7 урок: КАК ВЫТЕРПЕТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ? (Единое…)
7 урок: КАК ВЫТЕРПЕТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ? (Единое…)
В этом уроке мы прочитаем первые десять текстов четвёртой главы, и в них мы увидим три вещи, улучшающие взаимоотношения верующих с другими.
Проблемы проведения урока:
Главная проблема этого урока, которая будет преподаваться в субботу в церквях, как и вообще главная беда с нашим пониманием Тела Христова заключается в том, что наша церковь подменяет его главное определение. Для нашего урочника и всех адвентистов Тело Христово — это так называемая «Всемирная организация АСД». Именно такое определение подразумевается в уроке и в наших доктринах — что кроме АСД нет ни одного тела Христова. А вот если бы наша церковь признала, что тело Иисуса — не организация с центром в Силвер Спринг, США, а все дети Христа со всего мира, то нам пришлось бы делать то, что сейчас ненавидим — не отделяться, а как раз объединяться, заниматься единством Христовой церкви. Экуменизмом, дорогие адвентисты, как бы не больно и срашно вам было это слышать.
Ну а история с отсутствующим в адвентизме Боге говорит сама за себя, это просто пик безумия наших доктрин и нашей организации. Вы сами можете прочитать «притчу о лоцмане» в подтеме среды, где черным по белому объясняется, что есть два варианта принятия Елены Уайт. Либо Бог (капитан) куда-то делся — так верил знаменитый основатель адвентистского движения деист Уильям Миллер, от которого у нас остались доктрины о Христе, оставившем нам заповеди — инструкции, а сам Он самоустранился. Тогда наша церковь ведома не Богом в силу Его отсутствия, а Еленой Уайт, это наш богозаменитель. Либо ситуация еще хуже. Капитан (Бог) Сам не может ничего сделать без Елены Уайт, Ему самому нужен лоцман. И после таких историй вы хотите сказать, что адвентисты — верят в Бога? Что они поклоняются Ему, а не Елене Уайт? Что церковь АСД — не секта, заменившая Бога на эту женщину, севшую в храме Божьем и провозгласившую, что она сейчас является Его подменой? Наша церковь любит ругать католиков и идентифицировать Папу Римского с заместителем Бога. Но, к сожалению, рыльце в пушку совсем не у католиков — АСД надо бы глянуть в зеркало.
Главный вопрос: Что в этом отрывке предлагается для налаживания отношений с людьми? Как легче вытерпеть тех, кто меня окружает?
Ломка льда: Вы когда-нибудь прощали другим людям денежный долг, который они у вас заняли? Как это сделать легче?
- ВСЕ ЛЮДИ ОШИБАЮТСЯ Текст Ефесянам 4:1-2
Мы рекомендуем прочитать хотя бы для себя этот отрывок в современном переводе РБО, в котором нет всех этих неупотребляемых сегодня никем терминов «смиренномудрие» и «долготерпение». По сути, всю главу Павел будет пытаться побудить верующих жить в мирных отношениях с окружащими, автору важно не доктринальное «единство церкви», которое церковь АСД пытается достигнуть, вообще не упоминая об отношениях людей друг со другом. В этой главе все рассуждения Павла о Теле Христа, о людях, служащих друг другу и прочем направлены только на одно: улучшить связь одного человека с другим.
Поэтому в нашем отрывке говорится первое, что для этого необходимо: это снисхождение друг ко другу, основанное на том, как человек воспринимает самого себя. И, получается, только дошедший до скромности и кротости может изменить отношение к другим. Потому что тогда он «снисходит» к другим. Здесь описан принцип понимания того, что все люди одинаковые. Если я ошибаюсь, и хочу, чтобы на мои проступки смотрели сквозь пальцы, то я могу допустить, под влиянием Духа Святого, что другие — точно такие же, ошибаются несмотря на то, что не хотят делать плохого, и точно так же хотели бы, чтобы нанесенный ими вред не воспринимали слишком серьезно. По-хорошему, это ожидалось от задолжавшего 10000 талантов, который встретил в городе свою уменьшенную копию. И об этом говорит Иисус, вспоминая о сучке и бревне в глазе. Ну и знаменитая и мало понимаемая в адвентисткой среде история о женщине, в которую можно кидать камни только не-грешащим, о том же самом: равенстве всех нас в ошибках и желании прощения.
Как говорит текст, на такое снисхождение способны только осознающие своё положение, пришибленные, раскаявшиеся. В этом смысле христиане должны бы быть смиреннее всех других людей на земле, но только религия играет с ними плохую шутку. Она увеличивает их гордыню, расхваливая, что они — особые, остаток, одни знающие истину, церковь, которая соблюдает все заповеди. Поэтому слону легче пройти в игольное ушко, чем адвентисту признать, что он и его церковь постоянно ошибаются. Именно из-за этого вы не увидите дух прощения и атмосферу принятия любых людей в наших общинах. Нет, там всё для исключений и замечаний.
Практика: Какую часть жизни я считаю себя правым, и какую виноватым перед другими? 50 на 50? 99 на 1%? Что делать, если все время думаешь о себе, что ты прав? Я допускаю, что другие тоже могут делать ошибки и хотеть, чтобы их не вспоминали?
2. НАШЕ ОБЩЕЕ В БОГЕ Текст Ефесянам 4:3-6
Следующий отрывок текста, по сути, демонстрирует то общее, что есть у нас с другими людьми. Вы можете увидеть одно тело — не организацию АСД, забудьте об этом лжеучении, одно тело — это Тело Христа, союз всех доверившихся Иисусу. Одна вера и крещение, которые объединяют нас с миллиардом других людей на планете. И, кроме этого, один Бог, который является нашим общим Отцом для вообще всех людей любого вероисповедания, включая даже атеизм. В этом отрывке не нужно искать символы веры или какие-то определения количества крещений или богов, он служит другому. Нам пора бы научиться читать то, что заложил в отрывок автор — а он расписывает не количество (истинных или неистинных) вер и богов, он пытается добиться нашего хорошего отношения, нашего принятия других людей.
И здесь он приводит аргумент нашей общности, единой истории с другими людьми, он показывает, что в нас есть нечто общее. Если даже взять вот эту историю с одним Духом, который живет во всех, то есть несколько красивых примеров Библии, показывающих, что во всех, слушающих Бога — один Дух. Возьмите историю Ионы и корабельщиков, в которой невооруженным глазом видна совесть этих людей, жертвующих всем своим товаром, лишь бы спасти человека. Или возьмите то, как в Бытие неожиданно совестливо реагирует фараон или цари Герарские — и вы чувствуете, что внутри них срабатывает то же самое, что и в вас: и вы, и они — из одного теста, хотя верующие во всех этих историях — ещё те негодяи. Но суть мы понимаем — мы объединены общим Существом, живущим внутри каждого.
Поэтому вместо того, чтобы напрочь вырезать целыми группами людей из своей жизни, обесчеловечивая их, для хороших отношений лучше делать как раз противоположное: видеть в них проявление Бога. Заметить, что Руфь тащит на своем горбу заботу о свекрови, которую нужно было просто выгнать прочь, как это сделал адвентист Авраам с родственниками. Заметить доверие в псине Сирофиникиянке. Понять, что блудницы и мытари бегут за Иисусом, а не от него, как христиане ВЗ. То есть, заметить главную ценность человека — способность слышать Бога и повиноваться Ему. Ну или хотя бы желание этого, не всегда исполняющееся.
Практика: Когда я в последний раз пытался найти общее между мной и каким-то человеком? У меня получилось? Мы с другими христианами — братья и сестры? С неверующими? В них работает Бог? Я Его в них замечал? Как это сделать?
- ЦЕННОСТЬ ДРУГИХ Текст Ефесянам 4:7-10
Два первых отрывка больше показывают нашу похожесть на других людей — в наших ошибках и в том, что Богу удается достучаться вообще до всех, и мы это чувствуем. А вот последние тексты отрывка говорят о различиях, но не разделяющих нас с другими, а о приносящих пользу. Если вы не будете заморачиваться на достаточно сложном для прочитавшего отрывок в первый раз цитировании о восхождении и нисхождении, которое не принесет большой пользы (его лучше тоже читать в новом переводе РБО) — то увидите очень ясный смысл всех этих текстов.
Бог дает каждому человеку своё. Каждый уникален. От каждого есть польза. Чуть позже Павел покажет это на примере христианства его времени (не путайте с современными должностями в церкви, которые заполняюются не по дарам человека, а по бюрократическому принципу, что уничтожает идею) покажет, как каждый христианин делает вклад в других. Вот эти дары, данные всем, мы и не замечаем, и не ценим. Вонючая газетка «СС» ругает Майкрософт и Била Гейтса, при этом печатая свои падающие тиражи на программном обеспечении, созданном этими людьми. Наши человекоубийцы из санаториев ругают обычных образованных врачей, но, приехав из леса, бегут к специалистам в больницы, чтобы в глазах не было точек и кругов. Вы найдете редкий урочник без того, чтобы в нём не сказали, что ученые — самые бесполезные существа на планете, и при этом авторы урочников и Теды Вильсоны садятся в бизнес классы самолетов и летят отдыхать «в командировку» в люксы, построенные лучшими архитекторами, даже не думая о своем лицемерии.
Было бы здорово, если бы верующие, очень любящие обесценивать всех, кроме своей деноминации, поняли мысль Павла. Бог дал каждому человеку смысл существования, дар, призвание, пользу. И если бы верующие замечали эту пользу, которую приносят другие люди, то улучшились бы не только их отношения с этими «необрезанными свиноедами» (© пасторы АСД). Мы бы тогда заметили дело Бога и стали бы благодарны Ему за Его замысел, который сегодня не видим.
Практика: Я всего в жизни добился сам или если другие люди, чьим трудом я пользуюсь? Им стоит быть благодарными? Говорить им об этом? От неверующих есть хоть какая-то польза, или их участь — озеро огненное? От меня есть польза? Кому?
Вывод. Для того, чтобы легче вытерпеть окружающих, нам надо:
— признать, что и мы, и все вокруг — ошибающиеся грешники, которых надо прощать;
— подмечать, что Бога можно увидеть практически в любом человеке;
— захотеть обнаружить ту пользу, которую мы получаем от других.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10