7 урок о последнем времени: ЛЮДИ ПЕРЕД ПРИШЕСТВИЕМ (24 и 25 матфея…)
7 урок о последнем времени: ЛЮДИ ПЕРЕД ПРИШЕСТВИЕМ (24 и 25 матфея…)
В нашем уроке мы разберем три притчи Иисуса из 25 главы Евангелия Матфея, где говорится о том, какими будут люди, которые встретят Христа.
Проблемы проведения урока:
Если мы обещаем читателям изучать 24 и 25 главы Евангелия Матфея, то есть, то, что Иисус говорил о «последнем времени», будет честно не обманывать их ожидания. Что же делаем мы вместо этого? Урок наполнен текстами из Откровения, Луки, Царств, Даниила, Левита и книг типа Великой Борьбы. Это очень характерный подход, и вы заметите его абсолютно у всех авторов урочников без исключения. Дело в том, что на субботней школе мы не изучаем Библию, как громко заявлено на обложке урочника. Мы изучаем понимание доктрин нашей конфессией, и без множества текстов и книг Уайт эти доктрины «изучить» просто из отрывков Библии, оказывается, невозможно. Поэтому вместо того, чтобы просто прочитать главу или две из Писания и попробовать понять, что они говорят нам (как это делаем мы в своих уроках), мы изучаем сложный винегрет. Все поменяется только лишь когда мы перестанем бояться, что люди вычитают в Библии что-то свое, прекратим их контролировать и позволим Богу учить людей – без того, чтобы направлять их сложным сочетанием наших учений.
Кроме этого, урок поражает странностью построения. Из трех притч 25 главы почему-то взяты только две. Из «признаков пришествия» (на самом деле Библия говорит, что это не признаки того, что наступил конец мира, а признаки того, что «еще не конец») берутся только избранные, про гонения, лжехристов, и никому не понятную мерзость запустения. Так поступать нельзя, если мы взялись за притчи – то давайте брать все, либо объяснять, почему мы исключаем какой-то материал. Если мы взялись за признаки пришествия, то давайте изучать их (не забыв подчеркнуть, что Иисус считает признаками конца, а о чем говорит, что это совсем не признак конца мира). Тогда нашим слушателям будет удобнее следовать за нами, они будут понимать, о чем мы говорим, и почему выбрали именно эту тему. Это основы преподавания уроков, их нельзя избегать никогда, в этом и заключается подготовка к СШ.
Главный вопрос: Чем, по мнению Иисуса, отличаются люди, готовые к встрече с Ним? Что из перечисленного Им для вас – самое сложное для выполнения?
Ломка льда: Когда вы учились, вы списывали, или списывали у вас? Что плохого в списывании? Есть ли ситуации, когда это вполне нормально? (Ненужный предмет, оценка для стипендии?)
- Думающие. Текст Матфея 25:1-12 (с. 31 НЗ)
В нашем уроке мы пойдем по достаточно легкому пути – мы взяли из рассказа Иисуса о последнем времени три истории, которые говорят о состоянии верующих людей перед Пришествием – их мы и будем разбирать в этот раз. Первая история – это притча о так называемых «девах», которую ни один адвентист не сможет прочитать без мысли о том, что надо срочно запастись «Святым Духом», что бы это ни значило. Обычно это означает усиленно «молиться, читать Библию и ходить в церковь».
Если же мы вчитаемся в текст, то он говорит о двух группах людей. Первая названа умными или мудрыми, и их отличие в том, что они – прикладывают ум к тому, что происходит. Они прогнозируют, что может случиться всякое, и поэтому готовы к экстренным ситуациям. Интересно, что «быть готовым» или «бодрствовать» — по словам Иисуса – это значит включать мозг, наблюдать и анализировать, что происходит вокруг, и делать лучшее, что подсказывает тебе Бог через внутренний голос. В отличие от этой группы вторая совершенно не заботится о том, что будет завтра и спокойно живут без какого-то прогнозирования будущего. Возможно, именно такой подход Иисус упоминает 39 стихе предыдущей главы, говоря, что люди жили как всегда, как принято, и при этом «не думали».
Все дело в том, что думать и искать самого лучшего на данный момент – ужасно сложное дело, требующее внутреннего напряжения, ответственности, и прочих издержек работы интеллекта. Поэтому человек живет так, как принято (а христианин – как принято в его церкви). Он передает право думать другому, за Артаксеркса из книги Есфири думают советники, за Ахава его замечательная но злобная жена Иезавель, да и народ говорит – разбирайся Моисей со всем ты сам, а нам просто сообщи что да как. Что касается нас, то наша роль в церкви – выполнять инициативы, спущенные сверху, копировать вечера про Анну Герман, убеждать людей, что они вылечатся от болезней выпив водички на выставках здоровья, раздавать газетки и ставить столетние затхлые сценки. Это разнообразие свидетельствует о том, думаем мы или нет. Ну и не читать Библию самостоятельно, а проводить все «строго по урочникам», чтобы даже не появилось желание личной связи с Богом, без посредников. К сожалению, при этом теряется единственная нить связи с Богом, и человек становится (а точнее, так и остается) тем, кому Иисус говорит «не знаю вас» (12). Он так никогда и не решился думать.
Практика: Когда в последний раз я позволил принимать решение другому? Чем это закончилось? Я пытаюсь принимать решения за других? Зачем? Люди в моей общине думают или следуют привычному?
- Заботящиеся о Божьем. Текст Матфея 25:13-30 (с. 31 НЗ)
Второй отрывок очень часто связывают с церковными выборами и распределением разных видов работ в общине. Если мы посмотрим на наш текст внимательнее, то увидим более серьезный подход, который очень не понравится любому человеку. В нашей истории вдруг оказывается, что у христианина нет ничего своего, он – раб (14) Христа, и все, что у него есть – должно быть пущено на расширение и увеличение царства Хозяина (27). С этим возникает огромная проблема, потому что никто нормальный не хочет считать Божьим то, что ему принадлежит. Герой истории очень точно пересказывает наши мысли, что Бог жесток и лезет забрать то, над чем Он, в отличие от нас, не пахал и не убивался (24).
Все было бы замечательно, и все работало бы с большой пользой, как у первых ребят с 5 и 2 талантами, в Библии полно таких примеров, когда люди с удовольствием умножают Божье царство своим имуществом. Женщины прокармливают всю Иисусову команду, сотник строит синагогу, кто-то отдает горницу, кто-то ослика, кто-то духи – и от всего этого есть огромная польза. Но только когда дело доходит до нас, никакой будущей пользой нас не проймешь. Мы не расстанемся со своим. Кстати, падение энтузиазма в христианском волонтерстве и прозябание поместных общин без денег – кроме прочих причин, говорит и о нас. За этим стоит наша проблема непризнания Бога Хозяином, и себя – подчиненным Ему. Мое – это мое, а Его – это Его, и мы не будем мешать мух и котлетки (кстати, доктрина о десятине тоже подливает здесь масла в огонь, отделяя Его от нашего).
Что здесь можно сделать? Закхей пошел помогать обиженным кровными и христиане Иерусалима стали поддерживать первую общину, когда ощутили Его любовь, лично от Него или от Его детей. Только она, а никакие не убеждения и не страх может помочь нам поставить себя на правильное место в жизни и тоже не хвататься судорожно за свое время, средства или имущество. Получается, что здесь изображены христиане, задолго до возвращения Бога занимающиеся Его делом, они похожи на Него, мечтают о Его Царстве и делают все, чтобы оно стало как можно больше. Такие люди, конечно же, гармонично впишутся в вечные обители.
Практика: Что из моего имущества я могу отдать Богу без сожаления? С сожалением? Что я никогда не отдам? Как согласиться, что мое мне не принадлежит? Как на этой неделе, услышав зов Божий, использовать свое для Его Царства?
- Видящие в других Бога. Текст Матфея 25:31-46 (с. 31 НЗ)
Последний отрывок – это не проповедь спасения по делам, как может показаться, и как часто проповедуется в нашей среде. В третьей истории очень интересен вопрос, который меняет все, и который приводит в шок обе группы людей – и плохих, и хороших. Это не вопрос: «почему ты берешь нас?» или «почему ты нас не хочешь взять в вечность?» Люди переживают о другом – когда Ты нам являлся, когда мы Тебя видели в реальной жизни? (37-39 и 44).
Именно в этом и заключается главный смысл нашего отрывка, которому пытается научить людей Иисус. Дело не в том, что надо срочно рвануть в тюрьмы, больницы и хостелы, и этим исполнить очередное «правило спасения». Дело в том, что от ожидающих пришествия ждут, что они не будут увлечены своим долгожданным событием, высчитывая признаки, воскресные декреты и следя за римским папой. Они любят не себя в вечности, не день своего освобождения от неблагополучия, а любят Христа – и видят Его дела, Его зов и Его проявления в окружающих людях.
Похоже, что такие верующие живут, внимательно присматриваясь к тому, чтобы увидеть, что от них ждет Иисус. И кого-то в притче Иисус смог направить выполнить то, что Он хочет. А кто-то остался непробиваемым, затушил импульс, посланный Богом, и жил спокойным христианством, в котором Бог не может попросить тебя ни о чем. Где Его в следующий раз ты увидишь только на небе, а до этого момента можно заниматься тем, что ты хочешь, попутно соблюдая необходимые религиозные ограничения. От нас же ждут другого – Иисус может оказаться в ком угодно, Он вокруг тебя, и твоя задача – быть открытым к Его голосу, слышать Его откровение и видеть то, куда Он тебя направляет.
Таким образом, эти три истории показывают людей другого типа, они в какой-то мере не от сего мира, потому что задумываются о воле Божьей и открыты для Его вторжения в жизнь. В общем то, этим занимались герои, описанные в ВЗ как «ходившие перед Богом», и это то, что мы в современном христианстве заменили на автономную, руководимую традициями жизнь.
Практика: Мне легче жить по правилам самостоятельно, или быть водимым? Мой Бог может поменять мои планы, или я не дам Ему такого сделать?
Вывод. Для того, чтобы оказаться готовым к встрече с Иисусом, нужно:
— не отдавать свой разум на управление другим, а думать самим;
— с удовольствием заниматься расширением Его Царства, не жалея для этого своего;
— замечать Его проявления в окружающих нас людях.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10