СШ 3/16 Иисус жил среди людей
6 урок о роли церкви в обществе «Иисус жил среди людей»
Люди, которых мы не ценим.
В этом уроке мы обратим внимание на вещи, характеризующие, насколько мы стремимся к другим людям, то есть, насколько мы их ценим.
Ловушки урока:
С сегодняшнего дня и на следующие шесть уроков вы можете смело забыть о Библии – изучать ее мы и не собираемся. Все эти уроки мы будем слушать не Писание, а подгонять Слово под цитату Елены Уайт. То есть, наши занятия будут заключаться в том, чтобы найти в Библии подтверждения сказанному в книжке «Служение Исцеления» 1905 года. Вы можете сами прочитать об этом в воскресном подразделе пособия. Кстати, это вполне нормально для того, что мы вытворяем в церкви – например, 12 урок будет посвящен тому, чтобы найти в Писании подтверждение докторской диссертации небезызвестного в нашей среде религиозного деятеля.
В чем опасность такого подхода к изучению Библии на уроках субботней Школы? В том, что мы больше не слушаем Бога и Его Слово. Мы берем то, что нам понравилось (или то, что не понравилось, но что просто обязательно для нашей религиозной традиции), и затем подгоняем этот взгляд под Библию. Если бы в цитате была еще одна фраза – например, Иисус лечил людей, — мы бы состряпали еще один урок, рассказывая про наши санатории, выставки здоровья и не-поедание нечистого мяса. Беда в том, что мы начинаем не там, где нужно. Не свою практику, не своих руководителей и не своих авторитетов надо ставить перед Словом. А Писание должно говорить, и судить наш опыт, наших авторитетов и руководителей.
На наш взгляд, использовать Библию так – преступление. Научив слушателей искать в Писании подтверждение своей практике (цитатам, опыту и тп) мы сослужим им ужасную службу. Пусть лучше они отдельно читают книжки про исцеление и города.
Ну а в целом, этот урок, и в частности, тема за воскресенье очень ярко открывает, как готовятся уроки субботней школы, и что мы там на самом деле «изучаем».
Главный вопрос: Похоже ли мое стремление к людям на то, как их ценит и как к ним относится Иисус? Что мне нужно изменить к лучшему?
Ломка льда: С кем из знаменитых людей (кроме Иисуса, конечно) вы хотели бы поговорить? О чем бы вы его спросили или сказали? Почему?
- Бог стремится к людям. Текст Иоанн 1:14 (с. 100 НЗ)
В этом уроке мы попытаемся сравнить чувства и действия Бога с тем, что на самом деле чувствуем мы. Во всех трех отрывках мы обыграем этот контраст.
Первый текст достаточно известен, это, скорее, не история (в отличие от сл. отрывков), а констатация факта. Бог настолько стремится к людям, так хочет находиться с ними рядом, что одевается во плоть и поселяется среди них. Вы можете вспомнить, что это – не исключение, сделанное на время спасения или чего-то еще. Похоже, Бог влюблен в людей. Как иначе объяснить многочисленные рассказы о том, как Бога тянет к человеку. Бог постоянно приходит к нему в Эдеме и переживает, что однажды человек от Него прячется. Он ставит палатку среди людей, которые не отказались быть Его народом. Он воплощается, скрыв все Божественное, чтобы не ранить людей во время совместной жизни. И вечность названа Иоанном «шатром Бога с человеками». Ну а все мелкие индивидуальные проявления этого стремления (типа явлений после воскресения) даже не перечислить.
Здесь хотелось бы заявить, что мы как две капли воды на Него смахиваем, но это не будет правдой. Нам по большей части не нужны ни люди, ни Он (т.11). Ну разве что попользоваться их обладанием (борьба фарисеев с Иисусом за власть над народом), деньгами (этого ждут блудный и не-блудный сыновья отца из 3 пункта), подчинением, наживой и т.п. Даже, казалось бы, бескорыстная родительская любовь чуть позже становится понятной – ребенок нужен тебе для самоутверждения в нем, гордости за него, или банального получения кредита на жильё. В этом все мы.
Говоря о принципе, нам нужно заметить, признать эту страсть Бога к человеческим существам. Согласиться, что она на самом деле существует, и что мы такой любви не испытываем. Если у нас и есть какое то стремление, то по ближайшем исследовании обнаруживается, что за этим часто скрывается тот же самый эгоизм. А в основном мы говорим своим ближним, что уже устали от людей, с ними тяжело, только Бог меня понимает и тп. Это одна из сфер христианской жизни, в которой человеколюбие Бога написано ярче солнца, но я его не замечаю и не собираюсь у Бога перенимать. Потому что только я сам, а не они – могут быть объектом влюбленности.
Практика: Замечал ли я, что Бог хочет приблизиться ко мне больше, чем я ему сейчас позволяю? Хочу ли я подпустить Его поближе? Почему? Как довериться и позволить Ему? Для чего мне нужны люди? Чтобы любить или чтобы пользоваться ими? Как мне не использовать людей, а ценить их?
- Плохая религия строит барьеры. Текст Матфей 9:11-13 (с. 9 НЗ)
Следующий отрывок Евангелия проявляет контраст, в котором виновата религия, не замечающая очевидного. Дело в том, что самовлюбленная вера (это может проявиться не только у фарисеев, а в любой церкви, особенно заявляющей об исключительности) тоже сосредоточена на себе, не на ком-то. С Бога там вообще не берут примера, там в центре – вознесшийся выше звезд «верующий» человек.
В тексте видно, как непринужденно, даже не задавая вопросов о том, «ой, а можно ли или нельзя», Иисус сидит за столом с не самыми лучшими людьми, просто потому что они – люди, и потому, что Он хочет общаться с ними. И рядом показаны верующие, которым разговаривать с людьми и сидеть с ними за столом запрещает религия. Если вы не узнаете в этом отрывке себя, у вас большие проблемы. Даже апостол Петр, чуть заматерев в религии, посчитает неполноценных христиан недостойными общения с собой, любимым и прекрасным. Тем более любой адвентист виновен в том, что строит барьеры с недостойными. Под влиянием церковных напутствий он в короткое время расстается со всеми друзьями, получает вековой запас гордыни и уже сам обучает попавшихся к нему в руки, что «не надо дружить с ними, смотреть их фильмы, ходить на их вечеринки – они же мирские!» И чуть видоизмененную сцену осуждения фарисеями вы увидите в любой общине.
Проблема здесь как раз в том, что мы считаем их – грешниками, а себя – с какой-то стати святыми. Какие мы святые? Из-за чего? Мы безгрешны? Нет. Мы скопировали жизнь Иисуса? Нет. Почему же? А, мы святые из-за того, что перестали есть свинину, и когда не сильно устаем, то захаживаем в церковь, а они еще нет. Несколько неадекватное определение святости и греха. Ясно, что Писанием тут и не пахнет.
Нам нужно увидеть, что испорченная религия всегда не улучшает, а портит наши отношения с окружающими. Она задирает наш нос до небес и дает чувство превосходства над остальными, которое не уничтожить. Вы увидите его и у «бывших» адвентистов, которые все еще практикуют не-едение свинины. Это беда, т.к это свидетельство того, что мы –современные фарисеи. С их непринятием Иисуса.
Практика: Моя вера придает мне гордыни? Или она тянет меня к другим? Когда я в последний раз смотрел на человека сверху вниз? Из-за чего это было? Иисус не переборщил, пойдя на пир грешников? Я бы пошел туда? Что бы я там делал?
- Нам стоит учиться открытости. Текст Лука 15:11-20 (с. 15 НЗ)
Этот последний отрывок учит нас тому минимуму, на который мы могли бы пойти. Действительно, никто не ожидает, что из нас потоком начнет литься любовь к окружающим (хотя нечто подобное Иисус и заявил в разговоре с Самарянкой). Но в прочитанной истории описан подход, к которому стоит стремиться.
Всем известная история рассказывает об отце, который не должен был никого ждать. Его, по сути, обидел младший ребенок, вырвав наследство до смерти, и навсегда разорвав все связи с семьей. Обычно такое неблагодарное отношение и вычеркивание тебя из жизни вызывает обиду. Но отец замечателен тем, что он не строит вокруг себя непробиваемых стен, он открыт. Это мы смакуем тот ущерб, что нам нанесли другие, упиваясь непрощением. И на случай их возвращения мы готовим им долгий адский путь, который их научит не вредить нам больше. (Вспомните Иосифа, чашу, братьев-заложников и прочее, что придумал наш герой, но что, к счастью, он не смог осуществить из-за совести). Отец, конечно, не бежит и не держит сына за руку, уважая его выбор. Но он каждый день вглядывается вдаль, думает о сыне, желает ему хорошего и при первых признаках возвращения делает тысячу шагов навстречу. Обида обнулена, дом и сокровища опять открыты.
Кстати, старший сын относится к отцу не лучше, вряд ли его обиды были незаметны раньше, а теперь они стали просто очевидными всем. Отец чутко реагирует и на него, выбегая во второй раз и пытаясь уладить вопрос.
Этот текст учит нас реальности неадекватной реакции на хорошие отношения – и тому, как к этому злу относиться. Самый лучший отец получает неблагодарных детей. Самые лучшие поступки толкуют искаженно. Самый добрый Человек получает Крест. Это реальность нашего порочного мира. И в этой реальности Бог говорит об открытости и вере в других. По крайней мере, христианин не держит внутри зла и не планирует месть, он открыт и готов дать и второй и третий и тысячный шанс.
Практика: Я «обжигался» на хорошем отношении к кому-то? Я планирую месть? Кого я на сегодняшний момент не простил? Зачем мне это надо? Встречал ли я описанную в притче открытость? Как мне стать таким человеком?
Вывод. Чтобы по-Евангельски правильно относиться к окружающим, нам нужно:
— заметить , что Иисус необычно сильно стремится стать ближе к человеку;
— отказаться от религии, которая усиливает мою надменность;
— решиться стать открытыми и немстительными к людям.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10