1 урок: КАК ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ? (Восстание…)
1 урок: КАК ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ? (Восстание…)
Три отрывка из Евангелий покажут нам высказывания Иисуса о том, чего нам не хватает для хороших отношений с окружающими.
Проблемы проведения урока:
Как говорил классик, разбудите меня через 200 лет – и спросите, о чем будут темы в урочниках церкви АСД, я не ошибусь. Все начнется с любимого статаны, потом будет описание рая, потом грехопадение, а закончится урочник адвентисткими небесами. И вообще абсолютно неважно о чем тема пособия, кто его автор, и какой год на дворе. С момента выпуска Еленой Уайт «Великой борьбы» мозг миллионов трагически деформировался навсегда, и все либералы и консерваторы церкви просто не умеют думать по-другому. Что, разве можно начать не с Люцифера? Ой, как это? Мы так никогда не делали! Хм… Не, лучше я напишу, как делали с 1844 года, а пусть уже какой-нибудь более смелый автор перестанет мусолить те же самые темы и те же самые тексты. Я пас, я буду промывать мозги слушателям по нашему шаблону.
Ну и внутри урока вы встретите все ту же привычную для нашей церкви схему: царь Вавилона – не царь, а сатана, царь Тира – тоже никакой ни царь, а никто иной, как дьявол. А потом фантазия понеслась – от имени Люцифер (с какой это стати?), до «на небе этот Люцифер перестал быть благодарным Богу» и тд и тп. Друзья, вы не замечаете, что Библия об этом вообще не говорит? Это как раз одна из бабьих басен, о которых нас предупреждал апостол Павел, что за ними последуют многие.
Мы предлагаем адвентистам, верящим в эту басню, пойти дальше и повнимательнее прочитать то, что еще Елена Уайт писала про своего любимого героя — сатану. Когда вы углубитесь в ранние произведения, вы будете в шоке, но мы предлагаем вам окунуться в пузырящийся навоз книжки «История искупления». Там сатана перед престолом Отца равен Иисусу, и они все время спорят друг с другом, кто главный, и в конце концов Отец выбирает Иисуса, а сатана злится именно из-за этого. Да, вы не ослышались, для Елены Уайт сатана равен Иисусу, иначе этого спора между ними, перешедшего в Великую борьбу, не произошло бы. Это что, учение Библии?
Главный вопрос: Какие ошибки в отношениях Иисус подчеркивает в наших отрывках? Что надо сделать, чтобы лучше относиться к людям?
Ломка льда: Как вы относитесь к смертной казни? Вы считаете, что к ней могут осудить и невиновного человека, или такого никогда не бывает?
1. ДОРОГ КАЖДЫЙ Текст Мф 13:24-30 (с. 15 НЗ)
В первом эпизоде мы видим самую странную притчу Иисуса, которая прямо противоречит всем нашим церковным руководствам, правилам, и дисциплине. В этой притче хозяин отказывается рвать сорняки на огороде, потому что они могут повредить нормальные растения, а они ему настолько дороги, что даже одно из них он погубить не хочет. Разъяснение, которое будет в текстах 37-43, объясняет, что Иисус имел в виду людей, которые могут сиять в Царстве Божьем, если сейчас их никто не заденет своей прополкой.
Мы встречаем здесь важный принцип отношений – ради того, чтобы кому-то хорошему (или будущему хорошему) не повредить, Бог готов терпеть тысячи нехороших. Похоже, что здесь имеются в виду две вещи.
Первая, это то, что плохой, которого мы сейчас можем прикончить\ засудить\ исключить\ лишить общения – однажды станет хорошим. Таких примеров в Библии полно, это и Павел, который был убийцей, а позже стал проповедником №1, это и Левий с Закхеем, один ставший апостолом, а второй ставший благотворителем, ну и предателя типа Петра тоже можно отнести сюда. Ведь зачем ждать, пока они изменятся, и тратить годы драгоценной жизни на таких негодяев? Можно их выкинуть из отношений прямо сейчас! Идя этим путем, церковь ввела сперва исключения из церкви, а затем наказания этих исключенных. Если внимательно посмотреть, то большей части героев веры не было бы, попади они в наши руки.
И есть вторая вещь, когда мы делим людей по категориям, когда капля меда не исправит бочку дегтя, и мы отказываемся ото всего вида людей. Так Нафанаил решил, что в Назарете доброго быть вообще не может, нечего даже слушать Иисуса. Кстати, обратите внимание, что такая же ситуация была в синедрионе, когда все решили, что пророков из Галилеи не бывает. Мы тоже не даем возможности появиться хорошему, когда судим целые страны или группы людей – и нам не нравятся все цыгане, русские, украинцы, американцы. Или все необразованные, неверующие, нарядившиеся и тп. Категоризация людей, конечно же, облегчает нам жизнь, мы делаем это для безопасности. Но только она уничтожает этих людей для нас. Нужно брать пример с Бога, трепетно относящемуся к каждому человеку.
Практика: Мне говорили: «ай, вы все такие»? Это обидно? Какую категорию людей я исключил из своей жизни? Я могу допустить, что те, кто сейчас мои враги, могут исправиться? Или я их уже осудил? Моя община вырывает плевелы? Как?
2. ДОБРЫЙ ДЛЯ ЗЛОГО Текст Мф 5:43-48 (с. 5 НЗ)
Следующая история Евангелия находится в Нагорной проповеди, где обычно верующие не находят связи между разными текстами. На самом же деле Иисус говорил последовательно, и история с любовью к врагам говорит о наших отношениях вообще со всеми. В текстах 46-47 Иисус показывает, как это у нас работает: если человек относится к нам хорошо, то и мы к нему расположены. Если он здоровается, мы здороваемся в ответ, если нас поздравляют с Днем Рождения в соцсети, мы поздравляем этого человека в ответ, если нам дарят подарки или приглашают в гости, то происходит ответное действие.
Иными словами, мы добры исключительно к тем, кто добр к нам. Потому что в момент, когда нас перестали поздравлять, с нами здороваться, подвозить, кормить в гостях, всё – мы становимся к этому человеку злыми! Посмотрите, как все рабы рады, когда Моисей спасает их из Египта, но в момент, когда кончается еда, все на него кидаются. В принципе, такая же история случается и с Иисусом в ев. Иоанна, где Он вдруг отказался кормить толпу, насыщенную вчера. И моментально все такие добрые и замечательные, считавшие, что Его надо сделать царем, сегодня хотят кинуть в него булыжник. К сожалению, мы живем именно так – отвечая добром только за добро, злое же (или кажущееся нам злое) моментально делает из нас монстров, потому что вся наша жизнь – это отдача на то, что дали нам. И любое зло делает нас ужасными злодеями. В быту все то же самое: Марфа не рада Марии, отлынивающей от работы. Рахиль не рада Иакову, который не дал ей детей. Любовь заканчивается в тот момент, когда мы посчитали, что другой нас обошел.
И именно о сломе этого принципа и говорит Иисус в этом отрывке. Здесь не описаны эфемерные враги, которые придут к нам и нам надо будет с ним делиться. Врагов ждать не надо, надо просто оставаться добрыми вне зависимости от того, какой ответ ты получаешь от окружающих людей. Ведь большинство наших связей в жизни разрушились именно потому, что мы перестали любить тех, к кому однажды относились неплохо. Текст предлагает стать Божьими детьми и не становиться злюками, если от кого-то пришел отрицательный заряд (или это нам показалось).
Практика: Я замечал, что живу, отвечая на отношения других людей? Что со мной происходит, когда ко мне приходит отрицательный заряд? Я тогда делаю вид, что злюсь, или я на самом деле злой внутри? Как не меняться в ответ на плохое?
3. ЧУВСТВА ВМЕСТО ПРАВИЛ Текст Марк 12:28-34 (с. 54 НЗ)
Последний отрывок совершенно не понят в нашей церкви, потому что у адвентистов есть большая проблема с послушанием Богу. То, что говорит Иисус, никто не слушает, замены заповедей на главное не происходит. Смотрите, что делает Иисус: Он говорит, что вместо всех перечислений, что надо соблюдать субботу, не поминать Бога всуе и тп, можно просто Его любить. И вместо запрета воровства, убийств и прелюбодеяния можно просто любить человека. Так говорит Иисус и Библия. Что вы услышите в церкви АСД при прочтении этого отрывка? Что нет, все не так, и в отрывок привносят противоположное значение! Книги АСД, урочники, Уайт и проповедники со слайдами объясняют другое. Как же нам любить Бога и людей? О, надо соблюдать 10 заповедей!
И беда в том, что слова Иисуса о чувствах, воле, и прочем (30) зачеркиваются, и средний адвентист любит Бога тем, что он в субботу не ходит на работу. Вот и вся любовь, соответствующая церковной выкладке (4я заповедь исполняет заповедь о любви) – но совершенно не соответствующая Слову! Это заповеди заменялись на любовь, а не любовь – на 10 заповедей! Искажать слова Иисуса не стоит, ведь тогда отношения, чувства к Иисусу и ближним заменяются на простое законничество. Вместо настоящей любви между людьми теперь действует брачный контракт, где о хорошем отношении нет ни слова (в 10 заповедях этого нет и близко), но есть правила: оплачивать счета, водить детей в школу и тп. Нашей церкви нужно вернуться к прочтению Евангелия из Библии, а не из Елены Уайт, тогда законничество постепенно заменится настоящей любовью к Богу и ближним.
Стоит отметить и то, что здесь любовь сопровождают максималистские эпитеты, по сути, делать это нужно «изо всех сил». Мы же понимаем, что нас не хватает не то, что на «изо всех сил», а даже на «немножечко, чуть-чуть». Поэтому человеку стоит не выдавливать из себя то, чего внутри него сейчас нет, а разрешить Богу наполнить нас теми самыми хорошими отношениями и чувствами, которых нам не хватает.
Практика: Я верю, что исполняя заповеди, я люблю Бога и людей? Я согласен, что с Богом живу по поговорке «стерпится-слюбится»? Нужны ли чувства в любви? Что делать, если их нет? Почему позволить Богу наполнить любовью бывает страшно?
Вывод. Чтобы лучше относиться к людям, нам необходимо:
— перестать осуждать других, считая их бесполезными;
— отключить внутреннего злодея, когда нам шлют отрицательный заряд;
— позволить Богу дать нам хорошие чувства по отношению к людям.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10