СШ 3/15 «Есфирь и Мардохей»
6 урок «Есфирь и Мардохей»
Из истории, описанной в книге Есфирь, мы выведем три урока, которые помогут оценить наше желание вести других к Богу. Хотя книга Есфирь далека от рассказов о миссионерах, тем не менее по ее героям видно, как они оказывают влияние.
Методика проведения:
Книга Есфирь – очень сложный и неоднозначный текст, который каждый любит «тянуть» к своей излюбленной теме, от рукоположения женщин до указа о воскресном дне. С древних времен в нашей субкультуре любят делать героем веры непослушную Астинь, которая к вере и воздержанию от алкоголя вообще никакого отношения не имела. Она так же упивалась алкоголем, только на женском дворе. Мы, конечно, вызовем чувство горечи и обиды у слушательниц на сыновей и мужей – алкоголиков, подняв эту тему, но правильно ли это и полезно ли нашего урока? Зачем мы упоминаем о ней в пособии про миссионерство? Чтобы занять чужое время? Имеем ли мы на это право?
Праведницей делают и Есфирь, которая участвовала в таком кастинге на роль царицы, который не делает чести никому, кто был в это ввязан. Странно, что мы обходим очевидное, не замечая тех вещей, которые Библия упоминает неспроста. Вся история книги построена на взаимных манипуляциях людьми: кого-то в царском дворце покупают пирами (Есфирь к царю), кого-то запугиванием (Мардохей к Есфири), кто-то не любит, что ему не кланяются (Аман к Мардохею), кто-то, чтобы к нему подходили без приглашения (царь к Есфири). Книга описывает всю эту безумную игру престолов, манипуляций и законов, и то, как у Бога из всего этого удается сделать что-то полезное. Мы же пытаемся слепить героев из тех, кто героями не является. (Так уже было с Ионой). Они – не герои, а простые люди, которых Бог спасает, вмешиваясь в их запутанную, запущенную жизнь.
Поэтому, погрузившись в книгу, которая о миссионерстве вообще не говорит никак (скорее она говорит об убийстве евреями семей врагов), мы многократно усложняем нашу задачу. Но все же, потрудившись, мы можем извлечь три принципа, которые прямо или косвенно говорят о влиянии верующих на неверующих.
План урока:
Главный вопрос: Какое мнение о Боге складывается у людей при встрече с нами, Его нынешними учениками? Что можно сделать, чтобы представлять Бога людям лучше?
Ломка льда: Какое мнение у вас сложилось об исповедующих ислам (буддизм, католицизм)? Откуда оно? Из новостей? От людей, с которыми вы встречались?
1. Оценка верующих по одному человеку. Текст Есфирь 3:1-6 (с. 531 ВЗ)
В прочитанном нами отрывке мы находим интересное представление, которое складывается, в принципе, у любого постороннего человека о христианах. Мы видим, что герой истории, в данном случае, это Аман, встречает верующего. Он ему, по определенной причине, не нравится, и самое интересное для нас происходит потом. Он планирует отомстить не только Мардохею. В 6 тексте видно, что он считает весь Божий народ точно таким же, как встретившийся ему человек. Это подтвердится и позже, в 5:8 – царю он говорит обо всех верующих как виноватых. Несмотря на то, что в Амане говорила неадекватная гордость, принцип оценки всех верующих (и иногда даже Бога) по встретившемся одному-двум христианам широко распространен. Мы и сами складываем мнение о всех свидетелях Иеговы по спору с парой из них, о цыганах – по выманившей у нас деньги гадалке, и о сантехниках – по прошедшемуся в сапогах по нашему ковру. Наш мозг облегчает себе жизнь, классифицируя людей по группам, хотя этого делать категорически нельзя. Потому что и из Назарета приходит доброе, из Галилеи бывает пророк, и последние становятся первыми. И судить нужно не по частному случаю, лучше вообще не судить, обязательно ошибемся. Но это – урок про наши мысли об окружающих.
В отношении же нашей темы – влияния – мы видим, что обо всех нас, христианах, впечатление складывают по встрече с одним. Это неправильно, но этого не избежать. Поэтому мы должны осознавать эту ситуацию и привыкнуть к некоторой «публичности». Это именно то, когда Иисус назвал церковь «городом на вершине горы», а нас – «свечой, видной всем». Самое худшее, как применить это осознание – устроить тотальную слежку «за нашими», чтобы они «не портили нам репутацию». Иисус не призывал нас следить за другими, Он хотел наших личных перемен. Поэтому самое лучшее – определить для себя, какую картину складываю собой я? Фанатика? Отказывающегося от еды /питья /праздников? Помешанного на своем здоровье? Или человека доброго / прощающего / бесконфликтного / усердного и открытого ко всем? Взгляд на себя со стороны очень помогает и для личного духовного роста – и для нашей цели – оказания правильного влияния. К сожалению, в этом мы бываем ослеплены, и здравую картину о нас видно только со стороны.
Практика: Складываю ли я меня мнение о семье / церкви / группе по одному человеку? Кто у меня в «хороших» и кто в «плохих»? Как избавиться от предпосылок и не судить? Что думают о моем христианстве люди? Могу ли я спросить об этом кого-то из верующих или неверующих друзей на этой неделе?
2. Понимание предназначения. Текст Есфирь 4:10-14 (с. 533 ВЗ)
Следующий отрывок интересен нам, в основном, не своеобразной мотивацией, которой Мардохей заставляет свою двоюродную сестру раскрыться. Мы прочитали текст для последней фразы, в которой содержится наш второй принцип. Как плохие условия (рабство и прочее, о которых мы говорили в уроке про Даниила) воспринимаются нами делом дьявола в нашей жизни, так и хорошие условия жизни (в данном случае победа и женитьба с царем) могут казаться везением и просто Божьим благословением. Библейский же подход к нашей бытовой жизни раскрывает другое. Любое окружение, в котором мы оказались – самое замечательное и благотворное – не только повод расслабиться и жить припеваючи, но повод задуматься о Божьем водительстве. Похоже, у Бога есть предназначение, миссия, ради которого Он помещает нас куда-то. В этом случае девушка оказалась в дворце не только потому, что ей повезло в плане семейного счастья, достатка, покупки новых туфелек и нарядов. Она теперь могла повлиять на спасение людей.
Основная трудность исполнения этого принципа заключается в том, что редко кто из христиан чувствует водительство Божье, направленное на других. Да, о себе мы иногда рассказываем, что Бог помог куда-то не опоздать, сохранил от змеи на дороге или трамвая на перекрестке. Но понимать себя как слугу Божьего, Его инструмент – это слишком. У нас есть своя полноценная жизнь, и отдать ее на то, чтобы Бог направлял нас то к одному, то к другому, мы не готовы. За этим стоит непокорность в том, чтобы признать Иисуса своим хозяином, или господином / Господом, если говорить в терминах имен Божьих. Мы предпочитаем автономность, сотрудничество с Ним в мелочах (часть денежек на Его дела, часть времени на Его церковь, еще что-то небольшое), а не полное подчинение. В то время как все истории, что мы читали о миссионерстве, подчеркивают, что Божьи люди – это те, кого Бог может в любой момент направить к тому, к кому Он считает нужным; они живут с осознанием провидения Божьего. С привычкой слышать Бога в ежедневной жизни, и с готовностью потратить жизнь не только на себя и свою семью.
Практика: Когда я попадаю в хорошие условия, о чем я думаю? Счастлив ли я от того, что я должен отдать Богу всю жизнь? Почему мне этого совсем не хочется делать? Когда я в последний раз слышал Божье повеление что-то сделать не для себя? Как развить слышание мною Божьего голоса лучше?
3. Ощущение неспособности. Текст Есфирь 4:15-16 (с. 533 ВЗ)
Последний текст очень многое говорит о нашей героине, Есфири, как о слабом человеке, не предназначенном для жестких заявлений или мужественных решений. Это не юноши в печи, не ветхозаветный пророк Илия и даже не ее предшественница, отказавшаяся слушать царя. В ней нет героизма и мужества, расхваливаемых в пособии. Она – слабая женщина, признающая свое бессилие пойти, и отсутствие внутри нужных качеств, которые помогли бы ей заступиться перед царем за народ. И именно это бессилие делает ее самым лучшим Божьим помощником – в тексте она делает шаг веры, и обращается к Тому, кто может помочь. Поместив в дворец слабого человека, Бог показал, что вся слава принадлежит Ему, Спаситель народа здесь именно Он, а не герои. Мы, почему-то, не замечаем этой вести Библии.
Хвалить Есфирь нужно не за смелость и крутость – в «красивой станом и пригожей лицом девице» (2:7) этого не было, она сама это признает. Хвалить ее нужно за то, что она не смирилась с тем, что у нее нет нужных качеств, как мы обычно и делаем. Она знает, чего ей не хватает – и просит об этом: поститесь и молитесь всем народом «ради меня» (4:16). Я же знаю, чего мне не хватает – и говорю: «о, я не могу/ не умею /нет побуждения». Она знает, где взять недостающее. Я же не верю в то, что Бог умеет делать чудеса и добавлять человеку то, чего у него нет. Поэтому я не умею выступать – и пробовать не буду, я устал – и не пошевелюсь, пока не отдохну как следует, у меня нет лишнего времени – и я не буду его тратить не на себя. Бог как Восполнитель недостающего мне не знаком, Он был другом Есфири, а не моим.
Кстати, признание бессилия как нигде помогает в миссионерстве, и нам пора бы признать страшный кризис, который мы переживаем в этой сфере. Вместо утешения себя силой надуманной статистики, лучше бы нам обратиться к Богу за помощью.
Практика: Когда я в последний раз понимал, что я слаб? В чем это проявилось? Я ставлю на этом качестве крест и не использую его? Волей заставляю себя меняться? Ищу восполнения недостатка у Бога? Был ли в моей жизни хоть один случай, чтобы Он сделал то, на что я был неспособен Сам? Эти случаи сейчас продолжаются?
Вывод.
Итак, чтобы вызвать в людях симпатию к христианству, нам нужно:
— посмотреть со стороны, какую картину о Боге я создаю в их представлении;
— позволить Богу использовать нас для служения другим, согласившись на направление Им;
— осознавать свои слабости и компенсировать их Божьим вмешательством.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10