11 урок о Святом Духе: ПРОТИВЛЕНИЕ СВЯТОМУ ДУХУ
11 урок о Святом Духе: ПРОТИВЛЕНИЕ СВЯТОМУ ДУХУ
В сегодняшнем уроке мы почитаем то, что Священное Писание считает сопротивлением влиянию Святого Духа, или же «хулой на Духа».
Проблемы проведения урока:
В этом уроке есть много текстов, которые просто упоминают «хулу на Святого Духа» или «угашение Духа», и главная опасность урока заключается в том, что преподаватель может взять их и приклеить к ним свое собственное объяснение. Именно так всегда делается в адвентистской среде, когда к непростительному греху упоминают «кирпичики», которыми мы создаем стенку от Бога, или подобные этой хорошие и интересные иллюстрации. В них есть только одна единственная проблема – они полностью не соответствуют Евангелию, это наша выдумка. Ни о каких кирпичиках или ни о каком «продолженном сопротивлении» Богу там нет и речи. Мы увидим, что Иисус подразумевал под хулой на Духа в первом отрывке, просто взяв отрывок чуть больше, чем обычно выбирается для прочтения.
В связи с вышесказанным учителю будет неплохо брать для своего урока только те тексты, в которых именно Писание объясняет о чем оно говорит, то есть выбирать отрывки побольше. Иначе вырванный из Библии текст можно толковать, как ты захочешь. Это прекрасно подходит для того, чтобы научить другого учениям и традициям церкви (любой), но совершенно не подходит для того, чтобы услышать Бога. Например, прочитав текст про «не оскорбляйте Духа Божия», в него можно встроить, чего душа пожелает – от нездорового образа жизни, до сопротивления решениям ГК. Хотя любому ясно, что Библия не имела в виду ни то, ни другое. Кстати, именно так делает автор, «вчитывая» в сопротивление Духу что ему заблагорассудится – от пренебрежения авторитетом Писания (среда) до «любой греховной привязанности» (понедельник). Выберите по своему вкусу (но ни в коем случае не по вкусу Писания). Потому, чтобы не ошибиться в свою греховную сторону, нам нужно стараться читать и понимать мысль Евангелия, а не то, что нам предлагают. В этом и заключается дело учителя – изучать Библию, а не урочник.
Главный вопрос: Как верующие люди могут сопротивляться работе Святого Духа в нас? Из-за чего мы так любим противиться Ему?
Ломка льда: Встречались ли вы с человеком, которого вам прежде описали, как злодея? (Хулиган, карьерист, зубной врач и тп). Поменялось ли ваше мнение после встречи с ним?
- Дискредитация неугодного. Текст Марк 3:22-30 (с.41 НЗ)
Самый известный Евангельский текст, рассказывающий о непростительном грехе, вообще не упоминает ни постепенного и окончательного отказа от Бога, ни каких то «кирпичиков» или не-следования за совестью. Первый текст отрывка (22) называет эту причину, а последний (30) – ее повторяет. Проблема заключалась в том, что религиозные авторитеты, чтобы унизить дела Иисуса и отвратить от Него людей, придумали «объяснение» Его успехам. У Него получается лечить, воскрешать и освобождать одержимых потому, что через Него действует сатана.
Принцип унижения дел Духа, о котором здесь говорится – это дискредитация, уничтожение авторитета, создание с помощью слухов и лжи «плохого имиджа». Думаете, что мы свободны от этого? Как адвентисту объяснить чудо, случившееся у пятидесятников, или обезоружить человека, который получил исцеление во время какого-нибудь паломничества? Это сатана делает чудеса! Именно сатана привлекает людей, и в конкурирующих церквях толпы! Вы хотите идти за сатаной? Нет? – ну тогда добро пожаловать к нам! В 10 утра в субботу ждем вас на окраине города!
Это касается и внутренних «конкурентов». Как опорочить человека, ведущего себя не по-твоему? Скажи, что у него «не тот дух». Как бы невзначай упомяни о его фотографиях в соцсетях или что видел его на балконе, за … (нужное вписать). Известный проповедник упомянул, что Великой Борьбы, по Писанию, и быть не может? Расскажи всем, что он же не принимает Троицу! Кто-то перестал цитировать Уайт в проповедях, а проповедует только по Евангелию? Расскажи, что это – иезуит (масон), и его цель – уничтожить доверие «духу пророчества»! Это убьет двух зайцев – твоя ложь и отвратит от него последователей, и ты сам себе создашь картинку, в которую со временем поверишь. Тем более, что ты сам теперь будешь собирать об оппоненте только плохую информацию, и она тебя утвердит в твоей лжи.
Так делали религиозники того времени, но так совершенно необязательно делать нам. Ни в отношении других христиан, через которых к нам хочет обратиться Господь, ни в отношении наших «обычных» врагов. Он ждет от нас не инертности, а открытости, чтобы мы не закрывали ни один из Его путей, и ни одну из возможностей для Духа сделать в нас доброе дело перемены к лучшему.
Практика: Когда я в последний раз говорил о неугодном человеке хуже, чем стоило? У меня есть такое отношение к христианам из других конфессий? К братьям и сестрам непохожим на меня? Как я могу это исправить на этой неделе?
- Прежняя реакция. Текст Ефесянам 4:25- 5:2 (с. 237 НЗ)
Второй отрывок достаточно долго описывает не очень хорошее состояние человека, от которого желательно бы отказаться, потому что оно «оскорбляет Святого Духа». Как можно заметить, значительная часть перечисленного касается взаимоотношений, и нас уговаривают перестать ездить по привычным нам рельсам. Дело в том, что человек привык реагировать на проблемы, как он делал это всю жизнь, безо всякого Божьего вмешательства: при угрозе репутации — лгать (25), при угрозе имуществу — красть (28), в моменты, когда кто-то задевает за живое, гневаться (26), оскорблять (29), и доходить до исступления (31). И став христианами, мы живем по прежнему шаблону поведения (ну разве что называя всю эту гадость христианскими именами, это другая тема). Суть в том, что мы реагируем на проблемы, как всегда: христианин Петр рубает врага самопальным мечом, христианин Авраам плетет сказки про жену, а христианин Давид затаивается и заставляет сына отомстить смертью за обидку.
Принцип неправильного поведения здесь – пуститься по «накатанной колее». Рядом с тобой, и даже более того, — в тебе – находится Бог, и стоило бы дать Ему разрулить ситуацию. Но ты делаешь, как делал всегда. Не происходит ни остановки, ни просьбы к Богу о том, чтобы Он вмешался и не дал пойти путем гнева, лжи или кражи. Мы живем так, как будто этого Бога тут и нет вообще. Это и есть оскорбление Духа, потому что Он остается не при делах.
Мы могли бы воспользоваться Его присутствием и позволить Ему вмешаться. Например, так сделал ведет себя Стефан, когда его начинают бить – он не просто так видит Иисуса, и говорит неплохие слова в адрес врагов вместо проклятий, которыми бы осыпали их мы. Это не некая награда за мученичество, это обращение к Богу в момент кризиса, когда Бог решает проблему Сам. Похоже, от нас ожидается не какая-то супервыдержка, а просто обращение к Богу, который может сделать маленькое бытовое чудо – не дать тебе пойти по накатанному пути, и заменить Своим действием наше, человеческое. Это станет жизнью, описанной в противоположных по смыслу текстах нашего отрывка, говорящих о жизни, измененной Духом.
Практика: Я замечаю, что в определенных ситуациях веду себя одинаково? Что надо сделать, чтобы я разгневался? Пришел в ярость? Солгал? Я чувствую заранее, что сейчас это сделаю? Как в этот момент «призвать Бога?» Я пробовал это делать?
- Закрытость от нового. Текст 1 Фесс. 5:19-21 (с. 250 НЗ)
Третий отрывок малоизвестен в нашей среде целиком, его обычно дробят на более мелкие и используют эти отдельные фразы кто во что горазд. В целом же отрывок говорит о том, что нельзя огульно прекратить поступление всей новой информации, через кого бы Дух к тебе не обратился. Нужно проверять все, и принимать хорошее, то есть, правильное. (Скорее всего, в этих сокращенных строчках Павел упоминает пророчество просто как одно из самых важных, по его мнению, проявлений Духа).
Если вы почитаете Новый Завет, и особенно, Деяния, то увидите, как этот принцип открытости новому был развит в первых общинах, как они были наполнены пророками, как там Дух Святой мог вмешиваться в жизнь отдельных людей или целых церквей. Например, как Дух отправлял Филиппа, Петра и прочих и как первая церковь сделала немыслимое – расширила свои границы до того, чтобы принять язычников без обрезания, т.е. без становления евреями! Это сравнимо с тем, чтобы мы сегодня принимали мусульман или православных без крещения и принятия культуры АСД. Люди были способны расти из-за открытости Божьему голосу.
И посмотрите на современные реалии общины, где при слове пророк вас направят читать 9 томов Свидетельств «где уже все было написано», а больше пророков нет и не будет до Пришествия. Любое влияние Духа сегодня может исходить не из общин, а только по вертикали власти, в зависимости от того, на какой континент или какое дело укажет перст главнокомандующего. И общины, как попугаи, повторяют друг за другом вечера Герман, раздачу газеток, продажу спасения за мобильные телефоны, и прочие ноу-хау. В современной общине нет канала прямой связи с Духом, там есть каналы «инициатив» власти (обязательные для исполнения) и каналы копирования того, что сделали другие церкви (на случай, если община захочет что-то делать сама).
Как мы видим, все три отрывка говорят больше о том, что человек хочет остаться таким, какой он есть сейчас, безо всяких перемен к лучшему, куда нас постоянно тянет Бог. Именно отказ от перемен, от прогресса – и есть хула на Него.
Практика: Бог может что-то сказать моей общине? Как это происходит? В виде приказа сверху? В виде того, что делают другие адвентисты в соседнем городе? Когда Бог обращался в последний раз напрямую? Нужны ли сегодня пророки?
Вывод. Чтобы работа Святого Духа не была пренебрегаема сегодня, нам нужно:
— прекратить очернять Божьи действия и Его обращения к нам через других людей;
— в момент переживаний не поддаваться привычкам, а призывать Дух;
— стать открытыми для того, чтобы голос Духа мог направлять нас сегодня.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10