СШ 2/2014 Закон Божий и закон Христов
8 урок «Закон Божий и закон Христов»
В этом уроке мы посмотрим на то, как Сам Иисус представляет Божий закон во время Своей жизни на земле. Мы посмотрим на три евангельские истории, и попробуем понять, что Господь хотел бы изменить в нашем отношении к десяти заповедям.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
О плюсах и минусах урока:
Чем пособие поможет учителю. В этом уроке поднимается вопрос любви, который еще не обсуждался нами. Это тема, которая обязательна, судя по высказываниям Иисуса, для наших взаимоотношений с законом, и тема, которая мало обсуждается в церквях. Можно даже сказать, что у нас в общинах существует некая путаница: обычно человек, пытающийся выполнить какие-то заповеди, и считает это «любовью» из-за неправильного прочтения некоторых текстов Нового Завета. Он не думает о чувствах при исполнении Божьих правил.
Что учитель должен изменить. Первое – однозначно, название. Когда Вы читаете его, складывается впечатление, что Иисус – никакой не Бог. Вначале можно подумать, что это игра автора, его провокация, но в тексте урока Вы не найдете объяснения этой фразе. Поэтому, даже если Вы захотите вести урок по стандартной схеме: за воскресенье, за понедельник, итп., то нужно поменять его название минимум на «Закон Отца и закон Христов».
Другая трудность пособия, которое прочитают Ваши слушатели, это «вилка», раздвоение темы. Наряду с темой отношения Иисуса к закону (которая, кстати, уже была в 4м уроке), он поднимает тему суда. Будьте осторожны, чтобы не запутать слушателей, о чем мы говорим. Не старайтесь брать две совершенно разные темы – выберите или Христа, или суд, не нужно пытаться поймать сразу двух зайцев.
Ну и третье, наша аудитория и аудитория автора урока опять не совпадают. Он продолжает обличать «некоторых, которые не считают закон важным». А наши слушатели – добропорядочные адвентисты, которым не нужно доказывать, что закон — это хорошо, они и сами могут это доказать. Поэтому нужно подстроить урок под нашу аудиторию.
Поэтому мы возьмем из пособия только тексты, записанные в Евангелии, и сосредоточимся на комментариях Иисуса о законе. Все отрывки взяты из Евангелия Матфея, потому что именно оно больше других сосредоточено на правилах Христа.
ПЛАН УРОКА:
Главный вопрос: Как Иисус представляет Божий Закон в Евангелии? Чему мы можем научиться из евангельских историй?
Ломка льда: В начале встречи можно спросить слушателей о том, какая заповедь для них самая легкая? Какая – самая сложная для соблюдения? Почему?
1. Человек должен серьезнее относиться к личному исполнению закона. Текст Матфей 19:16-22 (с. 23 НЗ)
История встречи Иисуса с человеком, который «соблюл все заповеди» интересна с нескольких точек зрения. Прежде всего, в ответ на желание человека унаследовать вечность, Он предупреждает, что для этого необходимо быть готовым соблюдать заповеди. В этом смысле ответ Иисуса отличается от общего ответа на этот вопрос всех протестантов и нас лично: мы бы сказали, что человеку нужно верить в жертву Христа, чтобы унаследовать вечность. Иисус же указывает на другое, на практическое изменение характера, освящение, любовь к послушанию, которое обретается (в нашем случае) только в результате серьезного покаяния.
Другая деталь текста, которая больше интересует нас сегодня – диагноз, который Иисус ставит задавшему вопрос человеку. С его точки зрения, он вполне соблюл весь закон, и делает это с детства. Точка зрения Иисуса, похоже, не совпадает: Господь одной фразой показывает человеку глубину его посвящения Богу и желание исполнять Его повеления. Человек, так ревностно хранящий Закон Бога, должен бы был с удовольствием послушать Его, но в реальности главным в его жизни был другой «бог».
Если говорить о нас в свете этой истории, то получается, что мы достаточно легко записываем себя в число соблюдающих Закон, и легко можем посчитать, что у нас все в порядке с хранением заповедей. Именно этим мы всегда хвалимся перед представителями других конфессий, именно это мы стараемся представить в наших общинах, стараясь упрятать наше неблаговидное и представить благополучное. Иисус же видит в наших сердцах других богов, на которых мы уповаем, но только не со всеми нами Он обращается так решительно жестко, как с богатым юношей. Здесь Иисус показывает, что наше отношение к закону поверхностное, мы имеем много внутренних проблем с его соблюдением.
Практика: Считаю ли я, как Иисус, что для вечной жизни мне надо научиться соблюдать все заповеди? Или мне снизойдут и сделают исключение? Как я оцениваю свою праведность – как богатый юноша, или хуже? Как узнать есть ли у меня проблемы с послушанием Богу или нет?
2. Христианину нужно быть милосерднее к случаям несоблюдения закона другими людьми. Текст Матфей 12:1-8 (с. 194 НЗ)
Хотя мы уже рассматривали этот отрывок в вопросе субботы, сегодня мы посмотрим на него немного с другой точки зрения. Вместо рассмотрения конкретной заповеди о субботе, мы можем обратить внимание на то, как человек обычно реагирует, когда замечает, что не он, а кто-то другой (по его мнению) нарушает закон. В этом случае любой религиозный человек, хоть фарисей времен Иисуса, хоть адвентист нашего времени как минимум возмущается, как максимум хочет уничтожить нарушителя (т.14). Посмотрите на свежие проклятия христиан в адрес победителя «Евровидения», и Вы увидите, что со времен фарисейского совещания решительно ничего не поменялось. Люди ужасно относятся к нарушителям, которых они выявили, как будто сами они абсолютно безгрешны.
Иисус же учит нас принципу милосердия, Он говорит о снисхождении, прощении и вхождении в положение тех, кого мы уличили в нарушении Закона. Конечно, в практике бывают особые случаи, типа описанного в 1 Кор 5 главе, но в 99% процентах случаев мы встречаемся с обычной слабостью человека, поддавшегося на искушение. А то и со случаем нарушения наших, а не Божьих заповедей, как и описано в этой истории. Поэтому Иисус хочет научить нас, что, когда мы замечаем грех, наша задача – не в обличении. Наша задача – в проявлении к человеку милости, а не в принесении его в жертву.
Практика: Попадались ли мне «нерадивые» христиане? Распространяю ли я информацию о христианине, которого я заметил в нарушении заповедей? Обличаю ли я его, чтобы «его кровь не оказалась на мне»? Так ли делал Иисус? Как мне и моей церкви научиться обращаться с такими людьми милосерднее? Могу ли я случайно оказаться на их месте или я безгрешен?
3. За соблюдением заповедей должны стоять отношения. Текст Матфей 22:35-40 (с. 27 НЗ)
Этот отрывок Евангелия в нашей субкультуре часто читается, как простое обобщение Иисусом заповедей: первые 4 Он назвал «любовью к Богу», а вторые 6 – «любовью к человеку». Распространено мнение, что раз ты их соблюдаешь – то, значит, ты любишь. Действительно ли это так? Правда ли, что ты любишь человека, у которого не своровал и которого не убил? Или чаще всего ты абсолютно не испытываешь к нему никаких чувств? А иногда ты не воруешь и не убиваешь человека, которого считаешь своим недоброжелателем и врагом?
Эти тексты говорят несколько о другом: о том, что за настоящим соблюдением заповедей должны стоять хорошие отношения. Без отношений (а точнее без самого лучшего отношения – любви), никакую заповедь нельзя считать выполненной. Ты можешь не работать в субботу, но если ты не пообщался с Богом, не поговорил с Ним, не полюбил Его еще больше, то есть не вступил с Ним в отношения – заповедь не соблюдена. Если ты скрипя зубами вскопал родителям огород на майские праздники, желая, чтобы они скорее отвязались, или еще чего хуже, не любя их и не для отношений с ними, — ты не соблюл пятую заповедь. Только правильное, хорошее отношение можно считать исполнением Закона, об этом и говорит Иисус. И об этом же упоминает Павел в 1 Кор 13, когда говорит, что можно понаделать замечательные дела для Бога, только без любви они никуда не засчитываются. Как бы мы не надеялись.
Практика: Как часто я испытываю хорошие чувства к Богу? Когда они пропадают? Кого из людей я на самом деле люблю? Как мне добавить к моим делам больше хороших чувств? Не многого ли от меня требует Бог?
Вывод. Итак, Иисус предлагает нам:
— более серьезно оценить, насколько мы непослушны Его повелениям;
— проявить терпимость и милосердие к тем, кого мы заметили за нарушением Закона;
— понять, что заповеди можно соблюсти только хорошим отношением.
Если вы имеете в виду, что знамение - это печать,