СШ 4/2014 Действенная вера
6 урок «Действенная вера»
В этом уроке мы обсудим тексты Письма Иакова из завершения второй главы. В них мы увидим, наличие какой веры ожидает от нас Бог, и какая вера на самом деле находится в нас. И применим это на практике.
Методика проведения:
Определив границы отрывка (сегодня их не нужно искать, текст из Иакова напечатан в пособии первым), нашей главной задачей станет приведение всех слов апостола к общему знаменателю. Нам будет нужно найти общую тему, которую мы вынесем в главный вопрос урока, и которая раскроется при чтении отрывка из письма. Если мы сможем найти ту тему, которая в отрывках станет двигаться к кульминации по мере ее раскрытия, наша работа будет идеальной.
Автор пособия нам в этом в этот раз помочь не сможет. Хотя он и избрал слово вера как заглавие всей темы и даже подтем урока на каждый день (мертвая вера, вера Авраама и тп), в пособии эти эпитеты используются просто как зацепки, на которые просто развешивают свои воспоминания об этих словах, чтобы заполнить урок. Взяв словосочетание «вера без дел», адвентист не может пройти мимо противоположного выражения Павла из Римлянам. Вспомнив о Раав, адвентист не может не вспомнить о том, как она солгала, и не пуститься в рассуждения, было ли это грехом. Мы слышали это тысячи раз. Пошел ли автор методом чтения Писания, или методом развешивания своих мыслей на Писание? Он не разочарует вас своей предсказуемостью. Мы не читаем Библию Мы развешиваем на нее адвентистские шаблоны.
Поэтому наша задача – попытаться провести нестандартный урок без оскомины. Сделать это можно, только попытавшись понять, что о вере говорит сам Иаков, а не традиции проповедования с наших кафедр и традиции толкования отрывков в асд.
План урока:
Главный вопрос: В чем проявляется вера, которой можно угодить Богу?
Ломка льда: Есть ли в вашей жизни люди, которым вы не верите? Чем они вам опасны? Как это влияет на ваши отношения с ними?
1. Вера замечает, что происходит с другими. Текст Иаков 2:14-16 (с. 170 НЗ)
Отрывок Писания вновь, как и в начале главы, приводит иллюстрацию, по которой мы определим, какую веру ожидает Бог. Это встреча христианина с нуждающимся человеком, которому нужна твоя помощь. В общем то, это повторение притчи о милосердном самарянине, только в укороченном варианте. Естественно, любой верующий никак не связывает такую ситуацию со своей верой, — ведь не помогая, он не нарушает никакую из десяти заповедей, и спокойно проходит мимо, как в притче Иисуса, или «вежливо отсылает» нуждающегося, как это происходит в примере Иакова. На этом примере мы видим, что отличает нашу веру от веры, которая может угодить Богу. Наша вера совершенно не влияет на теплоту отношений с окружающими, и это не только наша ошибка, — фарисеи, бросающие камни в блудниц времен Иисуса, средневековые христианские крестовые походы, современные адвентисты, выступающие за уничтожение кого-то в небезызвестном конфликте на востоке Украины, — доказательство тому, что наша вера не делает нас ни капельки добрее. Наоборот, обостренное знанием того, «как надо» чувство справедливости делает нас более жестокими и ненавидящими других из-за нашей религии. И у нас с этим нет проблем, мы не видим, что это проблема, и почему-то продолжаем считать себя добропорядочными верующими.
Библия же считает, что вера и в случае Иакова, и в случае Самарянина подтолкнет меня к другому. Мое сердце будет открыто к окружающим, я буду внимателен к ним и в церкви, и вне ее, и Дух подскажет мне, кому и чем я мог бы помочь: и словом, и делом. Здесь стоит отметить, что к этому должна вести вера, а не то, когда я заставляю себя словами: «я же адвентист, я должен помочь бомжу». Это совсем другой мотив, и влияния Духа тут нет и в помине, Бог действует совершенно по-другому, на уровне сердца, кто испытывал Его влияние, тот знает об этом чувстве и побуждении вмешаться. Если моя вера не сделала меня более покладистым в отношениях с другими, более внимательным, чутким и трепетно относящимся к людям, если я жесток, это не вера, угождающая Богу.
Практика: Когда я в последний раз проявлял жестокость из-за моей веры? В чем это выражалось? Устраивал ли я гонения на кого-то? Или усиленно искал справедливости? Стал ли я добрее в отношениях из-за христианства? Могу ли я это чем-то подтвердить? Чувствую ли я побуждение Духа Святого в случае, описанном Иаковым? Что я после этого делаю?
2. Вера идет дальше знаний. Текст Иаков 2:17-20
Следующий отрывок письма подчеркивает вещь, очень характерную для нашей церкви и субкультуры наших общин. Исторически сложилось так, что вера для нашей конфессии определяется знанием. Мы считаем себя адвентистами (и, соответственно, христианами), если мы знаем определенные доктрины. Я знаю о том, что человек после смерти не живет в виде души, я знаю, на чьей голове написано число 666, я согласен с тем, что истинный день поклонения – суббота, и что на небе с 1844 года идет следственный суд, начавшийся с мертвых. Вот и все, (ну, кроме регулярного посещения церкви в субботу в 10-00), что ожидается от верующего. Вот и все, что в нашем понимании делает человека верующим. У нас вера = знанию набора доктрин. В любой общине и в любом городе найдется много христиан, которые не только согласятся с этим, но чья жизнь строится на этом утверждении. Это произошло не само собой, но в результате целенаправленного проповедования и пропаганды именно христианства как отличительных знаний в нашей конфессии. Возможно, нечто подобное есть у Свидетелей Иеговы, которые считают, что узнав настоящее имя Иеговы, ты получаешь мистическое спасение. У нас же это мистические 27/28 пунктов вероучения, наши «отличительные признаки».
Что об этом думает Иаков? В приведенном отрывке он называет такую веру не живой, а мертвой, и сравнивает ее с верой падших ангелов, бесов. В чем заключается их вера? Как раз в правильном (и мы можем быть уверенны, даже более правильном и точном, чем у нас) знании Триедин Бог или нет, знании признаков Пришествия, субботы и прочих религиозных и не только вещей. Можно ли считать этих существ верующими? Можно ли сказать, что эти знания приносят им пользу? Можно ли считать, что знание = вере? Нет, вера – это доверие Богу, со всем багажом знаний бесы Богу не доверяются, а противятся Ему. К сожалению, со всем багажом наших религиозных знаний мы не лучше. Вера должна пойти дальше, она должна стать отношениями, она должна стать спасительной. Честно говоря, в большинстве случаев герои Библии ничего и не знают, они просто начинают отношения с Иисусом, и это производит чудеса в их жизни.
Практика: Считаю ли я, что быть адвентистом – это знать то, что отличает нас от остальных христиан? Когда моя вера в последний раз толкнула меня на какое-нибудь дело? Это было из-за веры или «потому что я адвентист», и «должен не бросить тень на мою церковь»? Пошел ли я дальше знаний в своей хр. жизни?
3. Вера проявляется в реальной, не описанной Библией, жизни. Текст Иаков 2:21-26
Кульминацией рассказа о вере у Иакова является последние примеры правильной веры, которые он приводит. Это истории жертвоприношения Авраама и спасения блудницей Раав соглядатаев. Оба эти примера объединяют интересные сходства.
Во-первых, и Авраама, и Раав Бог ставит в драматическую ситуацию, не описанную в Библии, законе Божьем или где –либо. С точки зрения закона один собирается совершить убийство, а другая предательство и ложь. И они собираются сделать это, проявив доверие Божьему влиянию (или прямому голосу, или совести). Реальная жизнь мало похожа на что-то записанное в древности, и поэтому верящий должен быть подвержен влиянию Духа, без этого не обойтись, без этого вера – не вера.
Во-вторых, настоящая вера в реальной жизни всегда сопровождается риском. Она потому и сложна, потому мы ею и не занимаемся, что ты либо теряешь, либо почти теряешь дорогое для тебя. Так было с потерей сына Авраамом, с угрозой жизни Раав за предательство, с Голгофским подвигом у Иисуса. Современный же христианин живет со своими знаниями, ничем не рискуя из за своих отношений с Богом.
И в-третьих, вера в жизни – сугубо личный опыт, мы не только не поняли бы, но и посадили бы Авраама в сумасшедший дом или тюрьму, если бы наблюдали за историей со стороны. Только 1-2 самых близких человека, возможно, поймут тебя, когда голос Божий предложит тебе проявить веру. А в условиях повального слежения за чужой жизнью нашей субкультуры выстоять и проявить Личную веру вообще будет великим подвигом.
Практика: Когда я в последний раз откликнулся верой на просьбу Божью? Сколько раз такое происходило в моей жизни? Было ли это вообще хоть раз? Чем я рисковал? Как к этому отнеслись другие христиане?
Вывод.
Итак, чтобы наша вера была угодной Богу, нам нужно:
— позволить Богу разрушить наше равнодушие к окружающим;
— перейти от знаний к настоящим отношениям с Богом;
— проявлять ее в реальных, не описанных в Библии, ситуациях.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10