12 урок о Святом Духе: РАБОТА СВЯТОГО ДУХА
12 урок о Святом Духе: РАБОТА СВЯТОГО ДУХА
Последний урок о Святом Духе затрагивает три вещи, которые лучше всего мы поймем именно благодаря влиянию в нас Святого Духа.
Проблемы проведения урока:
Подошла к концу тема квартала, и, по мнению составителей уроков, пришла пора все же определиться, что делает Святой Дух – темой будет выяснение того, что делает Дух в человеке. Конечно же, то, что делает Дух, было желательно рассмотреть еще тогда, когда мы о нем заговорили, в начале квартала. Но лучше поздно, чем никогда.
Главная трудность при проведении урока по предложенной в пособии схеме будет в том, что за его основу взят достаточно сложный текст из 16 главы Иоанна, который поделен на подпункты. Именно тут и кроется ловушка урока – эти подпункты: грех, правда, и суд не очень привычно объяснены Иисусом, и поэтому учитель вслед за автором урочника может пуститься в объяснении их во все тяжкие, вложив в них все, что его душенька пожелает. Обратите внимание, например, как в подтеме за понедельник правду можно заменить праведностью, вписать первосвященническое служение Христа и прочие вещи, угодные проводящему тему. Именно в этом и заключается трудность при подобном изучении Библии – при слишком малом или непонятном тексте учитель способен повести за собой учеников туда, куда он желает. Поэтому лучше избегать тех текстов, которые дают слишком мало места ясной Библейской вести и слишком много места нашим рассказам.
Поэтому мы считаем нецелесообразным отдавать большую часть урока отрывку из 16 главы Иоанна, хотя в нем и явно вычленены три подпункта, отмеченные Самим Иисусом. И по изложенной выше причине, и из-за некоторой неактуальности этих вещей для среднего слушателя, сидящего в адвентистской церкви на уроке СШ, мы возьмем из отрывка лишь одну ясную весть о состоянии, которым поражены наши общины, и добавим к ним два другие отрывка. Если вы считаете, что сможете актуализировать для слушателей слова «о правде, что иду к Отцу моему» и др, то, конечно же, лучше будет взять этот отрывок. Только не ошибитесь J
Главный вопрос: Как нам помочь Святому Духу выполнить Его работу в нас? Чего Он уже смог добиться за те годы, когда я стал христианином?
Ломка льда: Вспомните последний случай, когда вас ругали – Когда это было? Что вы чувствовали? Вы захотели после этого стать лучше?
- Дух обличает человека. Текст Иоанн 16:7-11 (с. 122 НЗ)
Текст, который мы прочитали, сразу же отнимает у современного адвентиста одно из его любимых занятий. Тут говорится, что именно работой Святого Духа, то есть, прерогативой самого Бога является работа по обличению людей (8). Он выявляет главный грех человека (9), рассказывает правду, которую тому нужно знать (10) и работает через совесть, вынося суд над тем, что человек делает по правилам мира сего, не собираясь идти за Богом (11). То есть, Сам Бог действует, чтобы привести человека к спасению, причем делает это уникально, компенсируя все эти обычно жесткие для человека вещи тем, что Он – Утешитель (7). То есть, Он, ведя человека к покаянию, держит руку на пульсе и «не перегибает палку», Он идеально выполняет свою работу.
Здесь нужно отметить две вещи, касающиеся нас. Во-первых, мы забираем у Бога эту работу. Кому из церковных завсегдатаев не внушали слова о том, что он должен пойти и поругать кого-то, прикрывшись словами, сказанными пророку Иезекиилю? Кто не слышал безумие о том, что на вас останется кровь погибшей, если вы не пойдете и не скажете девушке из хора, что ей нельзя носить сережки, или подобные вещи. Почему обличения чрезвычайно популярны в нашей среде и так сильно разрушают наши общины? Некоторый страх выгоден всем тем, кто общинами руководят вместо Бога, входя в советы, пасторский и администраторский состав. И так они могут запугивать людей, насаждая власть над ними. Плюс за этим стоит греховная природа человека. Как можно выразить свою зависть красивой девушке, особенно если она стильно одета? Запиши про нее свидетельство, что она тратит свои деньги на шляпки и любит их больше Бога. Как дать волю своему склочному характеру? Следи за членами церкви и смело «обличай» направо и налево – улыбающихся, молодых, еще разговаривающих друг с другом. Многие общины АСД благодаря обличениям превратились в страшное место, где не осталось здоровых христиан, радующихся жизни и любящих хоть кого-то.
И второе. Закономерно возникает вопрос, неужели теперь никому и ничего нельзя говорить? Да, пока что не нужно говорить. Посчитайте по пальцам, сколько раз это делал Иисус в Евангелии – и поймите, что вы свой лимит уже выработали – наговорили больше, чем Он. На такое можно пойти, только если ты уже научился слушать голос Духа внутри себя, и Он тебя подталкивает. Но только нельзя выдавать за этот голос собственную злобу, как это происходит сейчас.
Практика: Когда меня в последний раз обличал человек? Когда это делал Бог? Кого я больше понял? Послушался? Мне нравится обличать? Как сделать, чтобы община была не местом слежки друг за другом, а местом, где люди чувствуют убежище?
- Дух открывает Божью любовь. Текст Римлянам 5:5-10 (с. 192 НЗ)
Главная трудность с подвигом Иисуса, который был совершен ради нас, заключается даже не в том, что он произошел давным-давно, когда нас еще не было. Проблема в том, что это дело Божьей любви к нам случилось, когда мы были еще грешниками (8), или немощными (6) – то есть, занимались своими грешными делами и о Боге вообще не думали и думать не собирались. И здесь говорится, что именно Святой Дух открыл нам, что смерть Иисуса имеет к нам отношение, и она говорит о Его любви лично к нам (5). Да, иногда Дух использует для этого рассказы, проповеди, фильмы, очень часто Евангелие, и другие средства, но понимание любви Бога лично ко мне дается именно Духом, и никем другим. Поэтому все безумные приемы проповедников, которые используют кровавые истории, нескладные жалостливые стихи, давление на эмоции посетителей церкви и кампаний, чувство вины – это все жалкое и фальшивое подобие того ощущения любви Божьей, которое дает Он Сам.
Возможно, вам может показаться, что осознание Божьей любви у нас есть и о нем говорить не нужно, но здесь есть проблема. В законническом сообществе (которым, без сомнения, является церковь, где о заповедях проповедуется чаще, чем о кресте и где на сцене висит не упоминание о Спасителе, а скрижали) о любви Божьей слышали, но слышали очень однобоко. У огромного количества наших слушателей существует понимание любви нас Богом на условии. Текст говорит о том, что Бог полюбил нас никудышних, когда от нас было нечего ждать, мы ничего из себя не представляли (кстати, в таком же состоянии мы и продолжаем оставаться сейчас, не надо себе льстить, что мы стали сильно лучше). А со всех кафедр и изо всех «вдохновенных» томов нам говорят о другом – о том, что Бог да, любит, но на условии. Бог любит только тех, кто послушен. Кто исполняет заповеди. Кто не огорчает Его. Вот на этом и растут наши члены церкви, чувствуя внутри огромный диссонанс: Бог не любит непослушных, а послушным то у меня быть не получается (и не получится, природа то греховная). Поэтому читать Евангелие о Божьей любви нужно, ведь она жирно заретуширована «вестью о законе» и спасением по делам. Единственный выход здесь – позволить Духу донести до нас, как Бог к нам относится.
Практика: Я нравлюсь Богу? Почему? Как можно почувствовать Его отношение? Мое отношение к окружающим зависит от их поведения? Когда я меняю поведение, Бог перестает любить? В моей церкви Бог любит людей на условии или всегда?
- Дух дает уверенность в спасении. Текст Ефесянам 1:13-14 (с. 234 НЗ)
В этих текстах Дух представляется нам «залогом нашего наследия», то есть, гарантией того, что мы получим небесную награду, гарантией нашего спасения. Это достаточно актуальная тема для нашей субкультры, потому что главную роль в спасении адвентиста обычно играет он сам. Иисус нужен человеку только для того, чтобы разделаться с грехами, сделанными до крещения. А потом человек послушен Богу и тогда он спасается, или не послушен — и тогда гибнет. Да, сюда включены некоторые изобретения, типа «омовения грехов во время вечери» и прочие поблажки, но в целом у нас достаточно законническая религия, в которой все зависит совсем не от Бога, все зависит от тебя, все – в твоих руках. И это законничество касается макушкой небес, потому что от человека зависит не только его личное спасение. И второе пришествие, и все события на свете у нас зависят от того, как ведет себя горстка адвентистов, — посмотрите известный фильм, распространявшийся перед ГК о том, как пара десятков адвентистов в начале 1900х не дали Богу вернуться на землю.
Евангелие же учит нас совсем другому. Его благая весть в том, что Бог спасает тебя и в момент обращения не по твоим делам, и в будущем все будет зависеть не от того, начал ли ты соблюдать закон и читать Библию в 5 утра – все будет зависеть от присутствия Божьего внутри тебя. Его наличие внутри, залог Духа, Его Личность, с которой ты хочешь жить вместе – вот все, что тебе нужно. Имеющий Его – имеет жизнь, и будет спасен. Ты спасен не из-за тебя, ты спасен из-за Него.
Многие христиане вообще не приходят к этому пониманию, всю жизнь находясь в погоне за не получающимся исполнением требований. Некоторые находят его в книгах и проповедях других церквей, потому что сами мы много говорим о законе, и почти не говорим о том, чтобы измученные люди, наконец, поняли суть спасения. Возможно, проблема заключается и в том, что наша связь с Духом, который может научить всему и исправить все – тоже даже не упоминается в церкви. Никто и никогда не говорит, чтобы мы учились у Бога напрямую, чтобы Дух выполнил ту работу, о которой говорит сегодняшний урок. Все это берут на себя «посредники».
Практика: Я уверен в своем спасении сейчас? Почему? Я буду спасен, когда стану хорошим? Я умею учиться напрямую у Святого Духа? Как это обычно происходит?
Вывод. Чтобы не мешать Святому Духу делать Его дело, нужно:
— перестать обличать других людей, позволив Ему вести их к спасению;
— отказаться от веры в то, что мы спасаемся своим послушанием традициям;
— позволить Дух продемонстрировать отношение Бога к нам.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10