4 урок о Святом Духе: ЛИЧНОСТЬ ДУХА
4 урок о Святом Духе: ЛИЧНОСТЬ ДУХА
В восьмой главе послания к Римлянам мы прочитаем тексты, говорящие о том, что представляет из себя жизнь, наполненная отношениями с Личностью Духа.
Проблемы проведения урока:
То, что учителю ни в коем случае нельзя перенимать у составителя уроков – это его манеры обращения с библейским текстом. Почему? Просто посчитайте их количество, и тогда вы поймете, почему со стороны наши уроки субботней школы и проповеди похожи на известную поговорку «кручу верчу – обмануть хочу». Их шестнадцать (!) только в подтеме за воскресенье, а количество за весь урок вы устанете даже считать. Тем более — прослушивать в уроке «верного» преподавателя, считающего, что пособия нисходят к нему с небес, а не из рук грешных людей, и все-все нужно обязательно прочитать. Нельзя сказать, что этот метод закидывания людей тысячами текстов не работает, он работает, но в современном мире это не называется «изучением». Это обычная практика усыпления мозга, гипноз, НЛП, что угодно – но не изучение. В средней общине человек устает после второго – третьего текста, и он согласится с чем угодно, лишь бы учитель уже перестал это все читать.
Вы можете заметить, как автор повторяет и повторяет одни и те же тексты, практически все они уже были зачитаны в предыдущих уроках – но этого ему мало. Даже в одной подтеме он будет повторять и повторять одно и то же (например, посмотрите использование Рим 15:30 в подтеме понедельника). У него есть цель – и он этой цели достигнет любыми методами. В данном случае – «зомбированием».
Данный урок сложен не только тем, что все его тексты использованы. Сама его тема – странная. Мы уже «доказали» в прошлом уроке, что Дух – это и есть Бог. Какой резон теперь доказывать, что Он – живой, разговаривает и что-то делает, совершенно не ясно. Поэтому мы взяли из перечисленных в уроке текстов только 8 главу Письма Римлянам, и из нее мы выбрали три отрывка, которые подчеркнут особенности нашего общения с Личностью Духа. Точнее, что оно нам дает.
Главный вопрос: Какую пользу приносит христианину присутствие в его жизни Святого Духа? Когда вы в последний раз чувствовали эту пользу на практике?
Ломка льда: Встречали ли вы за свою жизнь людей, изменившихся к лучшему? Что с ними случилось? Почему такие случаи крайне редки?
- Дух способен воскресить наши тела. Текст Рим 8:9-11 (с. 195 НЗ)
Мы берем не всю главу письма целиком, а самые яркие тексты, рассказывающие о том, чего мы еще не касались в наших уроках. Например, начало 8 главы – яркое описание нашего «несовпадения» с желаниями Духа, но об этом мы уже говорили буквально на прошлом уроке. Тексты, которые мы прочитали, касаются интереснейшей способности, которая относится к жизни «в Духе».
Эти тексты легко отнести к моменту воскресения христианина из мертвых во время возвращения Иисуса, и обычно именно туда мы их и приводим. Но послание Римлянам – это особенная книга, в которой автор переносит воскресение на более ранние сроки. Например, 4я глава описывает, как Авраам пережил встречу с Богом, который животворит мертвых (4:17), когда он с Саррой, омертвевшие, получили воскрешение тел и способность родить ребенка. Обычно мы не замечаем даже этого факта, потому что носимся по одним и тем же текстам вместо нормального чтения Библии. И наш текст тоже говорит о воскрешении из мертвого тела, пропитанного грехом и стремящегося ко греху, к телу, которое будет любить праведность (т.10).
Конечно, слушатели, не задумывавшиеся о своей испорченности и считающие себя праведными, не будут в восторге от этой возможности, данной Духом. Это вызовет восторг только у грешников. Таких, как Павел из конца 7 главы (бедный я человек, живущий в теле смерти), как Петр (выйди Господи, я человек грешный) или Исайя (я человек с нечистыми устами). Остальные не признают свою испорченность, и им не нужен Бог, способный дать им новую жизнь, не дожидаясь Пришествия. Поэтому, возможно, вам придется остановиться на том, чтобы поговорить об абсолютной испорченности человека и это будет нелегко – человек со времен Адама сопротивляется тем, кто напоминает о его виноватости. Вплоть до агрессии.
11 текст дает пример – уже не из жизни Авраама, а из жизни Иисуса, которого Дух воскресил из мертвых буквально. Подразумевается, что мы, верящие в воскресение Иисуса, поверим в способность Духа переродить нас. Мы же по большей части даже не задумываемся о таком – ни о греховности, ни о возрождении. Наш ум специально сосредотачивают на посторонних левых вещах, типа «умеет ли Дух разговаривать или обижаться?» А нам давно пора перейти к полезным для личного роста идеям.
Практика: Я внутри добрый или злой? Как я обычно защищаюсь от тех, кто «выводит меня на чистую воду»? Я считаю, что испорчен полностью или мне просто надо подправить жизнь? Нужно ли мне воскресение, которое предлагает Дух?
- Дух делает нас близкими Богу. Текст Рим 8:14-17 (с. 195 НЗ)
Этот отрывок тоже относится к вещам, не обсуждаемым в нашей церковной среде – ведь близость Бога и Его царства нам не нужна даже доктринально – считается, что все хорошее для адвентистов наступит потом, после Пришествия, а никак не сейчас. Прочитанное Слово заявляет, что жизнь в Духе меняет ее качество. Текст 15 говорит о рабстве и страхе, как главных качествах верующего, живущего без Духа. Похоже, что оба этих качества жизни, прекрасно знакомые нам, связываются именно с отстранением от Бога, пониманием того, что Он – далек от нас. Кстати, именно из-за этого ужасаются ученики, попавшие в бурю, и не боится Иисус, спящий посреди урагана. Они же, разбегающиеся в Гефсимании и предающие Учителя, противопоставляются Иисусу, знающему, что и Отец, и легионы ангелов – рядом.
Рабство – это подчинение чужой воле, когда ты делаешь не то, что хотел бы, и к чему направлены твои самые возвышенные мечты. Оно действительно порождается страхом. Пилат боится освободить невинного Иисуса, священники боятся оставить Его на свободе, родственники Иисуса боятся, что Он скажет что-то не то. Никто из них не чувствует себя свободным и никто из них не делает, чего хочет. И тем более, что угодно Богу. Мы, в принципе, тоже руководствуемся в жизни совсем не угождением Богу и не правильностью поступка – мы живем, как сироты, которых некому защитить
Удивительно, насколько сильно и религия отравлена этим мотивом. Писание говорит о том, что мы – уже Его дети (14), что мы можем назвать Его «папой» (15), но нам навязывают другое. Ты не можешь просто так сейчас и здесь обратиться к Богу, нужны «777», правила, подъем в 5 утра, тебя должны научить, как молиться правильно. Ты не можешь прочитать о Боге как ты захочешь и как Он тебя позовет – нужны урочники с прохождением всех текстов, и горе тебе, если ты отклонишься от традиции АСД! Ты не можешь поверить Писанию, как тебе открывает Бог – нужно верить, как написали отцы и мать церкви в 19 веке. Тебя все время отталкивают от личных близких отношений к контролю и страху. Писание говорит о другом – о свободе, о том, что тебе не нужны правила и условия. Дух – все, что тебе нужно, с Ним ты близок Богу без сложностей, контроля, и многочисленных «контролеров».
Практика: Когда в последний раз я сделал что-то из страха? Кого или чего я боюсь больше всего на свете? Я могу назвать Бога «папой» (15)? Я сознательно держу расстояние между ним и собой, или это продиктовано страхом?
- Дух работает в наших интересах. Текст Рим 8:26-27 (с. 195 НЗ)
Третий текст из этой главы часто пытаются представить в противоположном смысле. Возможно, что вы слышали проповеди на тему: мы молимся не по правилам, а Дух Святой дополняет наши обращения к Богу верными словами. Например, мы забыли сказать фразу, что обращаемся прямо за завесу небесного святилища, а Дух передает наши слова в корректной форме. Или не произносим «во имя Христа». Или делаем еще что-то не так, как положено по правилам. При этом затрагивается одна из серьезных проблем нашего церковного сообщества – то язычество и волшебство которые мы добавляем в общение с Богом. На бытовом уровне это легко заметить в убеждении, которое ярко видно, когда что-то случается не так. Тебя обрызгала грязью машина или свалилась на голову сосулька – а ведь ты не помолился перед выходом на улицу! Ты получил изжогу или поперхнулся – так как забыл поблагодарить Бога за еду в самом начале. Ты потерял главный шанс своей жизни потому, что забыл рассказать об этом Богу! Вот Он и не вмешался!
Эта идея подчеркивает необходимость постоянного напряжения при включении Бога, который без проведения соответствующего обряда не вмешается. Не помолишься ходатайственной молитвой – Он не будет спасать твоего родственника. Не будешь молиться в 7 утра и в 7 вечера – тебе не дождаться Второго Пришествия. Нельзя сказать, что это языческое управление Богом слабо распространено или не популярно в нашей среде. А ведь текст говорит о противоположном. Если ты живешь в Духе – тебе не надо упрашивать Бога о чем-то, Он Сам гарантирует, что Бог на твоей стороне, желает тебе добра и становится ходатаем за тебя. Перед Самим Собой.
Кроме этого, в тексте существует идея о том, что мы сами не понимаем, что нам лучше, а Бог желает нам самого хорошего. Мы мало что понимаем в силу своей немощи и испорченности (26), а Дух корректирует все по своей воле (27). Здесь можно поговорить о том серьезном вопросе, когда ты действительно желаешь себе далеко не самого полезного. И том, как научиться слышать и слушаться, когда Дух подталкивает тебя к совершенно другим действиям.
Практика: Может ли что-то случиться, если я забуду помолиться? Если я не успею? Как мне перейти от периодических вызываний Бога молитвой к жизни в Духе?
Вывод. Чтобы жизнь в Духе принесла нам пользу, нам следует:
— поверить, что Бог способен к изменению нашей испорченной природы уже сейчас;
— заменить мотивацию страхом пониманием, что Бог – наш Защитник;
— не обращаться с Богом по язычески, но согласиться, что Он желает нам блага.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10