4 урок по письму Римлянам: ОПРАВДАНИЕ ПО ВЕРЕ
4 урок по письму Римлянам: ОПРАВДАНИЕ ПО ВЕРЕ
Четвертая и пятая главы письма показывают нам путь к полному преображению жизни, которое христианин может пройти, доверившись Спасителю.
Проблемы проведения урока:
Что касается нашего сегодняшнего отрывка текста Римлянам (урок из пособия мы трогать не будем, идущие вместе с нами уже прошли предлагаемый в нем текст в прошлую субботу), то его главная сложность заключается в повторении материала. Мудрейшие изготовители СШ решили поставить два письма Павла одно за другим, а ведь основная тема письма Галатам, которое мы проходили в прошлые три месяца, заключается в противостоянии делам закона, о которых апостол говорит и здесь. Поэтому будет не совсем правильным повторять историю Авраама, которую Павел использовал в Галатам с точно такой же целью: показать, что этот верующий получил отношения с Богом до того, как стал послушным каким-то правилам или исполнил нечто важное. Избежать повторения было бы реально, если бы пособия чередовали тематические уроки с текстовыми, или же (лучше) взяли для прочтения разных авторов Библии – например, Павла и Иоанна. Но они идут по своему одному им известному плану (если он, конечно, вообще существует, пока он не прослеживался ни в чем) – и нам будет нужно вновь коснуться главы о делах и вере Авраама.
Повторением можно убить интерес к любой теме, Поэтому, чтобы в очередной раз не сосредотачиваться на наших делах и деле Бога, мы рассмотрим уникальную только для письма в Рим тему. Кроме этого, в этот раз мы немного увеличим объем затрагиваемого текста (ведь за 13 суббот нам нужно пройти 16 глав текста – это значит, что где-то придется взять чуть больший объем, как сегодня). Из-за повторения мы возьмем из истории Авраама лишь самое важное, то, во что он верил, и что Иисус может сделать для нас, если мы Ему доверяем.
Ну и в главе, где больше информации о человеке, жившем в страшно далекой от нас культуре очень важно постоянно привязывать тему к нашей жизни. В конце концов, слушателям не интересно, каким был Авраам, им важно, как жить здесь и сейчас.
Главный вопрос: Что можно сделать, чтобы захотеть возрождения и пережить его? Что из перечисленного Павлом нужно сделать именно мне?
Ломка льда: Получилось ли у вас оставить какую-нибудь вредную привычку? Что это было? Вам было легко ее оставить? Какую привычку вы так и не смогли побороть?
- Вера в способности Бога. Текст Римлянам 4:17-25 (с. 191 НЗ)
В текстах, которые мы прочитали, легко увидеть, что автор применяет рассказ об Аврааме (17-22) к нашей современной жизни (23-25). И применяет в отношении одной интересной темы, ее невозможно не заметить при прочтении библейского текста. Здесь постоянно говорится о воскресении из мертвых! Бог, в которого поверил Авраам (17) – животворил мертвых. Ситуация Авраама и Сарры описывается как омертвение (19), и для рождения обещанного ребенка Бог принес им воскрешение из этого омертвения. Затем говорится, что Бог воскресил из мертвых Иисуса (24) и нам предлагают последовать такому же примеру (23).
Что это значит? Что нам нужно верить, что однажды при последней трубе и нас достанут из могил? Ясно, что Павел говорит о другом. И не только потому, что Христу и Аврааму не пришлось для этого ждать конца света. Здесь говорится о том, что наша испорченная и омертвелая природа может быть воскрешена к жизни так же, как была воскрешена омертвевшая плоть Авраама и Сарры и умершее тело Иисуса. В этом прекрасный потенциал оправдания Христом – оно не только перечеркивает прежние грехи, оно делает нас другими по природе. Это то, что в других местах Евангелия называется рождением свыше, возрождением, а Павел чуть позже назовет новой «жизнью в Духе». Это то, что испытали на своей шкуре захотевший жить совершенно с другими ценностями, а не с накоплением денег Закхей, или Самарянка, в которой страх и вина перед людьми сменилась на желание поделиться с ними радостью, или же другие герои Писания, как и сам автор письма, сменивший ненависть к окружающим на любовь к ним.
Да, мы не ждем такого от Бога, максимум, что мы Ему позволим – вмешаться и вернуть нам жизнь в отдаленном будущем. А эта жизнь – полностью наша, даже спасение здесь мы Ему не доверяем. Он же дает всем желающим вечную, настоящую жизнь прямо в тот момент, когда человек доверяется Ему. И наша трагедия в том, что мы никаких перемен, тем более, таких радикальных, просто напросто не хотим. Нам, в отличие от героев притч, уже не нужны драгоценная жемчужина или клад, мы останемся при своих деньжонках, укладе жизни и всем привычном. И никаких чудес нам можно даже не предлагать – у нас нет такого стремления к воскрешению из мертвой жизни, каким оно было у Авраама.
Практика: Я верю, что Бог способен однажды вернуть меня к жизни, воскресив? А способен ли Он вернуть меня к жизни без испорченности? Я этого правда хочу?
- Возникновение желания. Текст Римлянам 5:1-8 (с. 192 НЗ)
Одно и то же место Библии можно понять совершенно по-разному, в зависимости от ваших ожиданий и предпосылок. Если вы читаете этот текст по-адвентистки, то вы увидите в нем призыв скорбеть и печалиться, терпеть, набираться опыта и этим зарабатывать свое спасение. И все это люди вычитывают из 3-4 текстов. Но этот текст можно прочитать по-еванельски, когда ты ставишь в центр не себя самого и то, что ты мог бы сделать, чтобы стать хорошим, прокачать свои дела, или усовершенствовать свою веру и стать достойным спасения. Тогда в этом отрывке открывается роль Святого Духа, то, как Он делает перемены желанными.
В этих текстах показана дорожная карта мотивации, или «растопления сердца», говоря Библейским языком. Вы можете заметить, что на ненормальные изменения в жизни (радость от скорбей, надежда без видимых причин (3-4)) человека толкает сделанное Духом. Он демонстрирует человеку Божье отношение. И показывает, что драгоценная жертва принесена ни за что, точнее не то, чтобы за заслуги, а наоборот, за врагов, за недостойных (6-8). Это доказательство любви Бога наполняет человека правильным чувством – мотиватором к изменениям. Любовью в ответ на Божью любовь (5). Которая и дает человеку желание вприпрыжку переносит все, хвалиться, надеяться и делать все то, чем обычно отличаются влюбленные люди от нормальных.
Если говорить о нас, то вы встретите очень немногих, испытывающих к Богу взаимную любовь. В большинстве случаев нас мотивируют виной (посмотри, как твои грехи прямо сейчас вбивают ржавый гвоздь в руку Иисуса), страхом (гляди, твое дело прямо сейчас разбирают в небесном святилище), завистью (свидетели вон уже весь город обошли, прочитав у нашей Уайт про хождения от двери к двери), ненавистью (пусть эти газетки будут им в осуждение на суде), и прочими вещами. Именно это находится в нашем сердце по отношению к Богу, мы уважаем Его, но ни капельки не любим. Или любили, когда только узнали о Жертве и Его хорошем отношении, но сейчас – нет. Это хорошее отношение стирают годы и десятилетия проповедей о том, что Бог любит тех, кто проповедует в больших городах, и не любит тех, кто не ходит по квартирам с Великой Борьбой про злых католиков — иезуитов.
Практика: Я чувствую, как Бог относится ко мне? Я об этом слышал или испытываю сейчас? Как я отношусь к Нему? Что я чувствую, когда думаю о Нем? Какой Он? Эти чувства притягивают меня к Нему или отталкивают? Я сейчас честен?
- Жизнь, прожитая в тебе Христом. Текст Римлянам 5:9-11 (с. 192 НЗ)
Заключительные тексты, рассказывающие о нашем спасении, снова ставят акцент на времени. Мы примирились с Богом смертью Иисуса Христа (10), мы больше не боимся Его гнева (9) и мы не просто относимся к Нему как к собаке, которая больше на нас не лает и не собирается растерзать – вступили в силу другие отношения, мы хвалимся Богом (11), рады Ему и счастливы с Ним.
Но главный акцент делается здесь Павлом на другом, не на смерти Иисуса. Это несколько странно для всех протестантов, включая адвентистов, которые считают крест и смерть Иисуса самым главным в христианстве. Стоит вспомнить, что первые христиане, судя по проповедям и фактам из Деяний, больше восхищались воскресением Иисуса, тем, что Он жив, а не тем, что Он умер за нас. Православная и католическая церкви пытались сохранить этот мотив пасхальной радости, как главное в христианстве, но эта весть уже давно затерлась и стала малоощутимой.
Здесь говорится, что наше спасение – в Его (Иисуса) жизни (10). Уже в следующей главе Павел начнет объяснять это другими сравнениями, пока же мы скажем, что спасение христианин получает, когда дает Иисусу жить в себе. В этом смысле Он воскрес для оправдания нашего (25) – для реальной жизни внутри нас, а не для того, чтобы где – то за миллионы километров что-то там своими ранами на руках доказывать непонятливому Небесному Отцу. Оправдание сейчас заключается не в том, что Он в миллионный раз собирает наши грехи, и, как священник государственной церкви на мессе или литургии вновь покрывает и покрывает их – все это сделалось один раз и навсегда, на кресте. Оправдание сейчас – это когда воскресший Христос поселяется в нас и нами управляет. Это заменяет все наши нехорошие наклонности, испорченность, искаженную природу. Он заменил нас не только на кресте. Он заменяет нас сейчас. В чем главная трудность принятия такой роли Иисуса? В том, что уже сейчас может произойти чудо хорошей перемены. Нам это не нужно – и лучше отправить его в учении за небесные завесы, куда подальше.
Практика: Что я считаю более важным – смерть Иисуса за меня или Его воскресение? Почему? Чем я пользуюсь больше? Мой Иисус живет в небесном святилище или во мне? Как позволить Ему заменять мои желания и поступки?
Вывод. Чтобы христианин мог пережить настоящее рождение свыше, ему нужно:
— поверить, что Бог способен здесь и сейчас делать мертвое живым;
— честно проанализировать, какие чувства он испытывает к Богу;
— согласиться на то, чтобы Бог мог не только простить прошлое, но и поменять настоящее.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10