2 урок про единство: ЧТО РАЗДЕЛЯЕТ ЛЮДЕЙ (Причины разобщенности)
2 урок про единство: ЧТО РАЗДЕЛЯЕТ ЛЮДЕЙ (Причины разобщенности)
Второй урок пособия по СШ покажет на библейских отрывках три весомые причины, по которым люди (в том числе и христиане) больше не хотят быть вместе.
Проблемы проведения урока:
Возможно, наибольшая проблема этого урока (как и всего урочника) заключается в том, что в его центре стоят не люди — единоверцы, к которым надо хорошо относиться. Самая большая ценность у автора – это система, организация, единая машина. Поэтому практически через страницу вы находите высказывания о необходимости «единства веры и миссии» церкви адвентистов седьмого дня, том, что иначе, «Господь предстанет в ложном свете», «мы не произведем благоприятное впечатление», о важности «церкви в целом». Все это замечательно, но время такого подхода, когда люди любили систему, государство или другую, даже религиозную организацию, прошло. Никто уже не собирается отстаивать честь и славу никаких систем, наступило время постмодернизма, который так клеймят в вопросах для обсуждения. Теперь человек больше думает о своих отношениях, а не о том, какое впечатление создаст какая-то там организация. Да и, в конце концов, это не по-Библейски, в Писании нет имиджа всемирной церкви, там есть церковь Христова, и чаще всего это – поместная община, собрание людей одного города, без надстроек.
Кроме этого, стоит отсечь еще одну неверную предпосылку, которая Библейской не является. Как мы говорили в прошлом уроке, единство – не всегда хорошо, даже наоборот. Поэтому учить, что слова из Судей «у них не было царя и каждый делал то, что считал нужным» являются описанием плохого состояния, не корректно. Судьи – это не провал в жизни израильского народа, это форма правления, установленная самим Богом. А вот при царях, с их навязанным силой «единством», начнется другое. Ты будешь делать не то, что тебе кажется правильным, а что кажется правильным царю. И что, на практике такое единство под контролем царя оказалось лучше? Нет, даже самые лучшие цари устраивали плохое, так что не нужно автору так сожалеть о «80-ти годах, когда цари создавали царство». Было нужно царство не царей, а Бога.
Главный вопрос: По каким причинам христиане больше не хотят быть вместе друг с другом? Что сделать, чтобы такое не происходило в нашей общине?
Ломка льда: Вы слышали выражение «человек выгорел на этой работе»? Что это значит? Такое когда-нибудь бывало с вами? Или вы были свидетелем такого?
- Отсутствие отдачи. Текст 3 Царств 12:3-16 (с. 376 ВЗ)
В первом отрывке мы обнаруживаем разделение, но не стоит винить в нём именно Соломонового сына Ровоама, который должен был стать новым царем. Дело в том, что его неправильный выбор подхода к людям стал лишь поводом, а причина была глубже: народ уже устал к этому моменту. В 4м тексте говорится, что Соломон (которого мы привыкли так славить в церквях) мучил людей налогами, повинностями и прочим, и они крайне устали от такого бремени, когда ради единства страны, тронов из слоновой кости и статуса мировой державы простой народ не мог продохнуть. И, конечно же, народ не мог возмутиться при «сильной руке» прежних царей, а сейчас он взорвался. Применяя эту ситуацию к нам, мы видим принцип усталости от «игры в одни ворота». Здесь одни тянут лямку, а другие даже не пошевелят пальцем, чтобы им помочь, снизить пожертвования, количество обязанностей и тп. А послабление нагрузки на людей могло бы все решить.
Эта проблема близка не только замученным израильтянам, в любом не очень здоровом сообществе есть перегруженные люди, и те, кто живут благодаря им. В какой то мере даже Павел с его миссией и сбором денег в Европе и остальные 12, сидящие в Иерусалиме, – именно такая модель (хотя у Павла и почти получалось не срываться, разве что пару раз он скажет, что остался один). Обычное дело для любой общины – перегружать несколько христиан, которые будут работать на износ, делать все их руками, а самим властвовать – в больших кабинетах или не таких больших, но не менее важных советах. И мы понимаем, как «перегорают» люди, которых используют таким образом, как они больше не хотят ни единого царства, ни единой церкви, ни единой семьи. В желании израильтян нет ничего плохого.
Что нужно делать с этой проблемой? В отрывке есть очень правильное решение – не продолжать брать с людей, не запугивать их (10-11), а служить им (7). Тогда они не выдохнутся, и их хватит не только на правление «хорошего» Соломона, но и дальше, навсегда. Если же этого не сделать, если продолжать запугивать людей и не ослаблять давление (в том числе и церкви) в их жизни, то они бросят и царство, и религию, и что угодно. Это принцип усталости, человек должен не только отдавать, но и получать (в том числе и от церкви). На навязанном долге долго не проедешь.
Практика: Обычно я – тот человек, который скидывает обязанности на других, или на кого все скидывают? Как я при этом себя чувствую? В моей общине все возлагают на одних и тех же людей? Как это изменить?
- Отсутствие свободы убеждений. Текст 1 Кор. 1:10-17 (с. 204 НЗ)
Вторая история не так хорошо выписана, потому что мы читаем здесь лишь о впечатлении одной из сторон, а не видим всю историю, но мы можем восстановить примерную картину произошедшего в Коринфе. Здесь в общине мы обнаруживаем группы, которым нравятся разные (и по стилю, и по смыслу вести) учителя – Павел (более свободный), Пётр (более законнический), Аполлос (более красноречивый) и тп (12), хотя сами учителя понятия об этом не имеют: Павел не только в этом не участвовал, но и не подозревал об этом до времени, а Петр даже и не бывал в этом Коринфе. Но люди, выбравшие по какой-то причине мировоззрение своего учителя, не просто живут с ним и растут, как им открывает Бог. Они спорят друг с другом (11), похоже, навязывая другим свои взгляды, ведь споры в этом и состоят – в выяснении своей правоты и неправоты оппонента. Все это сопровождается завистью и разногласиями (3:3). То есть, мы встречаем принцип навязывания другим своего мнения в общине, что тогда было уникальным именно для Коринфа. Ну и для нас.
Если первые верующие до 3-4 веков вполне могли жить с самыми разными ересями и все равно оставаться христианами, если первые адвентисты могли иметь разные взгляды на любые доктрины, от Троицы до событий последнего времени и состояния души, и при этом быть одним движением, теперь эти времена прошли. Даже если вы скажете отличное от всех мнение об алкоголе в Библии или служении женщин, вас проклянут на всех уровнях замечательной организации. Все должны быть одинаковыми – другими словами, все должны верить так, как верю я! Этот отрывок говорит именно о том, как других усиленно заставляют принять те же убеждения, и тот взгляд на христианство, который есть у меня. Обычно для решения такой ситуации в церкви нам предлагают отказаться от своих убеждений и принять убеждения тех, кто правит в общине или в Конференции (или же тех, у кого в общине самая лужёная глотка и громкий голос). Решение проблемы, которое навяжут смиренному человеку в 99% случаев – именно подчинение своей совести (самозванному) начальнику. Но, похоже, нам надо позволить людям расти в вере тем путем, которым их лично ведет Господь (13, 17). А не отбирать их совесть себе.
Практика: Я считаю, что лишь я верю правильно и разбираюсь в христианстве лучше всех? В остальных сферах жизни я тоже лучше всех? Как перестать навязывать другим свое мнение? Как в моей общине относятся к непохожим на большинство?
- Наличие разрушителей общины. Текст Деяния 20:28-32 (с. 157 НЗ)
Если в предыдущем пункте учителя и понятия не имели о том, как люди рвут церковь их именем, и заставляют других полюбить их личные взгляды, то в нашем третьем отрывке учителя (точнее, лжеучителя) очень даже виновны в происходящем. Эти люди имеют какую-то цель, и для ее достижения они приходят в общину, и набирают там сторонников, отрывая себе кусок церкви. Здесь описано не искреннее заблуждение, а вполне себе осознанное дело. Волки охотятся на овец, отлично понимая, что они делают с ними, и здесь люди совсем не щадят стадо (29). И они специально говорят превратно (извращают ситуацию своими речами – РБО), потому что у них есть цель – они набирают себе союзников (30). Это принцип использования христиан в своих целях. И каждый, кто приходит к верующим, чтобы сделать из них себе поддержку – совершает этот грех.
Это часто происходит в историях Писания: когда Сара нужна, только чтобы прикрыть себя и «чтобы мне хорошо было ради нее», когда у Урии забирают то, что ему уже не пригодится, а мне очень даже, или когда фарисеи нагнетают толпу для того, чтобы заставить отдать Иисуса на распятие. О людях тут никто не думает – они всего лишь инструменты, и их выбросят, когда ими попользуются. Однажды, осознав свою незавидную роль в семье или общине, человек и сам не захочет оставаться в таком странном союзе. Ну а до этого союз будет страдать от того, что на его шее сидят вот такие расхитители, не вкладывающие в него, но пользующиеся людьми – их деньгами, поклонением, подчинением и готовностью служить. В этом современная церковь виновата не меньше описанной в Библии.
Как вы можете заметить во всех трех случаях есть нечто общее – это жизнь за счет других: они постоянно тебе служат, они должны принять твои взгляды и они – просто материал, который ты используешь в своих целях. Именно это, неправильное отношении, а не какая то другая вещь, разрушает единство и заставляет уставших от использования людей выйти из общины или другого союза (семьи, страны и тп).
Практика: Когда в последний раз я смотрел на человека, оценивая его полезность для моего замысла? Люди из моей общины входят в число полезных мне людей, или они мне бесполезны? В современном адвентизме могут быть такие волки?
Вывод. Для того, чтобы у нас не возникало желания разойтись друг от друга, надо:
— начать вкладывать в общее дело, вместо использования труда других;
— позволять другим людям иметь свои взгляды, а не навязывать им свои;
— прекратить поиск выгоды от людей, перестроившись на служение им.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10