4 урок о Библии: ПРОБЛЕМА НАШИХ ТРАДИЦИЙ (Библия-…)

4 урок о Библии: ПРОБЛЕМА НАШИХ ТРАДИЦИЙ (Библия-…)

В евангельском отрывке из 7ой главы Марка мы прочитаем о том, как плохо традиции влияют на нас и затмевают собой Бога и Его Слово.

Проблемы проведения урока:

Причина, почему урочники нельзя ни покупать, ни читать (а этот урочник нужно однозначно использовать вместо туалетной бумаги), замечательно открывается в подтеме четверга. Внимательно вчитайтесь в эту тему и посмотрите на роль Бога и на роль Библии, которую нам предлагают авторы. Там ясно говорится, что неправильно «придавать Святому Духу более высокий авторитет, чем Божьему Слову». Что? Бог ниже, чем авторитет Библии? Старшие братья окончательно посходили с ума и поставили Бога ниже книжки? Или «Дух Святой ни в коем случае не должен восприниматься как замена Слова Божьего». При противоречии между голосом Духа и Библии нам однозначно предлагается выбрать Библию. Все правильно, зачем нам Бог, когда у нас есть книжка? Авторы ставят Библию выше Бога, это идолопоклонство.

Проблема заключается в том, что Бог часто противоречит Слову, и адвентисту это нужно хотя бы увидеть (обычно мы это отрицаем, не зная Писаний), а потом задуматься, что с этим делать, и за кем нам пойти – за Живым Богом или за написанным Словом. За Духом или за буквой. Бог не выполняет Своё слово «в день, в который вкусишь – смертью умрешь». Бог говорит, что Моавитяне не должны ни при каких условиях быть в обществе Господнем, а потом поселяет туда Руфь. Бог говорит, что прелюбодея надо побить камнями, а потом отпускает приведенную к Нему на казнь. Бог говорит, что обрезание вечно, а потом, что во Христе нет ни обрезания, ни необрезания. За перенос палок в субботу убивают, а Иисус прикажет носить постель.

Только не читавшие Библию адвентисты (они читают только урочники) могут заявить, что Дух не противоречит Библии. Еще как противоречит, таких примеров сотни. И будет страшной ошибкой в момент такого противоречия сказать – нет, я пойду не за Богом, а за Библией. Таким путем уже ходили верующие — убийцы Сына Божьего.

Главный вопрос: В чём традиции могут помешать нашим отношениям с Богом? Есть ли у нас обычаи, которые работают нам во вред, а не на пользу?

Ломка льда: Как бы к вам отнеслись, если бы вы проводили похороны по-мусульмански (без гроба) или по-африкански (с зажигательными песнями)? Почему?

1. ИЛЛЮЗИЯ БОЖЬЕГО ОДОБРЕНИЯ. Текст Марк 7:1-8 (с. 46 НЗ)

Весь наш урок будет построен на тексте из подтемы понедельника, мы не будем разгадывать сложные доказательства мысли авторов, вместо этого сосредоточимся на том, почему традиции мешают нашим отношениям с Богом. В нашем отрывке мы видим большую проблему, которую приносит любая традиция – от церемониального омовения рук до становления на колени в церкви. Люди думают, что привычное им действие чтит Бога (7), и Он действительно счастлив от того, что они надевают костюм и галстук на богослужение или же кушают во время Вечери пресный, а не дрожжевой хлеб. В тексте однозначно говорится, что твои ритуалы, как бы они дороги тебе ни были, и какими бы святыми ты их ни считал, поклонением Богу не являются. От твоего мытья рук Ему ни холодно ни тепло, это не отношения с Ним.

У любого постоянного ритуала рано или поздно появляется вот эта особенность – он возводится в ранг святыни. Змей на палке считается больше чем медной конструкцией, его надо носить и с ним обходиться с трепетом и даже поклонением. «Псалмы Сиона» гораздо намоленнее и вдохновеннее, чем эти ваши песенки, пусть и половина псалмов оттуда – замшелая банальщина. То, что сопровождало нас несколько лет, а тем более, десятилетий – автоматически переходит в разряд неприкосновенной святыни, установленной Самим Богом еще от создания мира. Орган, считавшийся легкомысленным развлечением, с годами стал святой музыкой.

Ну и есть еще одно вполне естественное последствие создания традиции. Раз повторяющееся действие или обряд угоден Богу (как начинают считать люди), то надо бороться за то, чтобы остальные тоже «поклонялись Богу» именно так. Поэтому на Иисуса наезжают за не-омовение, на Павла – что он не чтит закон (уже верующие – христиане), на Петра – за то, что он расселся с язычниками (тоже христиане). Угождение Богу почему то делает людей крайне агрессивными, и они не оставят в покое другого, который живет не как они, будь он консервативнее или либеральнее их. Нам нужно отметить для себя, что большая часть вот этих агрессивных споров в церквях (напр. рукоположение женщин) и вне церквей (напр. как проводить похороны) вообще не стоят того, чтобы агрессировать на непохожих. Бога во всех этих конфликтах нет и близко, это лишь вещи, что мы привыкли делать так или иначе.

Практика: Я замечаю, как делаю свою привычку чем-то, без чего нельзя обойтись моей семье? Я кого-то ругал за нарушение семейной традиции? Я имею на это право? За нарушение какого установления в моей общине люди могут пострадать?    

2. ЗАМЕЩЕНИЕ БОЖЬИХ ЖЕЛАНИЙ. Текст Марк 7:9-13 (с. 46 НЗ)

Вторая часть отрывка прекрасно показывает, как традиция может перекрыть то, что от человека ждет Бог. На примере распространенной во времена Иисуса традиции корвана мы видим, что пожертвование Богу считалось выше заботы о родителях (во времена, когда пенсиями даже не пахло). Мы могли бы поражаться этой жестокости, если бы наши адвентистские книги (чтение перед сбором) не учили, что оставляя деньги не церкви, а неверующим родственникам в виде наследства, мы оставляем их дьяволу. Это такие же манипуляции, но нам важнее разобрать принцип, который приводит к замене милосердия, поощряемого Богом, на исполнение выгодной администрации церкви традиции, что во времена Иисуса, что в наши времена. И почему мы сами готовы забыть о родственниках и бежать с кошельком к «братьям».

Дело в том, что у традиции есть одно выгоднейшее, по сравнению с Божьими повелениями, преимущество. Её исполнение очевидно для всех, а твоя забота и твои хорошие отношения остаются втайне. То, что ты заботишься о лежачем родственнике, вообще никто не узнает, а вот то, как ты хлопнулся на коленки перед целой толпой зрителей, увидят все. Твой подписанный конверт моментально придает тебе статус «верного члена церкви», а то, что ты отдал денег многодетной семье, вообще не принесет тебе пользы. Поэтому в отрывке про корван (и в нашей адвентисткой истории про наследство для дьявола) выбрать корван, а не родителей – выгодно не только благополучателям – священникам. Это выгодно и другой стороне, обладателям денег, ведь теперь и они растут в благочестии у всех на глазах.

Библия полна примерами того, как традиции уничтожают доброту: ученики должны помереть с голода, но не съесть колосок, сухорукие должны остаться с инвалидностью, но не исцеляться в субботу, жен и детей надо выгнать на улицу, потому что они не нашей веры. Все то же самое, но в другой форме, реально и для нашей деноминации: это и свадьбы детей в субботу, в которых нельзя участвовать верующим (и которые нельзя благословлять пасторам), это и изгнание стольких женщин из церкви за то, что они с косметикой или в брюках, это и презрение к не таким избранным, как мы, явное или неосознанное. Божьим здесь и не пахнет.  

Практика: Я хоть раз выполнял немилосердную традицию, портящую мои отношения с людьми? Почему я это делал? В моей церкви есть жестокие обряды, от которых страдали или страдают сейчас люди? Я откажусь от них во благо людей?

3. НЕ ТОТ МЕТОД. Текст Марк 7:14-23 (с. 46 НЗ)

В последнем высказывании Иисус демонстрирует, почему, собственно, традиции бесполезны и не стоят выеденного яйца. Дело в том, что они работают не в той сфере, где нужно бы действовать. Обряды, правила, и повторяющиеся благие действия меняют внешнюю сторону жизни (да честно говоря, даже и не меняют, а лишь создают видимость перемен). Тем не менее, в религиозных сообществах существует идея фикс, что если уговорить/ принудить/ завлечь прихожан соблюдать традиции, то они привыкнут так поступать, что «бытие определяет сознание», что им такое понравится. На самом деле так ничего не работает. Неемия рвет людям бороды и бьет морды, но, как только он уехал, все вернулись к прежнему поведению. Люди остались гнилыми. Иудеи застращали исключением за несоблюдение субботы, но все сидят и ждут, когда только закатится солнце, чтобы рвануть с больными к Иисусу. И сами фарисеи хотят убить Иисуса до заката, это прекрасный пример того, как традиция не работает с внутренней гнилью человека.  

Мы испорчены не внешне, проблема у нас глубоко внутри. Иисус говорит, что работа должна проходить с источником – сердцем, где полно гадостей, и правила с обрядами эту глубину не могут затронуть никак, они там бессильны. Можно помыть свинью и палкой отгонять ее от лужи, но, как только вы отвернетесь, она прибежит туда, где ей нравится валяться. Можно заставить неблудного сына сидеть дома и слушаться, но мечтать он будет о том же самом, что и блудный – о разгуле.

То есть, христианство (и церкви) должны работать не в сфере правил и традиций, потому что они не решают главную человеческую проблему внутренней испорченности желаний. Они должны говорить о том, что сами сделать не могут, а может сделать только Бог: человеку нужно возрождение, новое сердце, пересадка желаний с человеческих на Божьи. Это достигается только при личной встрече людей с Духом, когда они в отчаянии от бессилия попросят о Божьем вмешательстве. А все, чем занимается церковь сегодня – это попытка закамуфлировать проблемы обрядом.

Практика: Я осознаю, что хочу совсем не того, чего желает Бог? Я согласен, что в моем сердце содержится то, что записано в т 21-22? Или Иисус неправ? Обряд хоть раз сделал меня лучше? Я хоть раз в жизни переживал рождение свыше?

Вывод. Чтобы традиции и обряды не портили наши отношения с Богом нужно:

— перестать фантазировать, что привычные нам вещи угодны Богу;

— заметить, что исполнять церковные обряды выгоднее, чем слушаться Бога;

— понять, что нам нужно большее, чем другое поведение –  перемена сердца.

Похожие записи
Комментарии