СШ 4/15 Разрушение Иерусалима
10 урок «Разрушение Иерусалима»
Мы посмотрим на то, как Библия описывает последнего царя Иудеи, его стремление к Богу и причину, которая привела его к краху. И извлечем уроки для своей жизни.
Методика проведения:
Книга Иеремии сложна уже сама по себе — тем, что ситуация, описанная в ней, отстоит от нас на 2,5 тысячи лет. У нас нет царей, в кладовке не лежат хомуты с лошадей, и мы за жизнь даже не встречали ни одного человека с именем из этой книги. Поэтому самое умное, что должен сделать учитель, который хочет представить эту книгу современным людям — это построить мост между тем временем и временем нашим, чтобы слушатели почувствовали, что Библия говорит к ним, о их жизни и проблемах. Нужно найти те вещи, которые универсальны и для Иеремии и окружавших его людей, и одновременно для нас. Единственный предложенный автором мост – из вопросов для размышления, да и он немного странен – там нас называют современниками Елены Уайт, что несколько не соответствует действительности, ведь нас с ней разделяет уже почти два столетия. Да и вся история разрушения Иерусалима (наша общая тема) вообще не подходит для этой цели, она слишком далека от нашей реальной жизни и никого не заинтересует. (К тому же вряд ли кто осмелится сравнить разрушение организации народа Божьего Ветхого Завета с тем, с чем бы ее было бы правильно сравнить сегодня). Следовательно, нам нужно уходить в личные проблемы христиан. Так мы и поступим.
Сегодня мы берем только 2 главы из Иеремии – 37-ю и 38-ю. Преподавателю желательно прочесть их целиком, чтобы увидеть ситуацию, которую мы будем обсуждать из наших маленьких отрывков, полностью. Остальные отрывки урока либо уже повторялись не раз, либо не несут в себе никакой нагрузки, кроме сообщения о том, что Иерусалим был захвачен царем Вавилонским. Мы постараемся сосредоточиться только на одном персонаже – последнем иудейском царе, и увидеть в его характере и действиях то, что заинтересовало бы любого нашего слушателя. В повествовании есть несколько конфликтов, которые будет интересно рассмотреть с точки зрения нашей совести, духовной жизни и послушания Богу или людям.
План урока:
Главный вопрос: Кто на самом деле управляет сегодня вашей жизнью? Что нужно сделать, чтобы, несмотря на все страхи, слушаться Бога?
Ломка льда: Когда в последний раз вы хотели сделать что-то хорошее, но передумали? Что это было и почему у вас не получилось?
1. Хорошее желание послушаться Бога. Текст Иеремия 37:16-17 (с. 778 ВЗ)
В этом тексте герой нашего урока проявляется с несколько неожиданной стороны. Обычно мы не привыкли хвалить Седекию или симпатизировать ему, но некоторые Библейские тексты позволяют увидеть картину по-другому. Оказывается, царь относился к пророку и к Божьим словам с большим интересом и уважением. В прочитанном нами отрывке мы видим, как человек вызволяет Иеремию из многодневного нахождения в темнице – для того, чтобы узнать у него Слово от Бога (17). Точно то же самое произойдет в 38:14-15 – похоже, царь слушал пророка неоднократно. А в самом начале нашей главы, в 3 тексте, царь просит Иеремию молиться о нем и о происходящем вокруг. Хотя в первых текстах упоминается, что царь не слушал слов Господа, но это означает, что он не послушался, то есть не выполнил их — о причине этого и говорит наш сегодняшний урок. А слушать и стремиться узнать волю Божью, царь очень хотел. В каком-то смысле эта история очень напоминает историю Ирода из Нового Завета. Ирод любил слушать Иоанна Крестителя, часто вызывал его к себе, но были обстоятельства, из-за которых он не мог освободить пророка из тюрьмы, и из-за которых однажды он расстанется с ним – и заодно, со своим спасением. О них мы поговорим, прочитав второй текст.
Если говорить о нас и наших проблемах, то главный принцип первого текста, заключается в том, что и у самого хорошего, и у самого плохого человека есть хорошие намерения. Отрицательнейшие персонажи Писания оказываются людьми, внимательными к Слову Божьему и уважительными к вести от Бога. Нельзя ставить крест ни на ком, возможно, Слово Божье однажды прорастет. И с другой стороны, нужно понять, что намерений недостаточно – в этом урок из текста для нас. При хорошем проповеднике, нормальных книгах и любви к Библии мы получаем за день по десятку намерений сделать что-то полезное, изменить свою жизнь, наладить с кем-то отношения и взять за что-то ответственность. Мы это чувствуем, и этим состоянием слышания Бога где-то внутри удовлетворены. Но выйдя из состояния слышания, и встретившись с реальной жизнью, все эти намерения рассеиваются в пыль — когда мы встречаемся с персоной, что должны простить; пониманием того, что ответственности тебе и так хватает; или тем, что будет описано в сл. тексте. В этом есть проблема — сегодня христианин часто слышит Бога, но он не исполняет Его волю.
Практика: Чувствую ли я побуждения от Бога к хорошему? Когда я в последний раз сделал, о чем просил Бог? Что это было? Когда я в последний раз отказал совести? Что это было? Как мне изменить ситуацию и доводить намерения до воплощения?
2. Страх, который не дает жить по совести. Текст Иеремия 38:4-6 (с. 779 ВЗ)
Следующий текст — центральный в нашем уроке. Здесь показана главная причина того, что жизнь большинства людей в мире так и не становится жизнью послушания Богу. Отрывок говорит о том, что мешало царю послушаться. И это была не лень и не нега. Он боялся. Зная, что ему угрожает смертельная опасность, описанная Богом, он понимал, что рядом с ним люди, которые просто-напросто не позволят ему выйти за крепостную стену и сдаться, как бы надо сделать. Иеремия уже выходил – и после этого много дней отсидел как предатель в тюрьме и яме по уши в грязи. Царь прямо говорит: в 5 тексте: «я ничего не могу сделать вопреки вам». Оказывается, даже цари с их абсолютной властью могут оказаться наполненными страхом, и не могут сделать то, что хотят. Примеры тому — Дарий, бросивший Даниила в ров, Пилат, отдавший Иисуса на смерть, и упомянутый выше Ирод с Крестителем в подвале.
Может быть, эта проблема покажется нам надуманной, но на самом деле за большинством наших действий стоит именно страх, нашу жизнь двигает не любовь к Богу, не желание Его послушаться и не трезвые решения. К сожалению, нас заставляют шевелиться неявные, иррациональные животные инстинкты, вызванные опасениями. Мы не ведем себя так, как мы хотим или как считаем правильным. Нам нужно угодить имеющим над нами власть, тем людям, которые могут причинить нам боль. Я буду работать за двоих, сверхурочно и платить лишние взносы — потому что иначе я первый кандидат на вылет с работы. Я никогда не скажу правду близкому, потому что он поссорится со мной. В большинстве обществ (в том числе и в церкви) я должен быть похожим на всех, иначе меня изгонят. У каждого есть люди, без оглядки на которых мы не можем сделать и шага. И «умные» люди пользуются этими страхами, манипулируя нами. Кстати, даже Бог порой использует кризисы, чтобы мы пришли к Нему из страха умереть, заболеть или оказаться ни с чем. Это эффективно, потому что мы боимся. (Здесь нужно отметить, что Он не создает страхи, Он их использует для хорошего).
Но мы говорим здесь не о Боге. Мы говорим о том, что нужно признать: нами руководит не желание подчиниться Богу. Нами руководят страхи и опасения. Явные или те, которые мы не осознаем, но тем не менее, применяем.
Практика: Какой последний поступок вы сделали из опасения или страха? Что это было? Кого из вашего окружения вы боитесь? Почему? Легко ли это признать? Каков шанс у Бога выиграть в этой битве авторитетов, между Ним и реальными угрозами?
3. Другие люди, ставшие заложниками наших страхов. Текст Иер 38:21-28 (с. 780 ВЗ)
В последнем отрывке поднята еще одна важная тема, касающаяся нашего окружения: всех людей, с кем мы соприкасаемся. Они тоже живут в тени наших страхов и страдают из-за них. В перечисленных текстах упоминаются дети и жены царя (23), которые могли бы остаться в живых, если бы человек не боялся. И более того, сам наш пророк (считающийся в церкви безгрешным) вынужден врать по приказу царя (27) — из-за опасений Седекии, да и из-за собственных страхов, чтобы избежать наказания. Получается, что от ужаса страдаю не только я сам, окружающие тоже обречены, если я боюсь. Я либо передам им мой страх (как царь передал его по эстафете Иеремии в т. 24), либо я сделаю их жертвами моей безопасности (это и дети царя в 39:6, а в прошлой главе царь так же предал пророка 38:5).
К сожалению, любой из нас был жертвой предательств и оговоров — причиной этого был чей-то страх. (Вспомните предательство Петра — оно именно из этой оперы). И мы, со своей стороны, тоже держим заложниками наших друзей и родных. От случая, когда, напуганный на работе, где я не могу сказать и слова поперек вышестоящим агрессорам, я срываюсь дома на невинных, до того, когда я заставляю детей поступать куда я хочу, жениться на ком я хочу, потому что иного исхода событий я просто боюсь. Ну а общая сегодняшняя истерия вокруг только добавляет мне страха.
В заключение следует остановиться на позитиве, хотя отрывки не дают нам возможность достать этот позитив из Библейских текстов: царь так и не освободился от страха, его ослепили, родственников уничтожили, пророк тут тоже не пример — он обычный человек, как все мы. В общем-то весть этого грустного отрывка в том, что человек не может победить свои ужасы. Он парализован ими до конца. Только Бог может вмешаться и спасти нас из этой ситуации, только чудо может изменить жизнь человека и сделать его послушным Богу, а не людям-манипуляторам, которые со всех сторон хотят контролировать человека. И суть урока в том, чтобы мы попросили Бога «отпустить измученных на свободу» из рабства, в котором они находятся.
Практика: Был ли я кем-то предан из-за страха? Как я себя чувствовал? Есть ли люди, которыми я хочу управлять, потому что чего-то боюсь? Как прекратить поступки из боязни? Я сегодня свободен или мне нужно освобождение в этой сфере?
Вывод.
Итак, для того, чтобы жить свободной искренней жизнью, нам нужно:
— обнаружить, что хорошие намерения послушаться Бога — еще не все, их надо воплощать;
— признать, что и я, и окружающие страдают от того, что я живу из боязни;
— главное — просить Бога об освобождении.
http://eugenegerasimov.blogspot.com
Здравствуйте,
Меня очень тронуло ваше видение этого урока. Однако мой вопрос не о нем, а об одной фразе, которую вы написали в скобках: вряд ли кто осмелится сравнить разрушение организации народа Божьего Ветхого Завета с тем, с чем бы ее было бы правильно сравнить сегодня.
Я живу в Бельгии, и провожу уроки СШ по просьбе русскоговорящей группы, меня не ставили на это служение сверху, и думаю, что я не разделяю общей позиции местной церкви по многим вопросам. Хотя бы потому, что здесь не признается роль Духа пророчества.
Однако во всех уроках этого квартала я напоминаю, что мы, как и пророк Иеремия, живем в последнее время перед разрушением Иерусалима, под которым я понимаю нашу организацию. И как Царю Седекии были выколоты глаза по переселению в Вавилон, так и у нашего руководства отнимется духовное зрение, и это будет очень скоро (если не уже).
Не могли бы Вы мне в личном письме или на вашем блоге подробнее выстроить основание вашей фразы в скобках? Правильно ли я понял вас?
Здравствуйте. Сложно разложить эту фразу по полочкам из-за соображений безопасности 🙂
Ну а если честно, наше современное отношение к себе очень похоже на то, что церковь Ветхого Завета говорила о себе: «У нас Храм Господень, у нас ковчег Господень, у нас истина — нас не отвергнут».
Откуда мы это взяли — непонятно, но складывается впечатление, что Богу некуда деваться, кроме как работать только с нами. Даже если мы делаем свои дела без Него. Мы забыли слова Иисуса, что Он и из камней может сделать Себе сыновей, Он ни к кому не привязан так, как мы себя убеждаем.
И Бог ни в коем случае не зависит от нас. Глупо считать, что Он все откладывает Свое возвращение на землю из-за того, что мы что-то там не приняли, не сказали и не сделали.