4 урок: ЧТО ВАЖНЕЕ? (Свидетели)
4 урок: ЧТО ВАЖНЕЕ? (Свидетели)
При прочтении ключевой истории из 5й главы Евангелия мы сравним по важности три пары вещей из нашей жизни, и проверим, что из них выбираем мы.
Проблемы проведения урока:
Единственным плюсом этого урочника является один завершающий вопрос в этом уроке (это третий вопрос для обсуждения). В нём осмелившийся автор смог хотя бы исподволь, но всё же сказать, что наш Тед Вильсон абсолютно не разбирается в духовных вещах, и то, что на самом деле сегодня важно, он не понимает ни капельки. Что же, спасибо хотя бы на этом. В иных урочниках вы вообще не встретите ни одной привязки к современной жизни, а в этом из 13 уроков и сотен страниц есть хотя бы один вопрос не в бровь, а в глаз. Что же, спасибо за смелость и за такой огромный прогресс от абсолютного нуля. Это настоящая революция мысли в АСД.
Если же говорить об этой теме серьезно, то любое изучение Библии должно быть актуальным для слушателей, применимым к их жизни. Не нужна им тема урока о том, что Иисус — это Сын Божий, адвентисты после 1980го года уже давно верят в это. Среди слушателей не будет ни одного атеиста, которому нужно будет что-то похожее доказывать. Таким образом, урок пройдет бессмысленно, потому что будет приводить аргументы тем, кто уже согласен с этим доказательством. Вот в этом и заключается главная ошибка сегодняшнего урока (и не только его одного), — не нужно терять время людей на то, что они и так уже знают и с чем давно согласны. Авторам урочников (как и вообще всей администрации нашей церкви) пора давно спуститься на нормальную землю, где живут их прихожане, и попробовать услышать, в чем заключаются их проблемы, какие у них вопросы, чем они живут и интересуются. Тогда и уроки и проповеди станут не о 1844 годе и уникальной идентичности церкви АСД или о том, что надо скорее идти и рассказывать людям про Елену Уайт, они смогут затронуть то, что людям интересно и то, что им говорит Библия. В первой главе Иоанна полно актуальных тем, мы разбирали одну из них в самом первом уроке, кстати, если вам нужно, вы можете воспользоваться им.
Главный вопрос: Что бы выбрали вы в трёх эпизодах истории парализованного? Как поставить важное для Бога вместо того, что обычно выбираем мы?
Ломка льда: Что бы вы позволили купить адвентисту в субботу в критическом случае? Лекарства? Еду? Бензин? Билет в троллейбус? Что ещё?
- ЧЕЛОВЕК ИЛИ ПРАВИЛА? Текст ИОАНН 5:5-10.
Диалоги — самая сложная часть Евангелия Иоанна, потому что даже сегодня мало кто разбирается в причинах, по которым были сказаны те или другие фразы. Поэтому мы взяли из 5й главы самое яркое — историю парализованного 38 лет. В ней мы увидим тот выбор, который делаем мы сами, лишь бы нам было спокойнее и никто нас не трогал. Собственно, в первом отрывке нас интересует реакция на чудо, которую получили Иисус и вылеченный Им. Как легко увидеть, реакция в этом Евангелии потрясает. Если у синоптиков народ ужаснулся, удивился, возрадовался, или сделал что-то ещё, пораженный чудом, то у Иоанна никто, абсолютно никто не отреагировал положительно! Почему? Из-за одной детали: вылеченный оттащил свои шмотки от бассейна себе домой. И этим, как показалось всем наблюдателям, он нарушил «день благодатный субботний», так любимый и нами, адвентистами.
Перед нами яркий случай необратимых изменений в мозге верующих людей, который можно наблюдать и у фарисеев тех времен, и у современных христиан. Они видят, как человека спасают, лечат или приносят ему облегчение и счастье — и вместо радости, что какому-то дитю Божьему стало хорошо, они негодуют и скрежещут зубами. Почему? Потому что что-то сделано не по правилам. Человек вылечился — но не у нас в псевдо санатории от водички, солнышка и уринотерапии по рецептам из Ключиков — а от иконы в православии или молитвы у пятидесятников. Естественно, что это злит наших единоверцев, потому что сделано не по правилам! Правила важнее людей, лучше, чтобы этот парализованный сдох там у своей лужи, но в субботу соблюл заповедь. (Кстати, на этой же идее строится самый дебильный в АСД аргумент, что в Иисус не умер, а «покоился в субботу»).
То же самое касается и простых бытовых вещей, которые не касаются религии. Есть правила работы, семьи, нации — и они тоже оказываются важнее даже родных. «В семье не без урода» — именно об этом, когда кто-то живет не как нам хочется. «Старшую дочь нельзя отдать позже младшей» — тоже. Нам нужно раз и навсегда понять ценность человека, и признать, что все правила — всего лишь помощник, инструмент, который должен служить людям. Или, если он стал мешать, его надо выкинуть на помойку истории навсегда без какого — либо сожаления.
Практика: Какие правила я считаю отличающими истинный народ Божий от прочих? Я сам всегда их соблюдаю? Никогда не нарушал? Как бы отреагировала на ношение постели в сб. моя община? Для меня люди вообще важны? Я радуюсь их счастью?
- ОТНОШЕНИЯ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст ИОАНН 5:11—15.
В продолжении отрывка ситуация усугубляется, потому что наш главный герой, научившийся ходить бывший парализованный, не мог раньше объяснить ничего про Иисуса. Он только почувствовал, что делает что-то неправильно, что субботу нарушать запрещено, и в 11 тексте он прикрылся Иисусом, как щитом. Теперь же, встретившись с Иисусом, он моментально берет ноги в руки и бежит к фарисеям, даже несмотря на то, что никто за ним не гнался и не пытал. Нет, он очень даже добровольно решает сдать с потрохами этого благотоворителя, потому что так он отведет обвинение от себя. Хотя его уже отпустили и никакого наказания не дали, но мало ли что — лучше заранее себя обезопасить.
То есть, с одной стороны мы видим несостоявшиеся хорошие отношения. Они могли бы включать в себя благодарность, преданность, желание сделать добро в ответ и прочее — ведь не каждый день кто-то бесплатно лечит тебе болезнь, которая отняла у тебя больше половины жизни. Но на другой чаше весов стоят власти (в те времена пасторы и администрация АСД могли серьезно испортить тебе жизнь, вплоть до смерти). Ну и основная масса людей, конечно же, выбирает свою безопасность. Зачем мне страдать из-за какого-то там Иисуса? Впускать Его родителей себе в номер или дом. Кричать за Него, а не против, в толпе у Пилата. Отпустить Его из под стражи, зная, что Он невинен. Нет, я не хочу проблем. Абсолютно все люди в церкви сегодня решили, что «надо сохранить организацию, нам не нужны проблемы» — и во время военный действий они заткнули заповедь «не убий» себе подальше. Наши руки в крови, но мы же соблюдаем субботу! Четвертая, а не шестая заповедь закона выделена красным на сцене в АСД! Поэтому главное — не работать, а не это всё.
В быту мы могли бы иметь гораздо больше друзей, но доверять людям, тратиться на них и прочее — это небезопасно. Пусть дурачок неверный управитель раздает дорогие мешки и амфоры и пусть отец блудного сына отдает своё накопленное за жизнь. Мы то пожили здесь и понимаем, что безопасность — это наш идол номер один, никакой Бог и тем более отношения с людьми нас не заставят рисковать. Нет, в первую очередь я, а все остальные пусть провалятся, нам дружба с ними не нужна.
Практика: На кого из моих близких я готов потратить свои кровные и на кого — нет? Сюда входят верующие из общины? Моя церковь отстаивает только безопасные «истины для последнего времени»? Как не бояться рисковать ради отношений?
- ЛЮБОВЬ ИЛИ РАВНОДУШИЕТекст ИОАНН 5:16—19.
В последнем отрывке, взятом нами, парализованный как герой повествования отходит в сторону, и начинается разговор Иисуса и фарисеев, он продлится до конца главы и закончится бегством Иисуса из Иерусалима в Галилею, подальше от готовящих Его убийство. В этих нескольких текстах мы видим две противоположные точки зрения. Иисус настолько любит Отца, что хочет Его копировать во всём, быть на Него похожим, делать то, что делает Он, не только на небе в отдалённом светлом будущем, но уже сейчас, в этой жизни. Это как раз то самое проявление максимализма, о котором мы говорили пару уроков назад, потому что любовь и есть максимализм. И с другой стороны, оппоненты Иисуса считают, что это — настолько чересчур, что является богохульством. Быть похожим на Бога даже нельзя и пытаться, это слишком высоко. Даже назвать своим Отцом Бога — это грех, достойный смерти.
Отношения любви к Богу и сильной преданности Ему запрещены. Всё, что вам позволяется — довольствоваться своим нынешним местом, ни в коем случае не слушать Его напрямую, нельзя прыгать выше головы. Ты что, в конце концов, пророк что ли? У нас есть единый истинный пророк Елена Уайт, когда всю её прочитаешь и соблюдёшь, то и будешь рыпаться, а пока сиди и слушай. Хочешь сам читать Библию? Вот тебе урочник, тут всё расписано по полочкам, не отсвечивай. Вопросы появились? Послушай лекции наших пропагандистов, того же Болотникова, он всё там рассказывает, какая Америка плохая, что тебе ещё надо? По большому счету, тебе предлагают не высовываться, не дерзить, успокоиться и принять своё место «рядового» члена организации, в которой правят выдающиеся и большие члены.
Есть большая любовь к Богу, и всеми она воспринимается, как фанатизм. Семья приходит забрать Иисуса и объявить сумасшедшим, Пётр говорит «да не будет этого с тобой», не увлекайся так, фарисеи запрещают копировать Отца. Если ты будешь жить тёпленько, как все, тебя не тронут. Если ты захочешь выполнять предназначенное тебе Отцом, тебе не поздоровится. Будь равнодушным середняком, и все будет ОК.
Практика: Когда я сделал для Бога что-то особенное? Как реагируют люди, когда я проявляю такую любовь к Богу? Как реагирую я по отношению к другим? Считаю их фанатиками? Опасными? Я сегодня нормальный равнодушный? Как это изменить?
ВЫВОД: Чтобы жить, согласно Евангелию Иисуса, нам нужно:
— ценить людей, а не правила, пусть даже церковные;
— сделать отношения важнее идола безопасности;
— не бояться сломать равнодушие и начать любить Бога.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10