СШ 4/15 Обличение и возмездие

СШ 4/15 Обличение и возмездие

 

4 урок «Обличение и возмездие»

На сегодняшнем уроке СШ мы разберем отрывки Иеремии, где подчеркиваются три характерные ошибки верующих, основательно портящие их отношения с Богом.

Методика проведения:

Трудность урока, с которой в первую очередь встретятся преподаватели СШ, заключается в том, что в нем отсутствует внятная тема, которая бы ясно прослеживалась во взятых Библейских текстах. Ведь абсолютно все высказывания нашего автора можно назвать «обличениями», и почти 99% ответов на пророчества от царей и народа можно назвать отказом слушать. (В уроке реакцию людей почему-то называют отмщением, это уводит мысли еще дальше от центра, ведь месть в нашем понимании – это какое-то дело в ответ на действие, а Иеремии мстить было не за что, он ничего ни людям, ни царям не делал).

Конечно, если бы вы сами вели свой класс субботней школы от самого начала до самого конца квартала, мы бы рекомендовали вам разделить 52 главы Иеремии на 13 суббот, и пройти по тексту всю книгу. Другой способ изучения Библии, при котором сохранится Библейский смысл – взять и читать Иеремию со слушателями подряд, каждый урок столько, сколько получается разобрать. Пусть за квартал было бы пройдено пять или семь глав, но можно было бы быть уверенными, что вы изучали именно мысли Библейского автора. Именно так мы делали на пасторском классе, просто читая Евангелие, когда пособие отличалось особенной нелюбовью к слушателям, и особенно слушателям новым.

Если деться некуда, то, чтобы принести пользу от Библии слушателям нашего урока, тему придется формировать самим. Для этого обычно нужно прочитать все тексты, встречающиеся в пособии, и увидеть в них что-нибудь общее. Мы обнаружили три отрывка, которые лежат примерно в одной плоскости – в 17, 14 и 12 главах говорится о том, в чем могут заблуждаться верующие (надежные люди, своя избранность, плохие окружающие). Мы можем взять эти отрывки, извлечь из них главный принцип, и провести мост применения от текста к нашим классам. Тогда урок выполнит свое предназначение: это будет Библейский принцип, говорящий к людям.

План урока:

Главный вопрос: Какой самообман Иеремия упоминает в своей книге? Что из этих трех пунктов чаще всего замечаете в своей жизни вы?

Ломка льда: Сколько друзей, на ваш взгляд, должно быть у человека? Сколько – слишком много, и сколько – сл. мало? Почему? Вопросы помогут войти в 1й пункт.

1. Ожидание помощи не от Бога, а от людей. Текст Иеремия 17:5-10 (с. 754 ВЗ)

Отрывок, прочитанный нами, ясно демонстрирует первую ошибку, которая случается с нами. Здесь говорится о том, что отношения с Богом гораздо выше, прочнее и качественнее любой связи, которая может существовать на планете. Это вполне естественно, ведь лишь один из миллиона может проявить настоящую любовь (нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей) к другому. Даже если мы что-то и обещаем в порыве верности или любви, добрые намерения вскоре улетучиваются. Урия лишается и Вирсавии, и царя, и воинов, с которыми он воевал когда-то плечом к плечу. Павел остается в тюрьме один одинешенек: «все оставили меня». Ну а Иисус в Гефсимании не находит вообще ни одного сочувствующего Ему.
Если мы говорим о тексте, то возможно (сложно читать Библию урывками из разных лет), что здесь упоминается обычная надежда Израильтян во время кризиса на защитников в лице Египта или других государств, или надежда народа на то, что царь найдет выход из ужасно усложнившейся ситуации.

Что бы конкретно здесь ни описывалось – принцип заключается в том, что мы чрезмерно надеемся на людей. Это видно, когда мы говорим: «да чтобы я кому еще помог!», «я столько для них сделал!», «я думал, люди в церкви хорошие!». Все эти высказывания – свидетельство о том, что мы на что-то надеялись. Похоже, что мы должны стать более адекватными и принять библейскую картину о всеобщей греховности и том, что любой человек слаб. Тогда мы будем выстраивать отношения с другими не для того, чтобы получить блага/ помощь / заступничество в нужный нам момент (а точнее, не получить, и разочароваться). Тогда мы будем все это (помощь) ждать от Бога, а человек займет свое, Библейское положение в нашей жизни – мы будем наслаждаться общением с ним, узнавать его и служить ему. Он – не для того, чтобы стать нашей опорой. Он для того, чтобы быть слабым грешником рядом с нами, с такими же слабыми грешниками. Всем нам уже давно пора учиться принимать Божье представление о мире и роли людей в нем — счастливую жизнь Бог обещает только научившимся получать энергию от него (8), а не от других. Более того, на какое-то время они могут заслонить собой Бога и стать богами вместо Него 5.

Практика: Я страдаю от завышенных ожиданий к людям? Когда я в последний раз обижался на них? Кто это был? Почему он не выполнил моих требований? Могу ли я просто простить его и не ждать требуемого? Когда я в последний раз подвел кого-то? Как мне научиться не использовать людей для помощи, а служить им?

2. Надежда на свою избранность, а не на Бога. Текст Иеремия 14:7-12 (с. 751 ВЗ)

Следующий текст характерен больше лишь для верующих самых разных христианских сообществ – от израильтян времен Иеремии до нас. Хотя этот текст можно прочитать как попытку покаяния, в дальнейшей главе видим достаточно жесткий отказ такому подходу со стороны Бога. В т. 11 Он говорит пророку не молиться о них, а в 15:1 отношение Бога еще более усугубляется, Он не примет их даже с заступничеством Моисея и Самуила.

Разбирая ситуацию по порядку, мы видим принцип, характерный для христиан всех веков. Мы никогда не примем к сердцу слова Иисуса: «Бог может из камней сделать детей Аврааму». Мы то считаем по-другому! И поэтому Бог должен вмешаться в нашу ситуацию, помочь, простить, благословить и тп. потому что мы избранные им. В тексте не говорится, что нам нужно помочь потому, что мы изменились, ненавидим грех или просим очистить нас от него. Обратите внимание: помоги нам, потому что ты не должен быть нам чужим (8), мы названы твоим именем (9), у нас с Тобой есть общее (7). Это тот самый психологический феномен «С нами Бог», который заставлял верующих вытаскивать ковчег, идти на приступ городов, ругаться с окружающими народами, напрасно считая, что Иерусалим никогда не будет разрушен. Избранность делает верующего неадекватным: он потерял отношения с Богом, но считает, что он остается человеком Божьим. Кстати, в одном из исследований было подмечено, что именно так ведут себя люди, когда-то находившиеся в адвентисткой церкви. Но вопрос не в них, а в нас. К сожалению, осознание избранности приносит успокоение, гордость, а затем – ухудшение качеств верующего человека.

Похоже, что внутри любого верующего из многочисленных «церквей остатка» крепко накрепко сидит убеждение о том, что он – незаменим. Бог не обойдется без него и без его загибающейся общинки в этом городе: мы придумали, что от нас зависит Его пришествие на землю, что какими бы ужасными мы ни были, но истину о Боге знаем только мы одни на всем свете. И это – хороший тормоз для нашего движения вперед. Нам просто незачем развиваться: избранность говорит о том, что ты и так на вершине

Практика: Когда в последний раз я думал о себе, как о лучшем из всех конфессий на земле? Действительно ли я верю так или это мне внушили? Я верю, что моя церковь лучше всех знает Бога? Почему? Избранность толкает меня на служение или наоборот, успокаивает? Она делает меня лучше или хуже? Что тут можно сделать?

3. Пренебрежение своим состоянием на чужом фоне. Текст Иер. 12:1-6 (с. 748 ВЗ)

Третий отрывок интересен тем, что его, похоже, произносит Иеремия, либо это он делает от имени кого-то еще. Но суть желания очень откровенна: он ждет, чтобы «плохие», в данном случае это люди нечестивые (злые) и вероломные (предатели) из текста 8, и религиозные лицемеры из текста 9 были осуждены и уничтожены. Это желание, несомненно, возникает у религиозных людей, и именно вера толкает тебя на очень трепетное различение справедливости и несправедливости и зовет к уничтожению «злодеев». Похожее бурление чувств вы найдете и в стихах Давида, и в желаниях учеников Иисуса, вернувшихся из селения с пустыми руками. И нужно сказать, хорошо, когда человек имеет смелость высказать Богу честно такое желание, особенно с оговоркой из 3 текста – об испытании сердца. Но мы сегодня говорим о третьем принципе, в котором верующие обманываются – и здесь он выписан очень ярко. Верующий имеет совершенно другие, нежели у Бога, мысли по поводу людей, ошибающихся вокруг него. Бог не собирается никого уничтожать или убивать. До суда Он собирается спасать и верующих (т. 14) и неверующих (15), Он видит трудности людей (13) и тех, кто виновны в изменении их поведения, то есть, причины (10). В этом разница между Богом и нами.

Мы же, столкнувшись с проявлением несправедливости, готовы рассылать смертельные проклятия направо и налево. Если бы у нас была возможность уничтожать за грехи, то очень многие вокруг, если не все, полегли бы от наших судов. Бог хочет показать, что гипертрофировать зло окружающих — это обман самого себя. Текст 5 косвенно указывает на то, что человек жаждет отмщения в тех условиях, которые еще не были по-настоящему серьезными для него самого. Суть принципа в том, что не нужно сосредотачиваться на других, собирать информацию про нечестивых и жаждать их крови, даже несколько обижаясь на медлительность Бога (1). Не такие уж хорошие мы сами, чтобы можно было поставить нас по одну, а нечестивых – по другую сторону. Для Бога мы все – на одной, погибающей стороне.

Практика: Когда в последний раз я хотел, чтобы Бог уничтожил всех злых людей? Когда я в последний раз осознавал, что я сам на стороне злых? Рассматривание ошибок другого делает меня лучше или хуже? Я злюсь или очищаю свое сердце?

Вывод.

Итак, чтобы не обмануться на христианском пути, нам необходимо:
— понять, что источник помощи – всегда Бог, люди даны, чтобы искренне служить им;
— отказаться от той гордости и самоуверенности, которую дает нам «избранность»;
— вместо ненависти ко грехам других людей (и самим людям) обратить внимание на себя.

http://eugenegerasimov.blogspot.com

Похожие записи
Комментарии