Джон Паулин
Как быть, если ваша местная церковь не обременяет себя заботой о секулярных людях и нет никакой возможности изменить церковную обстановку? Если попытки объяснить местному руководству особенности мышления и восприятия секулярных людей ни к чему не привели, выходом может стать создание внутри церкви некоего «неформального объединения», что откроет секулярным людям доступ в эту церковь. Если церковное служение представляется таким людям чем-то чуждым, то сначала их следует ввести в церковную обстановку иного типа.
Существуют церкви, характер которых в целом делает невозможной эффективную работу с секулярными людьми. В подобных случаях те, кого заботит судьба заблудших, должны формировать внутри церкви особый круг общения с присущей ему субкультурой.
В субкультурном объединении специфическая группа людей, принадлежащих или тяготеющих к церкви, но не вполне удовлетворенных ею по социальным или политическим мотивам, может получить необходимую духовную поддержку. Это, конечно, компромисс, если хотите. Такое неформальное объединение, ориентированное на людей с секулярным умонастроением, сознательно стремится избегать даже незначительных трений, способных оттолкнуть его участников от церкви. Подобные объединения могут быть самыми разнообразными. Это и субботняя школа, и молитвенная группа, и группа по домашнему изучению Библии, и даже клуб по интересам.
В каждой церкви должна быть «дверь», через которую нерелигиозный человек мог бы войти и найти удовлетворение именно своих потребностей. Возможно, это будет специальное богослужение, совершающееся один раз в месяц или даже в квартал. Или дополнительная служба в воскресенье утром, или в среду, или в пятницу вечером. Возможно, это примет форму семинаров или дискуссий в небольших группах. Но каждая церковь, которая не считает работу с нерелигиозными людьми своей единственной задачей, должна дать им возможность присоединиться к нам и постепенно принять адвентистский образ мыслей и жизни, то есть должна пойти на некий компромисс. В конечном счете их, конечно, следует подтолкнуть к посещению утренней субботней службы, независимо от того, удовлетворяет она их или нет, ибо всей общине необходимо собираться вместе и совершать богослужение по устоявшемуся обычаю. Им следует присутствовать на этой службе, поскольку они являются частью общины. Но неформальное объединение может всегда оставаться тем местом, где с пониманием отнесутся к их важнейшим духовным потребностям.
Приведет ли наличие в церкви разнообразных форм духовного опыта и его проявлений к хаосу и искажению вероучения? Отнюдь нет. Хотя существует только одна Благая весть, ее можно и должно выразить по-разному. Вы никогда не задумывались, почему Новый Завет состоит из четырех Евангелий, тогда как Иисус только один? Я думаю, это объясняется очень просто. Сам Господь понимал, что не может быть единственного изложения Благой вести, которое бы удовлетворило бы всех. Для того чтобы быть услышанным каждым, требуется многообразие подходов. Одного никогда не будет достаточно.
Джон Паулин «Библейская истина в современном мире». Заокский, 2001 г.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10