СШ 1/2015 Благословения праведника
5 урок «Благословения праведника»
В этом уроке мы посмотрим на три самых ярких отрывка 10-13 глав книги Притчей, обратив особенное внимание на то, как праведный человек противопоставляется личности, не задумывающейся о чистоте сердца.
Методика проведения:
Именно с этого урока начинается традиционная книга Притчей, главной отличительной особенностью и трудностью для учителей в которой является отсутствие систематичности повествования. Теперь мы будем сталкиваться с пригоршнями афоризмов по самым разнообразным темам – от лени и плохой жены до хитрого покупателя и гневающегося царя. Причем эти афоризмы практически никак не разложены по полочкам, скорее наоборот, кажется, что Соломон специально смешал их, перетасовывая, как колоду карт. Мы не можем критиковать за это автора книги, не можем понять причины такого написания (ведь он мог, допустим, написать две последовательные главы про семью, главу про царя, пару глав про честность при торговле и тп). Именно таким образом, скорее всего, мы поступили бы на месте автора пособия СШ – создав из книги Притчей 13 тем, и таким образом адаптировав книгу под требования разума современного человека. Пока же мы можем только констатировать факт: такую форму очень сложно изучать даже лично, а тем более в церкви.
Идя же по книге последовательно, читая по несколько глав, как делается в пособии, учителю лучше всего выискивать самые большие или яркие отрывки книги, и складывать их вместе в одну тему. Тогда на уроке слушатели смогут хорошо понять одну тему за раз, и этого, в принципе, вполне достаточно для совершения главного – чтобы Слово проявило их несоответствие Божьим желаниям и привело к сожалению об этом и практическим изменениям. Взявшись же бесцельно бродить по самым лучшим (или самым знакомым преподавателю) афоризмам, мы вместе со слушателями так и останемся без плода от чтения Писания. Это – самое худшее, чем можно заняться в церкви, читая Библию.
План урока:
Главный вопрос: На какого из двух людей, описанных Соломоном, вы больше похожи? Какие признаки больше указывают на вас?
Ломка льда: Чем отличается праведный человек от неправедного? По чему можно определить разницу? Где: на улице, в общении, в одном помещении, в общем деле?
1. Мотивы, которые направляют жизнь. Текст Притчей 10:24-30 (с. 647 ВЗ)
Это самый первый большой отрывок, в котором содержится тема праведности, и, соответственно, характерное для Соломона описание противоположности – нечестия (иногда автор книги заменяет слово нечестивый на глупый, имея в виду мирской подход к жизни). Сразу отметим, что и в этих больших отрывках встречаются вкрапления, которые лучше пропускать (например, текст 26, говорящий про ленивого). Не совершайте ошибки и не сбивайте своих слушателей с главной темы.
То, чем можно объединить все эти тексты – очень интересная тема жизненных мотивов. И, как можно увидеть с самого первого текста библейского отрывка, существует существенная разница между этими категориями людей в том, что ими руководит. Надеемся, что вы это заметили. Автор отмечает, что праведник желает, а нечестивый страшится (т.24), иными словами, главная действующая сила, побуждающая верующего человека что-то сделать, это желание, мечта, радостное ожидание (28), какая-то особенная уверенность (29-30). По сути, Бог всегда мотивирует своих последователей именно надеждой, возьмите ту же 11 главу книги евреям, в которой описаны самые яркие герои Писания, делающие необыкновенное из-за того, что Бог им показал в будущем.
Другая сторона и другой мотив движет нечестивыми людьми. Это поступки, совершенные на основании того, что человек боится (т.24), постоянная угроза исчезновения (т 25, 27), опасение недолговечности (30) и даже мысли о Боге приводят таких людей в состояние ужаса (29, новый перевод). Если ключевые слова для мотивов праведника – желание и мечта, то для нечестивого это страх и опасение. В этом состоянии ты действительно делаешь что-то не потому, что хотел бы этого, а потому, что тобой руководит страх. Того, что о тебе скажут, увольнения, подорожания доллара и роста цен, давления окружающих, агрессивности врага. Иисус сказал, что «совершенная любовь изгоняет страх», и у верующего этот жизненный мотив сходит на нет. Это важная тема, показывающая разницу между верой во Всемогущего Бога, желающего тебе добра, и опасением перед плохим миром, который сильнее тебя и которому нужно служить из опаски.
Практика: Замечаю ли я свои мотивы? Я поступаю определенным образом потому, что хочу этого, или потому, что чего-то или кого-то боюсь? Что последнее я сделал из страха? Из любви? Для того, чтобы исполнилась мечта о будущем? Хочу ли я, чтобы Христос избавил меня от страха?
2. Влияние и польза. Текст Притчей 11:10-14 (с. 648 ВЗ)
Следующий большой текст, который будет нам полезен, изображает влияние человека на общество, то есть, абсолютно на всех вокруг. Человек, не думающий о Боге, изображен в тексте Библии сосредоточенным только на своих интересах. Он с пренебрежением относится даже к своим родственникам (12), использует тайны, доверенные ему близкими, в своих интересах (13), в прочих случаях ему нет дела до остальных (14), в текстах, которые мы не берем, например, в 24-26, говорится, что все работает на него самого, и поэтому обществу гораздо лучше, когда такие люди исчезают (10).
В жизни праведников показана другая направленность – не на себя, как у описанных выше людей, а почему-то на других. Они делятся с другими материальным, проявляют щедрость и благотворят (24-26), им есть дело до других (14), они заботятся о том, чтобы не унизить чью-то репутацию (12-13), и поэтому нормальные люди понимают, насколько такие люди полезны, если живут рядом (10-11).
Главный практический вопрос здесь в том, что может помочь нам, современным христианам, сменить направление от всеобщей доброты к себе к хотя бы небольшой доброте к другим. Ведь, по большому счету, настоящая забота о жизни другого осталась где-то во временах Тавифы, шьющей рубашки для пожилых вдов, Варнаввы, отдавшего свое имение христианам своей общины да Павла, боявшегося взять себе чужую копейку. Сегодня все поменялось, и мы не работаем над тем, чтобы наше влияние стало бескорыстным и любящим. Мы просто «правильно объясняем» поступки, в которых сквозит наша не-щедрость и не-доброта. Книги и не должны быть бесплатными, дорогие точно прочитают! Образование должно иметь свою цену. Обсуждение слабостей и упивание чьей-то личной жизнью в группках и на советах не неприемлемо, это наша забота о человеке и повод для молитвы. Выворачивание личной жизни других напоказ приветствуется и считается особенной духовностью. Ну а о простой доброте, не обусловленной рекламой нашей церкви, говорить приходится еще меньше. Наши поступки ярко показывают, к какой категории нас отнес бы Соломон.
Практика: Когда я в последний раз замечал, что влияю на кого-то? Это была влияние к хорошему или плохому? Как мне переместить акцент с себя на других?
3. Отношения с окружающими. Текст Притчей 12:13-22 (с. 649 ВЗ).
Третий отрывок касается речи, но тут нужно все же сместить акцент с того, что дан в пособии. Сосредотачиваясь на языке и речи, мы больше показываем, что их неправильным применением человек вредит себе. На деле же каждый раз, когда моя мысль выходит со словами наружу, она касается кого-то. С собой мы не говорим, любая речь сопряжена с отношениями.
В тексте нечестивый отличается тремя главными вещами: гневом (16), ложью (17, 19-22) и агрессией (18). При проведении урока стоило бы коснуться этих вещей настолько, насколько это будет полезно вашим слушателям. Среди современных христиан, в основном, не распространено публичное проявление гнева, таким способом мы портим отношения только в «закрытой» среде своей семьи, именно там гнев является эпидемией, поразившей практически всех, за малым исключением. К публичным и общинным бедам можно отнести два другие типа порчи отношений. Распространенную повсеместно ложь, как способ построить себе безопасный мирок – и в быту, и в церкви (в ней обычно наша ложь повышает успех нашего христианства, как это случалось у Анании с Сапфирой, повышавших таким образом свой христианский рейтинг). Агрессия же очень часто почитается в нашей среде как повышенная ревностность к делу Божьему либо к «грехам, которые могут проникнуть в нашу среду». Поэтому агрессивных, напористых уничтожающих все вокруг людей всегда избирают на должности, в советы и комитеты, а также почитают как «настоящих» адвентистов, стоящих за истину. Как бы то ни было, Соломонов праведник, врачующий языком, скромный, сдерживающийся и честный вряд ли получит наши голоса. У нас другие критерии, и именно в этом (а не в одежде, музыке и праздновании Рождества) церковь похожа на мир.
Практика: Могу ли я вспомнить свой последний гнев? Ложь? Агрессивные слова? Был ли я виноват в них или меня вынудили такое сказать? Когда, наоборот, я в последний раз сделал противоположное: сдержался? Сказал невыгодную правду? Успокоил кого-то?
Вывод:
Итак, чтобы на деле стать праведным человеком, нужно просить Бога о том:
— чтобы мы жили не страхами, а надеждой на обещанное Иисусом;
— чтобы вместо ослепляющей заботы о себе мы замечали других;
— чтобы наши отношения пропитались добротой.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10