным, переведя его в разряд оценки взаимоотношений, ведь в главе можно найти принципы, которые применимы не только к царям и женщинам, но будут полезны любому. Именно это мы и предлагаем вам в трехчастном плане, предложенном ниже.
План урока:
Главный вопрос: На какие три добродетели в отношениях обращает наше внимание автор главы? На какую из них мне нужно обратить большее внимание?
Ломка льда: Когда в последний раз вы обращались к кому-то за защитой? Предоставили ли ее вам? Были ли случаи, когда вас никто не защитил? Этот вопрос поможет нам войти в первый отрывок, он именно об этом.
1. Защита слабого. Текст Притчей 31:5,8-9 (с. 665 ВЗ)
Первый отрывок главы (5 текст можно читать, но лучше проговорить) показывает на то, чем должен бы заниматься царь-автор главы. С самого начала главы говорится, что и развлечения с «губительницами царей», и отвлечение, которое приносят специальные напитки, растворяющие реальность, могут сместить главную цель жизни царя. А его цель жизни заключается в том, чтобы исполнять суть закона. Интересно, что в этом отрывке под этой сутью подразумевается помощь угнетаемым (5), заступничество за безгласного (8), защита сироты (8) и помощь в делах бедным и нищим (9). Иными словами, человек выполняет свое предназначение тогда, когда он предоставляет помощь людям, находящимся в более беззащитном, чем у него, положении. Суть закона в этом, в милосердии по отношении к слабым, и нужно сказать, что Библия очень хорошо понимает, как легко человеку забыть об этом, погрузившись в суету, развлечения, и использовав специальные отвлекающие от реального мира средства.
Хотелось бы сказать, что у христиан с этим принципом праведности (в Ветхом Завете праведник определялся очень просто – он защищает чужестранца, сироту и вдову) у современных христиан не очень хорошо – некоторые не знают о нем, некоторые не считают важным, а некоторые считают настоящими верующими совершенно несмиренных людей. Просим вас при обсуждении этой темы не уходить в рассуждения о бесполезной помощи бомжам, адвентисты любят эту темы, но она только займет ваше время, но не принесет пользы. Нужно определить, кого из слабых людей Бог поместил в наш круг влияния. Слабый человек может быть вашим ребенком или родителем, членом вашей семьи, которого притесняют. Может быть физическим или психическим инвалидом, человеком, который не так хитер или умен, как вы. Он может просто быть смиренным христианином, а таких обычно топчут ногами даже в среде христианских общин. Помните, как Павел, направляя в Коринф Тимофея (1к16:10), переживал за его безопасность? Или как Иоанна и нормальных христиан (3Ин1:9-10) не пускали в церковь? Это было даже в век апостолов, тем более существует сейчас, с нашего позволения или с нашим участием. И исполнением закона будет защищать этих людей.
Практика: Почему я обычно не ввязываюсь в заступничество за других? Я не замечаю проблемы? Я не хочу портить отношения с обижающим? Я боюсь, что агрессия переключится на меня? Как изменить мое отношение и стать праведным? Кто в моем кругу нуждается в помощи? Что я могу сделать для него на этой неделе?
2. Стабильность в хорошем отношении. Текст Притчей 31:11-12 (с. 665 ВЗ)
Следующий отрывок можно было бы отнести к «положительной женщине», но за отношениями в этой семье можно увидеть принцип любых здоровых отношений. Да и именно об этом же говорил Иисус в Нагорной проповеди, упоминая, что от христианина нужно ждать стабильности, есть то, в чем он будет всегда «да» или «нет», т.е. всегда согласен и в чем всегда не согласен. В тексте Притчей ставится особенный акцент на том, что «во все дни жизни» человек будет стабильно хорошо к тебе относиться, и ты будешь уверен в нем. В пример ставится постоянно хороший настрой, когда ты знаешь, что вне зависимости от обстоятельств, настроения и того, с кем общался ваш друг, он предсказуем.
К сожалению, обычный человек и обычный христианин не отличается такой особенностью – даже к своим близким. Отец, пострадавший от конфликта на работе, уже не разговаривает ни с женой ни с детьми и только огрызается на них. Даже самого лучшего начальника нужно поймать «в настроении», чтобы он был способен вас выслушать. Иначе вы окажетесь виноватыми во всех бедах на свете и вас уволят за то, что просто «подвернулись под руку». Христиане, которые чувствуют несправедливость в жизни среди недели приходят в субботу в церковь с постной миной и срываются на кого ни попадя, прикрываясь «заботой о чистоте церкви». Такой же перенос обиды с Бога на Авеля был сделан в Бытие 4, так же злющий на Давида Саул ругался на сына.
Сегодня, встречаясь с современным христианином – люди обычно не видят в нем доброго расположения к ним, которое проходит без срывов. И их сердце «не уверено» в таком человеке. Поэтому огромной пользой для всех будет наше желание не переносить наши срывы, кризисы и беды на людей, что нас окружают. Пусть наши семьи, коллеги, соседи и особенно христиане в общинах увидят стабильно доброе отношение, хотя бы в предстоящий месяц. А потом, может быть, это войдет в постоянную привычку. Насколько можно понять из отрывка – в этом секрет счастливых отношений, и именно таких отношений критически не хватает.
Практика: Когда я последний раз срывался на не виноватого? Переносил ли я свою проблему на непричастного? Обычно я делаю это на того, кто сильнее или слабее меня? Что я могу сделать, когда в следующий раз захочу быть «не добрым» с кем-то?
3. Поощрение доброты. Текст Притчей 31:28-31 (с. 665 ВЗ)
Последний отрывок главы и книги снова позитивен, как и в прошлую субботу, это хорошо для завершения любого урока, когда мы останавливаемся не на критике или сложном вопросе, а оставляем слушателей с призывом. В данном случае текст описывает нахваливание нашей «положительной женщины» ее детьми, мужем, жителями города у ворот, да, похоже, и нами – читателями. Здесь интересно рассмотреть, что именно все хвалят? Мы обычно не хвалим никого и никогда, обойдутся и так. Если же нам приходится изредка делать комплименты, говорим о красивых сапогах, элегантном платье или том, что «ты сегодня хорошо выглядишь». То есть, честно или льстиво, но подчеркивается именно миловидность и красота (20), на которую отрывок ставит далеко не главный акцент.
Судя по тексту, человеку гораздо сильнее нужно хвалить и поощрять проявления добродетельности (29), проявления отношений с Господом (30) и добрые дела (31), которые вы видите у человека. Никто не говорит о том, что комплименты внешнему виду плохи, наоборот, они поднимают настроение и самооценку любому. Но здесь нам предлагают поучаствовать в становлении доброго человека, в его духовном росте. Всякий раз, когда он решает поступить по зову Духа в его совести, и делает нечто положительное, шаг веры или правильный выбор, наша похвала может стать тем, что укрепит его на этом пути, и, может быть, повлияет на его вечную жизнь. Кстати, в прошлом пункте мы говорили об уверенности мужа (11) как последствии стабильного отношения его жены, но здесь есть и другая сторона. Уверенностью в человеке, верой в него, хорошим отношением, проявленным заранее, ты можешь повлиять на него, и он станет «добрым во все дни жизни своей» (12). Таким образом, мы можем стать Божьими помощниками в изменении жизни других.
Практика: Когда я в последний раз делал человеку комплимент? Хвалил человека за хорошее? Льстил с не очень хорошими мотивами? Есть ли мне дело до того, улучшается ли характер и поведение человека? К кому я мог бы подойти и похвалить на предстоящей неделе? Кого я мог бы поощрить авансом, пока незаслуженно?
Вывод.
Итак, чтобы стать человеком, по-христиански относящимся к другим, нужно:
— замечать нуждающихся в нашей помощи и защищать их, насколько возможно;
— разбираться со своими проблемами, без переноса зала на других, оставаясь добрыми;
— активно поощрять других к добрым делам и духовному росту.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10