СШ 4/2014 Плачьте и рыдайте
10 урок «Плачьте и рыдайте»
В изучаемом нами отрывке автор письма предлагает посмотреть на вещи, которые и составляют в большинстве своем наше земное богатство. Мы посмотрим на три самые распространенные проблемы, которые касаются каждого из нас.
Методика проведения:
Для того, чтобы этот урок прошел в общине успешно, нам нужно сделать несколько корректировок.
Первое изменение касается названия, потому что в нашем сегодняшнем случае оно не только не отображает сути нашего выступления/дискуссии, но и вообще не сообщает слушателям ничего информативного. Вместо того, чтобы заинтересовать людей или сделать анонс встречи, название отталкивает человека на неосознанном уровне эмоций. Честно говоря, я бы не захотел говорить на уроке «плачьте и рыдайте» и даже прийти на него. Тем более, что отрывок Иакова — далеко не о плаче и рыдании.
Ну а второе изменение, которое нужно внести, касается структуры урока. Опытный учитель понимает, что здесь можно с легкостью уйти в осуждение богатых людей, хотя их не будет среди слушателей. Плюс низменные побуждения и зависть здесь могут запросто излиться из глубины сердца, и вы со смакованием будете клеймить начальников, абрамовичей и прочих людей, добившихся немного большего успеха, чем вы. К сожалению, большинство уроков в СНГ пройдут именно в этом ключе. Но это не евангельский подход, он противоречит предыдущему отрывку, запрещающему осуждение. Нам нужно повернуть отрывки так, чтобы они говорили не о других, а о нас, чтобы человек, вошедший в церковь, увидел себя в том, что мы говорим (1 Кор 14:24-25). То есть, заменить расхожее определение богатства (обладание большой суммой денег) на те три принципа, которые невооруженным глазом видны в тексте Иакова.
План урока:
Главный вопрос: Как у человека проявляется стремление к его земной мечте? Что в моей жизни больше всего похоже на отмеченное Иаковым?
Ломка льда: Что было самым большим желанием вашего детства? Какой подарок вы больше всего ждали? Получили ли вы его?
1. Стремление к своей мечте вместо пути Божьего. Текст Иаков 5:1-3 (с. 172 НЗ)
Богатство – это далеко не всегда наличие денег в достаточном или в большом количестве. Иаков представляет нам «принципы богатства», отрицательные черты, которые кроются у него за термином «богач». Мы посмотрим на составляющие богатства так, как об этом пишет апостол.
Первая часть отрывка – самая близкая к нашему пониманию богатства, и пока что она лишь немного касается отношения к людям, скорее здесь описан центр проблемы. Текст говорит, что человек стремится, вылезая из своей шкуры, к тому, что в конце концов сгорит при возвращении Христа. К сожалению, языком метафор Иаков подчеркивает, что то, чем я занимаюсь сегодня, может мне тогда «помочь гореть». Иными словами, он говорит о цели жизни, том, о чем я мечтаю, в чем мои надежды. То, о чем я разговариваю, ради чего пашу на трех работах, то, чем постоянно занят\зациклен мой мозг – и есть мое богатство. Деньги лишь приближают меня к моей мечте, или удаляют от нее (точно так же, как и люди из последующих двух пунктов). Они лишь средство. А нам надо увидеть то, что на глубине, то, что я хочу купить, получив деньги, или власть, или воспользовавшись другими людьми.
В этой части СШ стоит поговорить со слушателями о том, в чем же заключается их главная мечта, на которую они убивают свою жизнь. К сожалению, слушатели вряд ли будут с вами искренни, ведь в церкви мы всегда отвечаем на вопросы не правдой, а «правильным ответом», боясь распространенной культуры осуждения. Если вам удастся помочь слушателям раскрыться и понять, что на самом деле стоит в центре их жизни, вы очень поможете им. Мы рекомендуем лучший способ вызова искренности – самим сказать им правду о том, что занимает вашу жизнь вместо Божьего предназначения. Главное, что здесь нужно понять – если я выбрал себе неправильную мечту, поедающую мою жизнь сегодня – она уничтожит и мое спасение. Потому что в последний момент чуда не случится.
Практика: Могу ли я посвятить три минуты прямо сейчас на то, чтобы вспомнить – о чем я больше всего мечтал на этой неделе? Куда я больше всего трачу свою жизнь? Это вещь/дело, которое ценит Бог, или это сгорит при Пришествии?
2. Использование людей вместо служения им. Текст Иаков 5:4
Следующей составной частью, которую подчеркнул апостол в одном, 4м тексте, является использование людей в своих целях. Главный принцип Евангелия – забота о ближнем, и идеально этот принцип воплотился в земной жизни Иисуса, жившем ради других, и поведении людей в первой церкви, которые не жалели ничего не только для проповеди, но и для благосостояния окружающих друзей. С сожалением мы можем констатировать факт того, что ко времени написания письма люди, живущие по другому принципу, уже наполняли общины. Сегодня мы видим, что мы сами живем, используя других для своей прибыли. Навряд ли нам стоит поднимать при изучении этого текста вопрос социальной несправедливости, плохих директоров заводов, не выплачивающих то, что должны, некрасивые поступки властей и тп. В конце концов, Иаков здесь не обращается к обиженным со словами: посмотрите, как плохо с вами поступают угнетатели. Обратите внимание, он обращается к нам.
Следовательно, будет неплохо посмотреть на себя самого, и увидеть, как обычно поступаю я сам, — где я не забочусь о другом, а пытаюсь сделать так, чтобы он позаботился обо мне? Весть 4го текста даже хуже – что обычно я не только не забочусь о других, но не даю им даже того, что они заслуживают: платы за их труд. Обычно это выражается в оценивании другого по тому, полезен он мне или нет. Смогу ли я продать ему уникальные книги и замечательную сою? Даст ли он пожертвование на моих детей или на задуманный мной проект? Дело может и не касаться денег – поддержит ли он мои взгляды? Проголосует ли за меня или пойдет за другим в политической игре? Выслушает ли он мою проповедь и пойдет ли со мной в церковь? К сожалению, если человек НЕ сделает чего-то из вышеперечисленного, мое отношение к нему изменится до исключения из моего «списка полезных людей». Здесь же можно поднять вопрос о нашей неблагодарности людям, помогающим и лично нам, и тем, кого мы используем в церкви.
Практика: Делю ли я людей на полезных и бесполезных мне? Это делается сознательно или подсознательно? В чем я чаще всего использую людей для своей выгоды – я жду от них денег, поддержки в решении вопросов, согласия с моими взглядами? Есть ли вокруг те люди, чьим трудом я пользовался бесплатно? Могу ли я на этой неделе попытаться отдать свой долг таким людям?
3. Власть, которая выше равноправных отношений. Текст 5:5-6
В самом начале следует отметить, что существуют разночтения в понимании того, кто такой «праведный» из 6го текста. Некоторые переводы ставят заглавную букву, ссылаясь, видимо, на Христа, большинство же не делают этого. Мы придерживаемся понимания большинства, хотя не отрицаем, что смерть Иисуса произошла из-за того-же принципа, что и страдания всех кротких и не могущих постоять за себя людей.
В этом тексте Иаков говорит о принципе властвования над беззащитными людьми, подавления их воли своей волей, либо уничтожении тех, кто не подчинился. Человек роскошествует и наслаждается тогда, когда добивается того, что все слушают его и исполняют его приказы. Суть греха состоит в том, что я не подчиняюсь Богу, не ставлю другого выше себя, я – центр вселенной. Так было у падшего ангела, так было у Амана из книги Есфирь, который не смог терпеть, что другой не кланяется, точно то же самое вы с легкостью обнаружите в тайниках своей души. Грех никуда не делся, мы все еще хотим главенствовать, плоды этого видны в регулярных ссорах, вспышках гнева и недовольства, которые сопровождают нашу жизнь.
Что касается последнего текста, то Иаков подчеркивает страшную вещь, которая может возникнуть в христианском сообществе. Чем более кротким является человек, с которым столкнулась наша воля, тем более опасные вещи я могу с ним сделать. Не защищающийся, менее хитрый и склонный к политике христианин может запросто стать жертвой моего диктата. Поэтому нам нужно не только обратить серьезное внимание на то, страдают ли от моего личного своеволия другие. Нам ни в коем случае нельзя допускать агрессивных, упивающихся личной властью людей к власти в общинах. Римских пап выращиваем мы сами, допуская политические игры в церкви, где должен править Бог. Пусть лучше Он правит через кротких.
Практика: Когда в последний раз я подавил волю другого? Как я это обычно делаю? Что во мне происходит, если мне не удается убедить/заставить человека сделать по-моему? Я хочу, чтобы люди слушались меня или слушались Бога – лично? Как относятся к кротким и к властным в моей общине? Что тут можно изменить?
Вывод.
Итак, чтобы уничтожить свою надежду на земное богатство, нам нужно:
— просить у Бога, чтобы он заменил наши земные мечты на данные Им;
— ценить людей не за их заслуги перед нами;
— почитать окружающих выше себя.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10