6 урок: БЛАГОСЛОВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (Собирайте…)
6 урок: БЛАГОСЛОВЕННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (Собирайте…)
Книга Бытие в 3х отрывках раскроет нам один из принципов человеческих отношений, который поможет нам жить среди таких же грешников, как и мы сами.
Проблемы проведения урока:
В адвентистском прочтении Библии есть одна традиция, которой, впрочем, грешат и другие деноминации. Это так называемые жития святых, когда вместо библейского портрета человека абсолютно все учителя, пасторы и авторы церкви рисуют выхолощенную картинку персонажа Писания. Вы можете беспристрастно почитать сегодняшний урок и увидеть, как церковная пропаганда «улучшает» качества людей или оправдывает их действия. Например, Ной «служил погибающему миру». Что? От Ноя такое даже не требовалось. «Свидетельство Авраама о Боге было образцовым». Ага, особенно подстава жены. «Авраам покинул родину, друзей и членов семьи». Ребята, вы никогда не пробовали читать Библию о том, где у Авраама родина, и где он жил? «Несмотря ни на что, у Иакова было правильное отношение к материальным благам», «Моисей принял сознательное решение, когда ушел из Египта», ага. И так далее — перед нами рисуют благостные лубочные картинки безгрешных людей, приукрашивая персонажей изо всех сил, и для этого есть две серьезные причины.
Первая — ни наши учителя, ни сами адвентисты Библию не читают. У них сложились сказочные традиционные представления о том же Иакове, что он был суперпарень, от Елены Уайт до Теда Вильсона рассказывают, что он думал о духовном наследстве, так что говорить о нем по-другому язык не поворачивается. А вот когда ты сам без них (т.е. без урочников) встречаешься с Библией, то видишь, что и Иаков был порядочным гадом, который, кроме как о выгоде, ни о чем не дума. И Авраам не такой няшка, посмотрите хотя бы на то, как он обходится с Агарью. И все остальные герои Библии — как мы, а не как идеальные ребята с икон. И вторая причина, почему АСД так делают. Даже когда человек вычитывает правду в Библии, говорить ее он не будет. Потому что она противоречит идее о совершенстве здесь на земле. Нам нужны такие «идеалы», чтобы быть безгрешными уже здесь, как заповедовала Е Уайт.
Главный вопрос: Как решают свои конфликты герои трех отрывков из книги Бытие? Почему христиане всегда считают разделение чем-то плохим и запрещенным?
Ломка льда: Есть ли у вас живые родственники, с которыми вы сегодня не общаетесь? Почему так произошло?
- СПАСЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ Текст Быт 13:1-12
Первая история из Бытия показывает нам то, что обычно вообще не воспринимается нами как нечто хорошее. Все и всегда рассказывают, каким плохим был Лот и как ему нужно было хвататься за Авраама, и не отпускать его, чего бы это не стоило. Люди не видят, кто предложил решение конфликта, потому что они не читают Библию. А в ней черным по белому описан конфликт, который повлиял не только на пастухов, позже это запросто перекинется на членов семей (помните, как такое случилось у сыновей Лавана и как они стали ненавидеть Иакова в похожей ситуации?). Поэтому Библия предлагает очень правильное решение конфликта между людьми — их разделение.
Если вы думаете, что это исключение, то ошибаетесь: так же Авраам отселяет Измаила от Исаака, так же, чтобы не враждовать, племена разделяются после смешения языков, так же расходятся по разным углам уже помирившиеся вроде бы Исав и Иаков. Библия не просто указывает, что такое возможно, она не против разделения грешников, которые иначе вцепятся друг в друга, пока не поубивают тех, кого они ненавидят (Каин, братья Иосифа, и др истории книги Бытие).
Поэтому всем нам стоило бы пересмотреть псевдоценность единства, так воспеваемую в нашей церкви и христианстве вообще. Да, было бы здорово, чтобы мы все дружили и были единодушными. Но однажды наступает момент, когда мы расходимся во возглядах, и в единую Иерусалимскую консервативную церковь приходит развентист Павел, и его надо приструнить, заставить быть единым с нами, пусть он соблюдёт фарисейские законы, а если сгинет при этом — тем лучше. Агарь в самой первой истории ее побега могла бы сидеть и терпеть единство, где все должно крутиться вокруг культа личности ее хозяйки, но только зачем? В книге Бытие вы можете насчитать пару десятков примеров, когда Бог предлагает разделиться и жить спокойно вдалеке друг от друга. Это не что-то плохое, это спасение для нас всех.
И здесь стоило бы понять, что много разных церквей и деноминаций — не грех. Это возможность не терпеть то, как Тед Вильсон мнит, что он наместник Бога на земле (президент Церкви), как люди называют Уайт Святым Духом и слушают ее больше, чем Библию. Ничего страшного, когда мы не смиряемся перед организацией, ведь она — не Бог. Ради того, что адвентисты сидят в одном зале, нет смысла терпеть дурь.
Практика: Для меня лучше поступить против совести ради единства? Это ведь не то, что сделал Каиафа, убив Иисуса, чтобы не пришли Римляне, нет? Единство семьи для меня важнее отношений? Единство церкви важнее того, что люди в ней ненавидят др?
2. СПАСЕНИЕ ОТ ГНЕВА Текст Быт 27:43-45
Эта история касается очень плохого поступка Иакова, когда он ограбил брата. Не надо выдумывать ложь, что он хотел «духовное наследство», как пишет лжепророчица, ни одним словечком Библии это нигде не подтверждено. Иаков кинул брата, как сегодня кидают людей черные риэлторы. Поэтому Исав вполне обоснованно решил с этим делом покончить и, когда родители уже помрут (чтобы не стать виновником их смерти), брату отомстить. Нам интересно описание того, как легко решается эта проблема — оказывается, когда люди расстаются и проводят друг без друга долгое время на расстоянии, все вот это обострение отношений до конфликта, где все готовы друг друга убить голыми руками, забывается.
И на самом деле, так все и произошло. Когда Исав через много лет придет навстречу брату, он будет с ним обниматься, как ни в чем не бывало. Произошли разные события, многое изменилось, и они уже не враги. Посмотрите, как за долгие годы разделения повзрослели братья Иосифа и уже не пышут на него гневом (как, впрочем, и он на них). Это не только история из ВЗ — Павел, расставшийся с Марком, и по свежей памяти не готовый с ним путешествовать, через годы ему рад, как никому. То есть, будучи честными, нам нужно сказать себе — мы не прощаем людей, многих мы ненавидим. И в семьях, и церкви, и где угодно. И помочь восстановить с ними отношения может не вечеря, где мы налепим на кривые рожи смиренное «прости, если чем обидел», и будем делать вид, как будто на самом деле все ок. Скорее всего, нам нужно расстаться, ходить в другую общину или даже в другую церковь, и этим прекратить конфликт и взаимную ненависть к людям, с которыми мы поссорились.
Тут не стоит фантазировать, что тема нас не касается. На самом деле у каждого из нас уже есть такие люди, которые нас предали, нас ненавидят, или мы просто на ножах с ними. Нет смысла это отрицать, в каждой семье есть человек, с которым не общаются, у нас есть те, от которых мы переходим на другую сторону дороги. Да, любить таких людей, обниматься и помыть им ножки раз в квартал — было бы очень красивой картинкой. Но Библия лучше нас понимает, искренне это или нет, и что даже заставив себя, внутри мы пышем злостью. Гораздо проще и безопаснее было бы расстаться.
Практика: Что лучше было бы в момент моей последней ссоры — выпустить зло на человека или уйти? У меня получается любить врагов? Терпеть их? Это Божья воля — чтобы я все время жил рядом с ними? Прощать легче на расстоянии или рядом?
3. СПАСЕНИЕ ОТ УПРЯМСТВА Текст Быт 31:36-52
В последнем отрывке урока мы встречаем личность, которую можно смело назвать не-меняющейся, это Лаван. Если наш Иаков, проходя через трудности, что-то понимает и становится другим, то Лаван всегда одинаковый: еще от истории, где он почуял выгоду от продажи Ревекки, до похожей продажи дочерей и всего того невысказанного, что здесь перечисляет Иаков, озвучивая ему претензии. То есть, перед нами упрямейшее существо, от которого страдают даже его собственные дочери. Да, здесь можно говорить о терпении верующего человека, заставлять жить и уничтожать себя дальше, но Бог предлагает Иакову разделиться с Лаваном. Можно было бы положить рядом с ним всю свою жизнь и рассказывать всем, что вы на этого человека влияете и он однажды станет добрым адвентистом, но только вот так случается далеко не всегда — и не всегда это приносит пользу (нам и ему).
Чаще всего простимулированный пасторами и членами церкви человек «терпит» свою жену, мужа, или кого-то там еще, это усугубляется таким-же, как в семье Лавана, насилием и моральными пытками, обманом и манипуляциями, а то и худшими вещами. Со временем никакая любовь у верующего не возникает, правило «стерпится — слюбится» тут не срабатывает. И он постоянно мучится без покоя внутри себя — как жили эти 20 лет Иаков со своими женами. Лаван не изменится, дело идет к худшему — он с сыновьями в начале главы задумали что-то нехорошее. И все должно окончитья тем, чем закончилась миссия Иисуса, когда упрямые люди напали на Него, поиздевались и убили. Только вот Бог точно послал Иисуса на эту миссию, а Иакову ничего такого Он не планировал. Так что и нам нужно понять, что перед нами за миссия — очень даже возможно, что нам не предназначено терпеть унижающего родственника, жаждущую исключить тебя общину, или работу и даже страну, где ты внезапно стал ненужным. Кстати, именно сюда относится заповедь Иисуса о том, что не нужно сидеть в месте, где тебя ненавидят — твое счастье может возникнуть в момент, когда ты отряхиваешь прах с ног и шлепаешь куда подальше от упрямцев.
Практика: Я точно знаю, кого мне нужно терпеть, а кого — нет? Обычно я терплю тех, на кого не могу повлиять, а не терплю тех, кто стоит ниже меня? Как узнать у Бога, стоит ли мне расстаться с упрямым человеком? Когда я «отряхиваю прах с ног»?
Вывод. Чтобы мы могли прожить жизнь без ненужных страданий, надо:
— обнаружить, что в разделении с другими людьми нет ничего плохого;
— заметить, как оно улучшает наше состояние и решает конфликты;
— спрашивать у Бога, ждет ли Он от нас терпения или расставания.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10