8 урок по книге Иова (22-24 главы)

8 урок по книге Иова (22-24 главы)

8 урок по книге Иова (главы 22-24): Жизнь лицемера

Очередные три главы изучаемой книги коснутся того, как испорченная человеческая природа толкает нас на лицемерие, заражающее собой всю нашу жизнь.

Проблемы проведения урока:

Мы перешагнули через половину изучаемой книги, и со следующего занятия нас ждет некоторое разнообразие: очередную речь друга прервут на полуслове, а затем в дискуссию вступят два новых персонажа. Нас ждет описание Иовом своей достаточно интересной жизни, гневная речь человека «из толпы», наблюдающего за всем со стороны и объяснение происходящего Богом.

Пока же начинается «третий круг» речей, отличающийся от предыдущих лишь большим натиском на страдающего человека и еще тем, что он будет сокращенным. 22 глава – это выступление главного идеолога давления на Иова, в котором он обвиняет человека во всех мыслимых грехах, и говорит о сделке, которую Иову следует заключить с Богом. В 23 главе книги Иов говорит о том, что никак не может почувствовать, что Бог рядом и найти его. Последняя, 24 глава сегодняшнего отрывка рассказывает о том, как ведут себя люди, которые не чувствуют Божьего присутствия.

Большинство подтем, которые встречаются в этом большом куске текста, так или иначе касаются лицемерия, то есть линии поведения, когда ты притворяешься, чтобы достичь своей цели. Это есть и в насильном покаянии, которого ждут друзья; и в самих обвинениях, ни одно из которых не доказано; и в поведении многочисленных людей, о которых рассказывает Иов в 24 главе. Поэтому мы взяли для проведения именно эту тему. Чтобы не рассеивать внимание слушателей, мы отказываемся от других тем, которые достаточно полезны и актуальны (например, от темы поиска потерянного Бога из 23 главы). Поразить можно только одну цель, догнать – одного зайца. Поэтому ни в одном уроке не стоит брать даже 2х тем, это только испортит все. В уроке должен быть один ясный маяк, все остальное следует безжалостно отрезать.  Лучше поговорить и применить одно, чем не успеть поговорить о многом.

Главный вопрос: В каких сферах нашей жизни можно признать, что мы ведем себя лицемерно? Как исправить положение к лучшему?

Ломка льда: Вы когда-нибудь извинялись за то, в чем не были виноваты? Что это было? Как вы себя чувствовали? Для чего вы пошли на это? Правильно ли так делать?

  1. Отношения с Богом. Текст Иов 22:1-4 (с. 553 ВЗ)

Два первых пункта будут основаны на речи Елифаза из 22 главы. Мы взяли для прочтения со слушателями начало главы, хотя мы будем ссылаться и на ее вторую часть. Суть прочитанного нами заключается в том, что Богу все равно, что происходит с человеком. Он ни капельки не рад и не счастлив от того, что какой-то человек послушен Ему. Это очень интересное предположение, характерное для героя. В предыдущих речах он уже утверждал, что Бог недоволен даже своими ангелами, не доверяя им, и уж тем более Он не хочет связываться с людьми.

То есть, Бог не вступает с людьми в личные отношения, Он не счастлив от твоих успехов и не переживает за твои неудачи (3). И конечно же, Бог не собирается разбираться с какими-то вещами, о которых у верующего могут возникнуть вопросы (4). К сожалению, такая религия была не только у Елифаза, она гораздо больше распространена сегодня, потому что она легче. Авраам не таскался бы по пустыням и не становился эмигрантом у язычников, ему не надо было бы убивать сына или спорить из-за Содома. Все, что бы от него требовалось – безо всяких разговоров делать абстрактное «хорошее» и не делать «плохое». Ну а если что-то не получается, извиняться перед Богом за то, что ты, возможно, сделал не так. Конец главы (21-30) только издали кажется похожим на христианство, за красивыми словами там ясно показана цель религии и Бога. Это т. 27-30 – где Бог становится исполнителем твоих желаний и ты настолько удачлив, что по твоему хотению получаешь успех во всем, и Он скорее бежит выполнять твои заклинания (29-30).

Это вечная история лицемерной религии, в которой Бог нужен только лишь для того, чтобы наделить тебя удачей. Он тебе не нужен, не нужен и ты Ему. Но религия – это такой механизм, который «запускает» Бога. Сегодня любая религия пропитана этими вещами, ты понимаешь, что Бог в жизни – как ковчег или храм у героев ВЗ, для удачи, победы над врагами и исполнения желаний. А молитва – это «запуск» Бога, вы можете черным по-белому прочитать об этом в рассказах о ходатайственных мольбах. Нужно признать, что Бог без Его Личности, только для Его Силы очень востребован. Ну а для того, чтобы Он не перестал «благословлять», иногда можно попросить и прощения. К чему и зовут Иова – что, с тебя убудет что ли, извинись.

Практика: Если бы мой Бог целый год с этого момента ничем мне не помогал, я бы с Ним разговаривал? Я прихожу к Нему и каюсь, потому что обидел Его или потому, что иначе не получу от него подарочков? Мой Бог испытывает чувства от моей жизни?

  1. Отношения с людьми. Текст Иов 22:5-11 (с. 553 ВЗ)

Следующий отрывок более понятен и он касается обрушившегося на Иова шквала обвинений. Мы видим, как один верующий встречается с другим, оказавшимся в беде, и обвиняет его во всех гадостях, которые только можно придумать. От злобных мотивов (5) до замаривания голодных и жаждущих (7) и угождения богачам и начальникам (8). Самое интересное в этой речи то, что она не имеет абсолютно ни одного доказательства. Позже будут целые главы, где Иов будет свидетельствовать о противоположном, но его, похоже, никто и не собирается слушать. Я точно знаю, что ты виноват. Да, возможно раньше я бы не посмел сказать такого (Иов упомянет как вели себя люди, когда у него была власть), но сейчас ты в канаве, и мне не возразишь

Зачем Елифаз делает такое, говоря откровенную ложь? Принцип здесь в том, что я не могу терпеть людей, которые со мной не согласны. Или у которых другая картина мира. Или которые не подчиняются мне. Что, в принципе, одно и то же. И в отношениях с ними я готов вытворять то, что «друг» делает с Иовом. Я так же прикрываю свою вражду к человеку (по какой бы причине это не происходило) притворным чистосердечием и добродетелью. Ведь я борюсь с грехом, ну и пусть я все только что высосал из пальца. Точно так же завистники Иисуса обвиняют его в желании разрушить святыню. Причем найти лжесвидетелей для этого не кажется чем-то плохим. Ты просто-напросто ненавидишь человека, или он тебе не по душе. И в дело идет твое христианство, которое облагородит тебя, и найдет грехи у него. Война станет священной, и в ней Бог – на твоей стороне. Не совсем понятно, почему друзья так гнобят Иова, в их словах проскальзывает некоторая зависть к его прошлой жизни, но вполне возможно, что к этому привело гораздо более легкое дело: его иной взгляд на Бога или просто его несогласие. За не те мысли можно получить последствия похлеще, чем за умышленную пакость, вспомните хотя бы Иосифа.

Поэтому нам нужно заметить, что на наших отношениях с окружающими лежит печать лицемерия, которая скрывает наш настоящий подход к ним. Вполне возможно, что за желанием найти в них недостатки и уличить их во зле скрыта ненависть и нелюбовь. И ложь тут только наш верный помощник.

Практика: Что я чувствую, встретив несогласие или другой взгляд на жизнь, чем мой?  Я когда-нибудь «додумывал» то, что бы доказывало мою точку зрения о человеке? Способен ли я оправдать свою вражду, нападая на грехи человека?

  1. Личное поведение. Текст Иов 24:13-17 (с. 554 ВЗ)

Третий отрывок можно понять двояко, хотя и в том и в другом случае он говорит о нашем принципе. В предыдущей главе Иов делился тем, что он не видит проявлений Божьего присутствия. Возможно в первом тексте главы он говорит о верующих людях, просто наблюдающих за несправедливостью мира. Или же он говорит о верующих, которые ведут себя без Божьего присутствия не совсем правильно. Это толкование перекликается со словами о «верном и благоразумном рабе, который подумал, что хозяин вернется не скоро» и пустился во все тяжкие. В обоих случаях мы обратим внимание на картину – в ней показаны дела под покровом ночи и сумерек. Все перечисленные Иовом люди ждут момента, когда их не заметят, они названы «врагами света».

Проблема заключается в том, что не только воры, прелюбодеи и убийцы любят темноту. Любой человек является обладателем целой сокровищницы дел, которые он не хотел бы выставить на всеобщее обозрение. Он хотел бы покрыть их ореолом тьмы. Мы делаем эти вещи, это наша неотъемлемая часть, но мы понимаем, что ни упоминать их, ни тем более показывать никому нельзя. Самарянка не хочет разговаривать о мужьях, ей легче рассуждать о деталях учения. Давид, полный праведного гнева, готов убить за овечку, но сразу грустнеет, узнав, что его дела стали известны всем. Такое бывает и в масштабах любой организации, страны или церкви. Арест и суд над Иисусом проводят ночью, втайне, а потом пускают слух о том, что случилось с Его телом. Так мы «сохраняем лицо» нашей иудейской истинной церкви.

Вещи, которые мы любим, но в которых не хотим признаваться, есть у всех. И во всех трех случаях не стоило бы признать проблему лицемерия. К Богу мы идем чаще всего не потому, что без ума от Него (да, иногда любовь возникает, но подарочки важнее). К другим мы не так уж и добры, скорее, неподчиняющиеся – лишние в нашем мире. Но только мы создаем ореол лжи, который «доказывает» правильность нашего отношения. Ну а то, что мы прячем каждый день – говорит о нашей истинной любви.

Практика: Что из сделанного мной сегодня я не хотел бы сделать достоянием общественности? Из того, что я сказал? Хотел бы я, чтобы люди знали, что я про них думаю? Моя церковь прячет какие-то вещи или она честна перед своими членами?

Вывод. Чтобы жить искренне, без лицемерия, нам нужно:

— научиться приходить к Богу не только за Его подарками

— не маскировать враждебность к людям обличением их «грехов»;

— честно исповедовать перед Богом дела, которые нам стыдно достать на свет.

Похожие записи
Комментарии