СШ 1/2015 От ушей до ног
2 урок «От ушей до ног»
Второй урок по книге Притчей Соломона касается 4, 5 и половины 6 глав. В нем мы посмотрим на вещи, которые сталкивают человека с «мудрого» образа жизни к мирскому выживанию любыми способами.
Методика проведения:
Для того, чтобы урок по книге Притчей прошел с успехом, необходимо очень хорошо поработать над главным – его структурой. Из большого текстового материала 2,5 глав нам нужно избрать только то, что будет связано друг с другом по смыслу.
Дело в том, что в этих уроках можно говорить о чем угодно – об ушах и ногах, о семье и воспитании детей, о преимуществах ЗОЖ и лени. Тут если не сотни, то точно десятки тем, и самое худшее, что может придумать преподаватель СШ – это хвататься за несколько тем, скакать с одной на другую и оставить в разуме слушателей сумбур. Это неправильно, слушателям нужно представить лишь одну тему за раз. Главным инструментом в руках преподающего урок должен стать скальпель, который безжалостно отрежет все лишнее. Ноги, руки и пальцы –красивые части тела, но когда рук не две, а пять, и пальцев не 10, а все 60 – это уже не человек, а чудовище.
Учитель должен приучиться без сожаления расставаться с текстами, которые не входят в тему, которую он запланировал преподавать. Даже если там просто жемчужины адвентистских текстов, Ин 3:16 или Дан 8:14. За время нашей совместной работы многие из нас научились не брать лишние отрывки из книг, которые мы не изучаем (Иезекииля и Луку когда мы изучаем Иакова, или Матфея и Иеремию в книге Притчей – как это продолжает делать автор). Это большая победа в нашем изучении самой Библии, а не своих любимых мыслей о Библии. На протяжении этого пособия нам предстоит научиться выбирать из десятков мыслей одной главы только то, что нужно слушателям, и придерживаться одной темы, безжалостно оставляя в стороне лишнее.
План урока:
Главный вопрос: Что мешает человеку жить по христианским принципам? На какие сферы нашей жизни стоило бы обратить внимание, чтобы стать «мудрыми»?
Ломка льда: Можно поинтересоваться настроением слушателей, и тем, влияет ли их настроение на то, что с ними происходит, на их успехи и неудачи за день. Дело в том, что 2/3 урока говорит именно о настрое, и этот вопрос введет слушателей в тему.
1. Отсутствие внутреннего настроя. Текст Притчей 4:20-27 (с. 643 ВЗ)
На прошлом уроке мы говорили, что большинство людей, в том числе и верующих, выбирают далеко не Библейские принципы в своей повседневной жизни. В этот раз мы посмотрим на три фактора, «сбивающих нас с пути».
Первое, что подчеркивает автор книги в 4й главе своей книги – что нужен настрой, желание человека жить правильно, а не как все вкруг. Эта мысль рассредоточена во всей главе, мы же берем самый сконцентрированный отрывок. Здесь автор предлагает не жить, как получится, а быть сосредоточенным на главном. Иными словами, когда ты живешь без цели, не напоминая себе, что для тебя на самом деле важно, ты скатываешься на то, что Писание называет «широким путем», то есть, к секулярным, мирским принципам. Человек должен напоминать себе о том, во что он верит, что ему нужно, иначе внешние обстоятельства (которые мы больше обсуждали в прошлом уроке) возьмут верх и управлять им будет суета.
Что касается практики, Соломон предлагает нам целый спектр инструментов для правильного настроя. Он предлагает слушать о мудрости т.20 (возможно, сегодня это доступно в проповеди и аудиокнигах?), читать о том, что тебе важно т.21-а, и думать об этом т.21-б. Это способ погружения своих мыслей в то, что нравится Богу, и это вещь невыносимо скучная для человека, который любит совершенно другое. На такое способны лишь любящие Бога люди, те, кто пережил или переживает возрождение. То есть люди, получившие начальный импульс стремления к жизни по Божьим правилам. Для них последующее погружение разума будет «хранением сердца» из т. 23. Ну и кроме вышеперечисленного, автор советует в конце отрывка волевое решение жить по-Божьему и планирование своего образа жизни.
Самая большая трудность в этом для современного человека – отсутствие стимула, ради которого я буду что-то менять. То есть, отсутствие возрождения, импульса, который приносит сожаление о том, что я делаю сейчас, и желания перемен.
Практика: Хочу ли я каждый день жить по Божьим принципам? Нужно ли мне привить это желание? Что для этого нужно сделать? Могу ли я сегодня попросить Бога о том, чтобы святая жизнь стала мне интересной? Есть ли разница в том, когда я настроен быть верным Богу и когда не настроен? Что бы мне было полезно послушать/посмотреть/почитать об этом на этой неделе?
2. Сравнивание. Текст Притчей 5:15-18 (с. 643 ВЗ)
Вторым фактором, сбивающим нас с пути, является привычка сравнивать. Пятая глава Притчей рассказывает о чужой и своей жене, и нам не нужно сильно сосредотачиваться на проклятиях изменяющим, или описаниях частей тел хороших или плохих жен из этого большого отрывка. И по этическим соображениям, ведь не все, что написано для личного чтения нужно зачитывать вслух даже из Библии. И в силу того, что практикующих интимные отношения, и живущих семейной жизнью в вашей аудитории может оказаться гораздо меньше, чем пожилых, слишком молодых и одиноких слушателей. В обычной церкви бывшего СССР семейные люди составляют меньшинство. Поэтому лучше взять из главы принцип. И он заключается в том, что человек вместо своей «любезной лани», то есть, вместо того, чем он уже обладает, ищет счастья на стороне. Просто, когда он присмотрелся к чужой жене, то увидел, что она любезнее, добрее, красивее и приятнее т.3. Тут все и началось.
Принцип сравнения, ведущего к падению, касается чего угодно. И той же семьи, когда жена замечает, что мужья других уже выбили ковры на снегу и вынесли елку, а муж видит, что других жены не пилят, не оскорбляют и не называют тряпкой. Мы сравниваем оценки своих и чужих детей, адкватность родителей, мы сравниваем, куда ездят на отдых наши сослуживцы, зарплату у нас и в Европе, свою церковь с показанной по ТВ. Мы сравниваем ужасное настоящее с прекрасным прошлым. И в результате этого сравнения испорченный грехом ум обманывает нас, приукрашивая чужое и принижая наше. Поэтому все, чего у нас еще нет, кажется настолько замечательным и недостающим мне, что я отбрасываю в стороны свои принципы и стремлюсь к обладанию недостающим. Из-за хороших (как-бы) мотивов, в измене я ищу недостающей мне любви, в ежедневном уничтожении мужа я ищу ответственного человека, который бы заботился о семье, ропотом я думаю улучшить достаток или свою общину и тп. Сравнение того, чем я обладаю, с тем, чего у меня нет, является спусковым крючком, который запускает мой уход с мудрого пути. Ярчайшие примеры Писания тут плод Евы, виноградник Ахава, поклонение Амана.
Практика: Чего мне не хватает для счастья? Какой предмет мне нужно приобрести, чтобы мне стало лучше? Кто из окружающих меня должен измениться, чтобы я стал довольным? Пытаюсь ли я изменить этого человека или приобрести недостающее запрещенными методами? Или я просто ропщу за недостающее или тихонечко обижаюсь внутри из-за этого? Как мне справиться с этим?
3. Безответственный подход. Текст Притчей 6:6-11 (с. 644 ВЗ).
Третий фактор, описанный Соломоном, близок по смыслу к нашему первому пункту, но способ подачи материала отличается. Если в 4й главе это не очень интересное «пресное» повествование, то здесь автор дает нам три ярких примера «сбившейся с курса» жизни. Тут мы встречаемся, во-первых, с человеком, не подумавшем об ответственности за своё поручительство. Чем заканчиваются такие истории, известно всем, кто знаком с современными банковскими кредитами. Простая подпись за «друга» или знакомого, которому тебе посоветовали помочь в церкви, оборачивается огромными долгами банку, которые выплачивает не он, а ты.
Вторая история, взятая нами для чтения, описывает ленивца. Его сегодняшнюю негу и пришедшую в конце концов бедность и отсутствие еды и одежды. Не нужно сильно ругать лентяев, потому что подготовки к экзаменам и проверкам, ежемесячные авралы на нашей работе и еженедельная дерготня при подготовке субботы работают по тому-же принципу. Это принцип не думания о будущем, безответственность. Как только я расслабляюсь, и допускаю сегодняшнему удовольствию главенствовать в жизни, я обрекаю себя на ужасное будущее, когда я все равно рано или поздно встречусь с реальностью.
Третья история не так хорошо раскрыта, но в ней повествуется о лжеце, который тоже сейчас живет неплохо в своем виртуальном мире, но потом сплетенная им система рушится. Главная же трудность, описанная автором – это то, когда мы сегодняшнее кажущееся благополучие считаем более важным, чем будущее. Мы не думаем, что встретимся с последствием лжи, лени, поручительства и тп, откуда-то берется иллюзия, что это работает, и ты выбираешь сегодняшнее удобство в пику будущему. И тут выигрывают вежливость попросившему поручения, мягкость подушек и «я проспал», а не момент, когда ты за все это заплатишь.
Практика: Я обычно решаю горящие проблемы или думаю о будущем? Где на этой неделе я «затушил пожар», не думая, что он может разгореться сильнее? Могу ли я это исправить, как советует Соломон в 6:3-5? Как научиться жить, думая о будущем?
Вывод.
Итак, чтобы не сбиться с христианского пути, нам нужно:
— просить у Бога желания полюбить святость;
— не фантазировать о том, чего нам не хватает;
— понимать, что неверные поступки решают проблему лишь временно.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10