5 урок: КАК ОБЛЕГЧИТЬ СТРАДАНИЯ (Горнило…)
5 урок: КАК ОБЛЕГЧИТЬ СТРАДАНИЯ (Горнило…)
В этом уроке мы возьмем три отрывка из книги Иова и прочитаем в них, что помогло главному герою перенести бедствия, выпавшие на его долю.
Проблемы проведения урока:
Конечно, после вброса замшелой теологии последнего поколения в предыдущем уроке, которую не признают даже многие консервативные ученые АСД, сложно ожидать от пособия того, что оно возьмет и научит тебя Библии. И это так, обратите внимание на подтему воскресенья. Чему учат верующих АСД? Взять библейский текст – и собрать по нему то, что о нём написано в разных книжках Елены Уайт. То есть, тебя учат как работать с Библией так: не думать, не слушать Бога, не пытаться разобраться, как прочитанное относится к тебе лично. Бери Библию и соответствующую книжку – и вперед! Так АСД делали с 1800-х, что мешает тебе сейчас «верить, как пионеры»? По сути, в этой цепочке: Библия – толкование Уайт – читатель, — знаете какое звено остается лишним? Всё верно, Библия. Она бессмысленна, когда ты все равно прибежишь читать Елену Уайт.
Это все, что вам нужно знать об отношении адвентистов к Библии. Она им не нужна, потому что она заменена на книжки лжепророчицы. Возможно, однажды в будущем выйдет урок субботней школы совсем без цитат горе-пророчицы, но вряд ли это произойдет при нашей жизни. Обратите внимание, мы уже прочитали тему воскресенья, в которой все – сплошная Уайт. Посмотрите толкование книги Иова за вторник – это тоже Елена Уайт, но пересказанная без кавычек и ссылок, там любимая её тема про сатану. Откройте пятницу – что изучают адвентисты в это день? К чёрту Библию, когда у нас есть своя пророчица! Вот тут и происходит логичное завершение вычеркивания Слова Божьего из адвентисткой теологии – будем честны, зачем выделять ей ещё целый день, когда «у народа последнего времени есть драгоценная жемчужина Дух пророчества»! Библию – на помойку! Ну и как ягодка на торте – каким «вопросом для размышления» заканчивается урок? Там, наконец, обсуждают Библию? Ага, сейчас. Адвентисты, вам не кажется, что Уайт тошнотворно много?
Главный вопрос: Что, согласно книге Иова, помогает справиться с трудными периодами в жизни? Какая из бед Иова была бы самой сложной для нас?
Ломка льда: Если бы в вашем доме был пожар, какой бы предмет вы спасли (кроме людей, животных и документов с деньгами)?
1. РЕАКЦИЯ НА ПОТЕРЮ Текст Иов 1:18-22 (с. 539 ВЗ)
Книга Иова – особенная история, прежде всего это памятник очень древней письменности, в которой мало кто сегодня разбирается, это поэма со своими поэтическими правилами, а не проза, и это книга, к которой должен быть особенный подход. Мы, учитывая все это, попробуем взять из нее не выводы о строении мира (еще раз отошлем любителей узнать о жизни на небесах к 3Цар19), а выводы, которые помогут нам хоть немного проще относиться к приходящим бедам.
В первом отрывке мы видим очень внятные слова Иова, связанные именно с тем, что произошло. После того, как рушится весь бизнес, в который он вложил всю свою жизнь, и когда от стихийного бедствия погибают все десятеро его детей, он отзывается именно о случившемся. «Наг вышел – наг и возвращусь» — не просто пословица, это осознанное описание человеческой жизни. И заключается оно в том, что своего у человека ничего нет – и приходит в жизнь на земле, и уходит из нее он с пустыми карманами, все, чем он здесь пользуется – ему не принадлежит. Обычно в нашей церкви говорят об этом, но не обсуждая беды, а выклянчивая у людей десятины и пожертвования на печать миллиарда книжек Уайт, поэтому эта тема применяется не туда, куда стоило бы: не на облегчение жизни, а на её усугубление.
Это мировоззрение совпадает со словами автора Письма Евреям о странниках и пришельцах, и словами Иисуса о «сокровищах, которые не надо собирать, потому что воры подкапывают и крадут», но абсолютно не вписывается в нашу картину мира. Каждая копеечка и шмоточка, которую мы приобрели, будет настоящей гирей, привязанной к нам в случае ее потери. Не просто так мутнеют богатый юноша, Валаам и пришедший к Иисусу разделить имение: у них другое восприятие накоплений. Оно выше дружбы, выше идеалов и выше Бога – чтобы не потерять работу священники, верящие в Иисуса, отрекутся, лишь бы денюжки не пропали.
Ну а говоря о нашей теме самочувствия, мы видим, что именно привязанность к имуществу (которое мы зря считаем своим) заставляет мучиться и делать неадекватные поступки. Посмотрите, как страдает старший сын, чьим добром поделились с блудным, и как с легкостью списывает долги управитель, которого похвалит его хозяин. Эти истории – тоже о легком расставании с пожитками.
Практика: Я согласен, что имущество не принадлежит мне, скорее я им пользуюсь? А мои дети – внуки – родственники? Мои сокровища заставляют меня идти против совести, чтобы их сберечь? Я переживал хоть раз из-за потерянных предметов?
2. РЕАКЦИЯ НА БОГА Текст Иов 2:8 — 10 (с. 539 ВЗ)
Второе высказывание Иова связано даже не с его смертельной болезнью, о которой он позже говорит как о достаточно серьезном мучении. Его ответ провоцирует жена, которая подсказывает вполне разумный и распространенный выход из ситуации: «похули Бога и умри». Вполне возможно, что она имела в виду немедленный гнев Бога на хулу (люди того времени не могли «уйти от Бога», как мы сегодня – и для них уходом от Бога было Его проклятие и последующий гнев, который должен убить).
Как бы то ни было, жена предлагает расстаться с таким Богом, который устраивает тебе подлянки. Действительно, зачем нужен Бог, который не делает тебе добра, который не даёт, а, наоборот, отнимает? Бог на то и Бог, чтобы способствовать твоим планам со сверхъестественной стороны, человек всю жизнь стремится достигнуть удачи, научившись угождать потусторонним силам, которые будут ему помогать. Обычное бытовое христианство и бытовой адвентизм от языческого обращения с Богом ничем не отличается: ты «соблюдаешь заповеди», платишь десятину и соблюдаешь субботу, а Бог спасает тебя от бедствий и благословляет: даже Петр спрашивает, а что же им всем будет за их замечательные жертвы во славу Божию, иначе зачем все это. И когда блага заканчиваются, происходит ссора и расставание: царь идет к другому божеству за лечением, а Каин уходит на восток от Эдема.
И вот здесь, в высказывании героя, мы видим другой подход, он считает, что у Бога есть право на коррекцию твоего пути, на право послать и «злое», то есть, и на неблагоприятные обстоятельства, неудачи и забирание чего-то, включая родных и здоровье. Бог у Иова свободен для любых поступков, включая те, что кажутся вредящими нам. И, конечно же, с таким представлением о Боге невозможно в Нем разочароваться, даже если ты заболел или кого-то потерял. Вот только позволить Богу такую свободу мы не можем: Он имеет право только на роль обслуживающего персонала в нашем мирке, где все крутится вокруг нашего настоящего бога: благополучия. Поэтому между нами и происходят явные и тайны ссоры, расставания, обиды и годы молчания, — мы просто не даём Ему проявляться, как Он хочет. Иов же верил в несколько другого Бога, чем наш, Его Бог имел право принести ему ущерб.
Практика: Если мне приходится выбирать между благополучием и Богом, кого я выбираю? Мой Бог способен принести мне ущерб? Как я буду относиться к нему после этого? Чем моя вера отличается от языческого задабривания Бога ради благ?
3. РЕАКЦИЯ НА ОБВИНЕНИЯ Текст Иов 19:21-29 (с. 551 ВЗ)
В третьей истории очень большое количество текста, фактически все главы с 4 по 37 – это третий переплет, в который попадает наш главный герой. И связан он уже с мучениями другого типа, которые гораздо хуже. Если потери заняли лишь 1ю, а болезнь – только 2ю главы, то постоянное унижение Иова его друзьями в разной форме и с разными степенями обвинения заняли целых 33 главы. По большому счету, наш герой теряет репутацию хорошего человека, и апогеем повествования становится реплика «из толпы» какого-то юнца, который тоже спешит вытереть о нашего героя свои грязные ноги, выставив его безбожным негодяем. В книге видно, что переносить плохие отношения сложнее, чем болезни и потери.
Поэтому мы взяли самый «знаменитый» текст о вере Иова, чтобы мы прочитали его в том окружении, в котором он расположен в книге. Если вы сосредоточитесь, то увидите, что это – очередное отражение нападения псевдодрузей, выставляющих Иова подлецом и безбожником. Это – ответ героя на постоянное тюкание обвинениями, и нам будет интересно, что помогло ему перенести смешивание его с грязью. Дело в том, что у нас полно библейских примеров того, как с нормальным верующим обходятся его окружение: Иисус – это по их словам пьяница, еретик, и сатанист; Павел – беззаконник; Моисей – тот, которого надо пришибить камнем за постоянные подставы для всего народа, апостол Иоанн – недостоин даже посещения нашей общины. То есть, слухи и плохая репутация — это то страдание, которое коснется нас всех, в отличие от тяжких болезней, потерь и бедствий. И коснется от своих же со-братьев и со-сестер из родной любимой церкви.
Как видно в тексте, Бог здесь уже не враг и не противник (хотя в 22 тексте еще есть намек на это). В борьбе с такими лжедрузьями Бог – единственная надежда на восстановление справедливости, Иов не может ничего доказать сам, но ждет свидетеля, который однажды за него заступится. Получается, что против плохих людей нет другого инструмента, кроме веры в Божье вмешательство.
Практика: Я когда-нибудь портил другим репутацию? Зачем такое делается? Что я обычно делаю, когда про меня рассказывают незаслуженно плохое? Бог помогает справиться с такими обвинениями? Как? Плохие отношения сложнее, чем болезни?
Вывод. Для того, чтобы легче перенести сложные периоды жизни, надо:
— воспринимать данное нам имущество как полученное на время;
— согласиться, что Бог имеет право не только давать блага, но и забирать их;
— понять, что репутацию лучше зарабатывать у Бога, а не у людей.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10