СШ 2\16 События последнего времени
11 урок по Евангелию от Матфея «События последнего времени»
Что значит ждать Пришествие?
Мы изучаем 23-25 главы Евангелия, в них мы обратим внимание, куда Иисус зовет нас тремя историями, показывающими практическую подготовку к встрече с Ним
Ловушки урока:
Стандартная схема проведения урока про «признаки пришествия» давно всем известна, и заключается она в трех вещах. Первое – прочитать про глады, войны и землетрясения и нагнетать обстановку историями про наши наводнения и необычно теплые зимы. Здесь приветствуются и псевдонаучные истории про то, что воды на земле осталось на 2 месяца. Чем больше вы напряжете нервы слушателей – тем легче они поверят, что Пришествие, и правда, близко. Второе – надо выстрелить по Свидетелям Иеговы, рассказав, что Пришествие будет видимым, слышимым, ощутимым и тп. Вдруг кто-то из ваших слушателей втайне почитывает «Сторожевую башню» и «Пробудитесь»? Ну а третье, заключительное дело, — призыв к бодрствованию. Здесь, в общем-то, возникнет закономерный вопрос: «Как нам бодрствовать?» И в ответ на него можно подставить все, что вы любите: от стандартных «читайте Библию, молитесь в 5 утра, ходите на все богослужения» — если вы не успели подготовиться, до любых экзотических вещей, которые вам нравятся. Например, можно показать последний фильм про печать зверя, или папу, который на литургии поклоняется дьяволу, а мы это не видим – и значит, не бодрствуем.
Но это ловушка проведения урока по традиции, точно так же мы говорим об этой теме везде – от ев. программ до проповедей – и Библия здесь даже не нужна. Слово здесь не изучается и даже не планируется к изучению, мы все знаем и без него.
К счастью, авторы пособия оставили нам достаточно пространства для самостоятельного выбора текстов, по которым мы будем проводить урок. В этот раз урок покрывает 23-25 главы Матфея, и мы решили выбрать из них самое практическое. То, что нужно делать нам – описано в трех историях из 25 главы.
Главный вопрос: Что нужно делать человеку, который хочет встретить Пришествие Иисуса подготовленным? Что из этого я могу воплотить в жизнь уже сегодня?
Ломка льда: Кто был самым важным гостем, из тех, что вы встречали в своем доме? Как вы готовились к встрече? Что ожидалось от вас и тех, кто находится в вашем доме? Зачем вы все это делали? Гость остался доволен?
- Нельзя успокаиваться на своих достижениях. Текст Матфей 25:1-13 (с. 30 НЗ)
История, которую мы прочитали, тоже достаточно серьезно испорчена нашей традицией. Мысли читателя Евангелия никогда не пойдут по другому пути, кроме того, что были проторены сотнями проповедей и книг. Глупым девам не хватало чего? Святого Духа – именно им надо запасаться, читая Библию, ходя в церковь и молясь. А умные набрали Духа в свои пузырьки. Вот и все, дальше можно не читать – мозг сделает все за нас. И только попробуйте комментировать эту притчу по-другому.
Похоже, истории, рассказанные Иисусом, не всегда нужно аллегоризировать и уточнять, что значит «корыто», «свиньи» или «перстень на руку». В них надо искать более широкий смысл. И в истории девушек видны две группы людей, которые отличаются своим подходом. Первые считают, что им чего-то может не хватить, в данном случае – масла. Вторые вполне спокойны, и им никакие запасы не нужны, можно ложиться и спать. Только при кризисе глупые вдруг осознают, что они не готовы к встрече, надо куда-то бежать и где-то подзапастись необходимым. То есть в этой истории Иисус говорит о принципе удовлетворенности.
Христианин довольствуется тем, что у него есть, ни о чем не переживает, не задает вопросов, он счастлив от того, куда его ведут «старшие братья и сестры, ведь они на то и поставлены», он спокоен от того, что в самой-пресамой церкви. Страшный кризис придет к нему лишь при Встрече. Тогда вдруг окажется, что все его молитвы об излитии, чтения тех-же отрывков, посещения успокаивающих собраний готовили его не к отношениям с Живым Богом. А просто к спокойной жизни в адвентистской субкультуре. Похоже, что сегодня самая большая глупость, которую может сделать христианин – это остановиться в своем духовном развитии. Успокоить себя и сказать: хватит. А самое мудрое – чувствовать нужду, нехватку понимания, задавать вопросы.
Конечно же, человек по природе хочет успокоиться, его влечет к состоянию, когда он будет уверен, что он «наконец нашел» и «больше никуда не нужно дергаться». И поэтому многие сознательно не хотят переходить на другой уровень, из-за сопровождающей духовный поиск неуверенности и некоторых неудобств. Но лучше испытать их сейчас, чем остаться ни с чем при встрече с Иисусом.
Практика: Я доверил свое христианство в чужие руки или сам пытаюсь разобраться? Что самое последнее я открыл для себя в христианстве? Когда это было? В каких вопросах я сомневаюсь? Я ищу на них ответы? Или пусть за меня ищут «старшие»? Что бы я мог сделать на этой неделе, чтобы мой духовный рост возобновился?
- Божье имущество нужно тратить на Его Царство. Текст Матфей 25:13-30 (с. 31 НЗ)
Вторая притча абсолютно безнадежно испорчена в мозгу церковным словом «таланты». Что бы вы ни делали, внутри нашей головы оно означает умение учить наизусть скучные стихи, петь хором или говорить длинные речи с кафедры. Поэтому для понимания истории нужно вычеркнуть слово талант, и заменить словом «средства». В конце концов – талант – это мешок серебра, а не тетрадка со стихами.
Тогда история, рассказанная Иисусом, принимает следующий оборот. Во-первых, мы – это рабы. У раба нет своего имущества. Он пользуется чужим. Во-вторых, если у нас что-то оказалось, то этот мешок (или поддон с мешками) принадлежит Богу. И, значит, мы не тратим свое – мы разбазариваем Божье. Эта история очень сильно перекликается с притчей из прошлого урока – о виноградарях. Но там мы говорили о том, что мы присваиваем чужое. Здесь же суть урока в другом: куда нужно тратить средства. Оказывается, Божье имущество, то есть, видимо, Его Царство, должно увеличиваться от нашей деятельности.
Именно так в других историях Иисуса неверный управитель вкладывает в людей (и хозяин счастлив от этого), отец блудного сына тратится на встречу и безопасность вернувшегося, а самарянин не жалеет времени, масла, вина, осла, денег на отель и влезания в долг для того, чтобы человеку стало лучше. Это урок №1, который Иисус хотел бы преподать нам о нашем имуществе, но который мы усиленно не хотим слышать. Ели все наше – то тратить его мы можем, как только захотим. Если все, что у меня есть – Божье, то нужно потратить его для прибыли Царства. Помочь тут может влияние Духа, которое подскажет, что надо сделать (например, как Дух подтолкнул женщину принести и разлить духи на Иисуса). Или же, пока я не дорос до таких отношений, нужно следовать принципу, что люди дороже имущества (на этом построены призывы Иисуса о прощении, отношениях с врагами и тп).
То есть, нам стоит обратить серьезное внимание на то, куда тратятся мои силы, время и прочее: на Божье ли? (Отдельно стоит вопрос средств, которые мы отдаем, не задумываясь – но на Божье ли Царство все это идет? Но вряд ли вы поговорите об этом – вам попросту не дадут те, кто тратит все это, требуя полного подчинения себе)
Практика: Чем из моего имущества я мог бы поделиться? Что последнее я отдал на Божье Царство? Чего мне жалко? Как я мог бы принести пользу Царству уже сегодня?
- Увидеть, что Бог живет в окружающих людях. Текст Матфей 25:31-46 (с. 31 НЗ)
Третья притча является самой ориентированной на практику из всех, и в ней мы видим то, чего не хватает всем людям, будь они хорошие христиане или же плохие. Когда Иисус встречается с людьми, никому не помогавшими, и с их противоположностью – Он заявляет, что они уже виделись. А люди не могут головы приложить, когда это случилось. Оказывается, Бог находился в тех людях, кто окружали христиан, но они понятия об этом не имели.
Это вполне нормально, потому что получается так, что любая религия начинает приватизировать Бога. Для того, чтобы манипулировать и управлять, Бог оказывается только у нас, а все вокруг — страшный «мир», куда нельзя высовывать и носа. «Там царствует дьявол, он творит чудеса у других конфессий, он управляет кришнаитами и пр». При дальнейшем накале лжи Бог проявляется только через наших священников, живет только в наших храмах в субботу с 10 до 13, и с 18 до 19, и встретиться с Ним ты можешь только при чтении наших книг. Мы просто хотим удержать людей подчиненными, но для этого убеждаем их, что Он – лишь с нами. И эти семена дают стойкие плоды в верующих – никогда в жизни мы не научимся любить людей, ведь на самом то деле мы очерняем их своим учением, оставляя лишь принадлежащих к определенной церкви белыми и пушистыми. Остальных мы демонизируем. Слово же говорит о другом. В нем Бог действует везде и во всех. Язычники-моряки книги Ионы более добры и набожны, чем верующий. Жестокие Ниневитяне более открыты для покаяния, чем главный герой книги. Да об этом же говорил и Иисус, вспоминая Иону – когда сказал, что если бы Он проповедовал не городам верующих, а пошел в другие места – то там бы люди раскаялись в миллион раз быстрее.
В притче Бог живет в окружающих людях. Он действует на их совесть, довел их до какой-то ступени духовного роста. Он ценит их и любит их. Он хочет, чтобы мы относились к этим людям, как к Нему. Но, похоже, это непосильная задача. Мы можем относиться так хорошо, как к Богу, только к одной личности – к себе.
Практика: В ком из людей, что окружают меня, Бог живет, и в ком — нет? На основании чего я так говорю? Замечаю ли я их рост или проявления в них Божьих действий? Почему Бог хочет, чтобы я замечал их проблемы и пытался их решить?
Вывод. Чтобы подготовиться к Пришествию Иисуса, нам нужно:
— не останавливаться на том, что узнали в церкви, но продолжать расти;
— согласиться тратить средства, данные Богом, на Его Царство;
— стать внимательными к окружающим, видя в них проявления Небесного Отца.
Если вы имеете в виду, что знамение - это печать,