7 урок по письму Галатам: ПУТЬ К ВЕРЕ
7 урок по письму Галатам: ПУТЬ К ВЕРЕ
Урок по очередному отрывку письма Галатам поможет нам увидеть, какие преимущества дает нам усыновление Богом.
Проблемы проведения урока:
В прошлый раз мы взяли больше текста, чем было предложено урочником, чтобы полнее раскрыть то, что Павел хочет сказать о законе Божьем. Мы оговорили, что закон не привносит в спасение Христом никаких условий, и что он усугубляет ситуацию, чтобы показать человеку, у Кого он может спастись. Поэтому те, кто следуют тексту пособий, могут обратиться к нашему прошлому уроку. Мы же не следуем за его планом в этом месте письма Галатам, потому что считаем, что тему закона стоит брать целиком, как она написана, чтобы понять сказанное автором.
Мы же пройдем сегодня всего лишь 4 завершающие текста этой главы, которые открывают другую тему – о том, какие преимущества человек получает, становясь сыном Божьим (26). Павел пришел к этому вопросу, пытаясь описать блага нахождения не под законом, но во взаимоотношениях доверия Иисусу. Возможно, это один из аргументов – «пряник», который он дает, как следует отругав до этого своих слушателей в начале главы.
Наш текст хорошо структурирован, поэтому нам не принесет больших проблем то, что он достаточно краток. В отрывке есть вступление (26 текст), где автор говорит о том, что все христиане входят в Божью семью, становясь Его детьми. И в последующих трех текстах объясняется, что это дает – какие именно перемены это приносит в жизнь верующего. Авторы урочника толком и не будут рассматривать эти тексты в следующем уроке, потому что им будет важно подчеркнуть не мысль Павла, а традицию нашей церкви – день, выделенный на тексты 26-29 (вс) будет потрачен в 8 уроке на обряд крещения. Павел использует упоминание об этом обряде мимоходом, ну а в нашей среде это – чудодейственное средство, делающее тебя остатком и повышающее статистику, поэтому о нем скажут как о центре отрывка.
Главный вопрос: Какие преимущества дает христианам статус «Божьего ребенка»? Какую пользу от усыновления Богом вы уже получили?
Ломка льда: Когда вы в последний раз в кого-то переодевались? Что это было – маскарад, сценка, спецодежда? Как вы себя чувствовали не в своей одежде?
- Христос внутри. Текст Галатам 3:27 (с. 231 НЗ)
В первом тексте, описывающем первую особенность «сынов Божьих» (26), говорится о необычной метафоре. Человек, ставший христианином (крестившийся во Христа), по словам Павла, «облекается», или одевается во Христа. Это не символ, а нечто более мистическое, что практикует редко кто из христиан. Это особенные отношения, когда ты допускаешь Иисуса войти в тебя.
Как ни странно, легче всего это состояние представить на примере, который одновременно страшен, может быть, неправилен, но более знаком всем нам – на примере евангельской одержимости, когда бесы подчиняют себе мысли и желания человека, находящегося под их влиянием. Вспомнив героев из страны Гадаринской или из многочисленных современных фильмов, мы можем представить, как это работает. В какой-то степени, при «одевании во Христа» происходит то же самое, но не со знаком минус, а со знаком плюс. Иисус становится частью тебя, ты больше чем на словах, становишься Его родственником – ты на самом деле получаешь родство с Ним – Он входит, наполняет, включает Себя в твои мысли, желания, мечты, Он управляет тобой. Ты реально становишься близким Иисуса.
И в этом же заключается главная опасность, по которой мы не идем на столь близкие отношения. Нам не хочется полного подчинения перед Богом, мы опасаемся, что Он сделает с нами что-нибудь опасное, фанатичное, то, что нам не понравится. Мы боимся, что Бог не пожалеет то, что мы любим, что является частью нас, и поэтому впускаем Его внутрь только до определенной отметки. Или же вообще не впускаем, говоря, что все это – символизм, а нам надо «стараться, работать над своим характером, исполнять заповеди и совершенствоваться» самим. Так наивысшее проявление любви к Богу, которое прекрасно описано в 1 Кор 15 (о покорении всего Богу), отвергается нами. Возможно, главная причина здесь больше в недоверии Христу, в том, что мы побаиваемся Его и не считаем, что Он желает нам благ, чем в том, что мы не знаем, как впустить Его поглубже в нашу жизнь.
Поэтому рецепт от того, что мы еще не оделись в Иисуса, став Его «продолжением», заключается в отказе от нашего самоуправления в пользу подчинения настоящему Богу. Себе мы пока что доверяем больше, чем Ему, а это неправильно.
Практика: Я боюсь одержимости? Я не хочу, чтобы кто-то управлял мной? Мной не манипулируют окружающие? Я бы согласился, чтобы с этого момента мной полностью руководил Бог? Почему я, скорее всего, опасаюсь этого?
- Все люди — близкие. Текст Галатам 3:28 (с. 231 НЗ)
Следующий текст письма – это не какой-то патетический лозунг, а описание того, что Бог делает с человечеством, став людям родственником. Причина того, что рабы и господа, женщины (не считавшиеся людьми как в то время, так и оставшиеся в ущербном положении в адвентистской церкви даже в 21 веке) и мужчины стали равными, описана в конце текста. Это то, что мы все – во Христе Иисусе. Бог создал новое человечество, Он присутствует во всех христианах (и, кстати, и в нехристианах, действуя через их совесть). Поэтому одевшийся в Него вместо вражды и соперничества с другими людьми будет видеть в них проявление Того, Кто живет в нем. Это, опять же, несколько мистическое описание, среднему адвентисту легче даже не думать ни о чем подобном, для него церковь – это крестившиеся в адвентизм, а не во Христа, и даже очень близкие по духу христиане других конфессий – это соперники, если не враги. Иисус же создает другую атмосферу.
Что-то похожее случилось с Петром, когда он вместо ненависти к язычникам и отвращения к ним вдруг на примере семьи Корнилия увидел, что это – такие же встретившиеся с Богом люди, как и он. Они не второго сорта, в то время как мы – первого, они не большие грешники, чем мы, и совести они следуют не хуже нас. К сожалению, по прошествии 2 тысяч лет, немногие готовы сделать такое же. Причина именно в том, что мы не узнаем в них Христа, потому что сами мало знакомы с Его почерком, Он не живет в нас. Ну а «охранники» церковных идентичностей отпугивают подчиненных прихожан страшилками о том, что они, в других сообществах веры, поклоняются не Богу, а сатане, приносят в жертву детей и сочиняют подобные безумные вещи ради того, чтобы одни верующие люди случайно не подружились с другими верующими людьми, знающими Иисуса.
Кстати, именно из-за незнания Иисуса замечательные руководители церкви до сих пор не могут увидеть проявление Иисуса в пасторских дарах женщин. Будь Он им знаком, это давно бы произошло, и «свой» узнал бы «своего», Иисус внутри них давно бы помог увидеть Иисуса внутри других. В какой то мере это тест на знание Христа, который показывает, что кому-то важнее политика, а не Его другие дети.
Практика: Кого я считаю «братьями и сестрами»? АСД? Протестантов? Всех верующих? Разделение на конфессии создает для меня христиан разных сортов? К какому сорту принадлежу я? Узнавал ли я хоть раз близкого мне по духу верующего?
- Наследники. Текст Галатам 3:29 (с. 231 НЗ)
В заключительном тексте главы открывается интереснейший элемент нашей христианской жизни, который изначально кажется нам неважным. Здесь говорится о том, что «сыны Божьи» становятся настоящими потомками Авраама и наследниками Царства. Не стоит отрицать того, что это – маловажная и неактуальная для нас вещь.
Большинство споров, в которые вовлечены христиане – это споры о том, кто является «настоящим» наследником. Государственные церкви заявляют о том, что они сохранили апостольское рукоположение, и поэтому настоящие дети Божьи – именно они. Мы, в свою очередь, спорим, что субботу соблюдали и пророки, и Иисус, и апостолы, и всякие вальденцы (???), и вот мы. Значит дети Божьи – мы. Другие основываются на дарах Святого Духа, на водном крещении, на чем-то еще. Но идея за всеми этими спорами одна – нам не хватает ощущения того, что мы – настоящие наследники, настоящие дети Божьи. Нам нужно обоснование, и эти споры ведутся прежде всего для нас самих, а не для наших врагов – мы сами внутри не уверенны, что мы – Его наследники, его настоящие дети. Внутри нас чувство сиротства, и поэтому мы заняты доказательствами того, что мы – Его настоящие дети.
Тут есть одна загвоздка. Божье наследство не передается так, как мы надеемся. Оно не в принадлежности к какой-то земной организации, как бы мы ее не любили, и насколько бы близкой к Библии или к первым обрядам она не была. Божьим ребенком ты становишься, согласившись наполниться Им, лично с Ним встретившись, и никак иначе. Это делается напрямую, без посредников. И тогда у тебя теряется ощущение сиротства, и страха, что надо срочно приткнуться к какой – то самой правильной семье, которую я выбираю по своим представлениям о религии. Это совсем не значит, что все церкви одинаково полезны, сообщества бывают и худые, это значит лишь, что наследство (сыновство) получается не через них.
Поэтому отсутствие уверенности – это такое же свидетельство того, что мы еще не стали детьми Божьими, как и вражда с людьми из п. 2 и отказ подчиниться Ему из п.1
Практика: Зачем мне доказательства того, что моя церковь «делает все, как первые христиане»? Как я убеждаю себя в этом? У меня есть чувство неуверенности в том, что я – Божий наследник? Что я могу сделать, чтобы расстаться с неуверенностью?
Вывод. Для того, чтобы стать Божьим ребенком, нам нужно:
— позволить Иисусу занять больше места в жизни, вплоть до полного подчинения Ему;
— научиться видеть в других верующих, как Бог действует в их жизни;
— заметить в себе ощущении сиротства, из-за которого мы воюем с непохожими на нас.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10