СШ 4/2014 Вечное евангелие
13 урок «Вечное Евангелие»
В этом уроке мы посмотрим на то, как Евангелие представлено в послании, которое мы изучали на протяжении прошедшего квартала. Чтобы сложить точное представление об Евангелии от Иакова, мы возьмем отрывок из 1 главы письма.
Методика проведения:
Главная трудность сегодняшнего урока очевидна даже неискушенному преподавателю — новичку. Мы обещали слушателям то, что написано на обложке пособия, — изучение Библии по посланию Иакова. Поэтому, предложив им на этот раз нарезку общеизвестных в адвентистской субкультуре текстов по теме спасения, мы несколько обманываем их ожидания. На наш взгляд. Кроме этого, когда мы заявляем, что сейчас мы сможем увидеть, «как послание вписывается в общую картину плана искупления» — мы обманываем их второй раз. Ведь роль письма на страницах этого урока в пособии вообще не упоминается. Ни разу, ни одним словом.
Поэтому мы предлагаем проводящим этот урок оставить тему «Вечное Евангелие», но проводить по ней не обзор ваших любимых текстов про спасение. Эти тексты слушатели слышали уже не один и не два раза. О «Вечном Евангелии» можно поговорить на основании той библейской книги, которую мы обещали слушателям изучать вместе с ними. Мы попробуем посмотреть, что Иаков говорит о Евангелии в своем материале, и это будет многократно полезнее того, что о Евангелии думаете вы или автор пособия. Потому что это будет изучением Слова, а не попытками догадаться, зачем мы берем тот или другой текст, поставленный в урок или приведенный учителем.
Другим адекватным способом проведения подобного урока – сюрприза будет подведение итогов по прошедшему за квартал. Но это возможно при выполнении двух условий. Во – первых, вы должны помнить весь материал, что давали учителя в классе (это бывает сложно там, где люди меняются или ведут по своим непонятным планам). И во-вторых, Иакова сложно суммировать. Но если вы достаточно сильны – попробуйте.
План урока:
Главный вопрос: Как Иаков представляет Евангелие в своем письме? Какие полезные нам особенности подчеркивает именно эта часть Библии?
Ломка льда: Что вы считаете «хорошей новостью»? О чем бы вы хотели сегодня услышать, чтобы у вас на самом деле поднялось настроение?
1. Испорченность человека. Текст Иаков 1:13-15 (с. 169 НЗ)
Первой особенностью именно Иакова, в отличие от других, является его особенное заявление о полной испорченности человека. Никто из авторов Писания (кроме, разве что, Иисуса в истории с немытыми руками) так ясно не заявляет о том, что проблема греха человека – в его страстной любви к плохому. Текст, прочитанный нами, говорит, что в том, что человек стремится делать злое, не виноваты ни Бог, ни искушения, ни кто-то еще. Со времен Адама человек ищет оправдания своим плохим поступкам в действиях других, и, став христианами, мы не оставили эту привычку. Мы, адвентисты, замечательно разбираясь в иерархии ангелов, добавляем сюда вину сатаны и его падших ангелов. У нас действительно чересчур сильно развита теология сатаны, его происхождения и силы, и о нем средний прихожанин может знать гораздо больше, чем даже о Боге. Это популярно потому, что на него можно свалить целую кучу проблем, от моего личного гнева на ребенка, до проблем всемирной церкви (понаблюдайте, кого винят в официальных проповедях). Ну и средний человек еще винит обстоятельства, то есть того-же Бога, допустившего их.
Автор же письма предлагает более правдивый взгляд. Он говорит о том, что человека никто не заставляет, желание сделать плохое возникает внутри него. Нельзя думать, что, поместив себя в лучшие обстоятельства (монастырь, адвентистский городок, другая страна, жизнь в достатке и тп.), ты станешь качественно лучше. Не нужно думать, что если Бог оградит тебя от искушений сатаны, тебе будет проще даваться христианская жизнь. Проблема гораздо глубже, и эта проблема – внутри нас. Там существует огромная любовь (похоть, как говорит Иаков) к злому. Поэтому, изменив внешнее, одевшись в костюм или платье до пят, перестав есть мясо или даже сыр, вставая не в 8, а в 4 утра, чтобы читать духовные книжки, ты не станешь качественно лучше. Любовь ко злу от этого не проходит, наша трудность гораздо глубже, чем мы себе представляем. Нам нужно кардинальное вмешательство Бога внутрь, туда, где изначально живет страсть к совершению неправильных поступков. Практика этого шага в признании своей природы.
Практика: Как я воспринимаю свою природу – как греховную или все же неплохую? Кого я считаю виноватым в том, что у меня случаются грехи: обстоятельства, искушения сатаны, или свои желания? За эту неделю и винил в проблемах больше себя или больше других? Правда ли, что и во мне живет страсть к плохому, а не к хорошему, или Иаков неправ? Почему так сложно признать свою вину?
2. Доброта Бога. Текст Иаков 1:16-17
Второй пункт в Евангелии Иакова говорит о другой силе. Если человека автор описывает только в мрачных тонах, то в этом отрывке мы видим противоположное. Тексты говорят, что Бог – Существо другого типа, и совершенно другой природы. Он совершенно добр, и от Него к нам тоже приходит только светлое. Возможно, что текст 16 можно отнести и к предыдущему, и к этому отрывку. Человек обманывает себя в том, что он хороший по природе, и он обманывает себя, считая, что Бог желает, или делает ему плохое, что Бога нужно опасаться. По большому счету, это и является главной проблемой этого шага – принятия действий Бога по выходу из кризиса. Возможно, вы замечали, что даже помощь от нейтрального человека нами воспринимается в штыки почти всегда, еще Соломон сравнивал это «с хватанием разъяренного пса за уши». Тем более мы не способны воспринять помощь от Бога, которого считаем источником наших проблем полностью или хотя бы частично.
В такое восприятие нами Бога (с недоверием) замешана сама суть греха. Ведь грех происходит с одновременным несогласием или восстанием против Бога. Ева отказывается слушать заповеданное, считая, что ее выбор лучше. Каин не соглашается на предложенный Богом выход из конфликта, и предпочитает свой кровавый путь восстановления справедливости. Поэтому нам не стоит заявлять, что мы верим в Божью доброту к нам. На практике ежедневно и ежечасно перед нами встает выбор – добр Бог или нет, и мы выбираем «нет», ведь Он скрывает от нас что-то, ограничивает нас или даже прямо желает нам плохого. Каждым своим грехом мы доказываем, что мы не доверяем Его доброте. Что бы мы о Нем не слышали, как бы мы Его не любили, серьезные сомнения в характере Бога продолжают существовать у каждого человека, и с этим нужно работать. Поэтому практика этого шага в доверии Его действиям по нашему спасению. Ну и выработке общего доверия Ему.
Практика: Как я отношусь к тем, кто хочет мне помочь? Я смиренно принимаю помощь или отказываюсь? Что за этим стоит? Верю ли я в Божью доброту лично ко мне? Или Он мог бы быть ко мне подобрее? В чем именно? На месте Бога, что бы я сейчас сделал по отношению к себе? Когда в последний раз я сознательно противился Ему? Что можно сделать сегодня, чтобы доверие Его доброте выросло?
3. Пересотворение. Текст Иаков 1:18
В последнем отрывке описывается действие, которым добрый Бог спасает любящего зло человека. Интересно, что у Иакова это тоже уникальное описание, характерное только для него. Первое, что сегодня приходит к нам в голову, когда мы говорим о спасении, это прощение грехов. Взгляд среднего христианина заключается в том, что благодаря жертве Иисуса наши грехи прощаются, и теперь мы просто ждем Пришествия, когда нас поместят в золотой город, где нам компенсируют все земные слезы и несправедливости. (Иногда к этой истории нашего спасения добавляются слова о том, что нам теперь надо «стараться соблюдать заповеди», и/или «проповедовать другим», когда будет возможность – но к спасению напрямую мы это не относим). Иаков подходит к спасению совершенно по-новому. Он говорит о пересотворении. Человеку, насквозь пропитанному злом, недостаточно простить прошлое и забрать его в вечность. Со своими страстными желаниями греха (похотями) он не сможет там существовать. И стать новым созданием можно, если мы пройдем через некое перерождение.
Новое творение, возрождение и рождение свыше – редкая тема для наших церквей, она практически полностью заменена на спасение «крестом Христа и нашими делами». Причем вторым больше первого. К сожалению, большинство слушателей даже не смогут объяснить, что рождение свыше такое, и происходило ли оно с ними. Поэтому этот пункт наиболее сложный, практика этого шага заключается в разрешении Богу изменять нашу природу и в полном перепрограммировании нашего ума, в замене своей плохизны на Божью доброту. В отрывке дается намек на то, что пересотворение происходит при нашей встрече с силой Его Слова и с Его желанием. Поэтому помочь человеку со стороны можно лишь научив его встрече с Богом при чтении Слова, и вы благословенны, если делаете это как учителя СШ.
Практика: Чего я жду от вечности? Буду ли я там счастлив со своими желаниями? Нужно ли мне перерождение или я достаточно нормальный для спасения? Когда в последний раз я чувствовал Божье желание обо мне? Чувствую ли я Его, читая Слово? Хочу ли я Его вмешательства в свою жизнь?
Вывод.
Итак, пересказанная Иаковым благая весть говорит о том, что:
— у нас гораздо больше проблем, чем мы думаем – из-за нашей греховной природы;
— человек воспринимает Бога как врага, а должен принять принесенный Им дар;
— спасение – это пересотворение нас Богом, получение новой вечной природы уже сейчас.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10