СШ 2/2015 «Женщины в служении Иисуса»
6 урок «Женщины в служении Иисуса»
Сегодня мы прочитаем три истории Евангелия от Луки, в которых Иисус хвалит женщин за какое-то уникальное дело. И попробуем стать похожими на них.
Методика проведения:
Выбор темы сегодняшнего урока достаточно странный, автор обосновывает его тем, что «в некоторых современных культурах женщин считают ничего не стоящими». А что произойдет, если в твоей культуре или твоей общине нет этой проблемы, или, еще хуже, ты не готов ее решать? Тогда поднятие этого вопроса может наметить эту сложность, или стать оскорблением для большей части аудитории. Выбрав присутствующих людей объектом для обсуждения, ты обязательно затронешь их чувства. Ни с того ни с сего при «изучении» Евангелия от Луки мы вдруг выделяем одно из категорий людей, и начинаем обсуждать, что Иисус считал их нормальными людьми. Какие чувства это вызовет у принадлежащих к этой категории? Ровно те же, что возникнут у африканцев, когда мы станем разбирать тему «негры – тоже люди». Это, извините, ясно каждому нормальному человеку, и даже поднятие этого вопроса – несколько неадекватно. В Луке Иисус точно так же на равных относится к язычникам, к захватчикам, к беднякам и к десятку других категорий, с чего это мы взялись за изучение равенства именно женщин?
Если мы хотим поднять вопрос равенства и притеснений, то давайте поставим все категории, и не умолчим, где сегодня женщины притесняются в современных церквях – от того, что в некоторых наших общинах им запрещают произносить слова благословения, до того, что у нас не признают избрание женщин на некоторые должности. Сказав в этом серьезном вопросе «А», нельзя не сказать: «Б». Мы же просто хотим разбередить чувства части аудитории, и мягко уйти от последствий. Так не бывает.
Другой вопрос, который всегда возникает при избрании части аудитории как объекта обсуждения, кроме затрагивания их чувств, это исключение интереса остальных. В данном случае, мужчин. Поэтому если вашей общине нужен урок о притеснении женщин в нашей церкви, проведите его, но честно. Если нет – воспользуйтесь этим планом.
План урока:
Главный вопрос: За что Иисус хвалит христиан в прочитанных нами отрывках Евангелия Луки? Какие качества этих людей нужны лично нам?
Ломка льда: Когда вас в последний раз хвалили? Кто это был? Что особенного вы сделали, что к вам так отнеслись? Эти вопросы введут в тему, за что хвалит Иисус.
1. Выбрать вечное вместо суеты. Текст Лука 10:38-42 (с. 78 НЗ)
Первый отрывок Евангелия всегда несколько странно комментируется, «мудрые» проповедники пытаются похвалить обоих персонажей отрывка. Иисус же, как ни странно, хвалит только одного. (Во всех трех наших историях мы найдем подобное противопоставление). Им выбрана для одобрения Мария, которая в нашей паре «выбрала хорошую часть, которая не отнимется у нее», то есть будет с ней навечно. Почему же все (в том числе и мы) любим нахваливать Марфу? Потому, что она – человек, твердо стоящий на ногах и занятый важным для всех делом. Главная в семье, судя по ее инициативам во всех отрывках об этом доме, здесь она погружена в решение вопроса кормления Иисуса и его путников (это не менее 13+ человек). Нам она нравится, в отличие от сестры, как раз за ее понимание законов жизни. Кто-то же должен всех кормить! Кто-то же должен нам деньги зарабатывать! Кто-то же должен помогать на кухне, а не сидеть блаженно на проповеди! (По большому счету, мы же не верим в эти сказки про то, что Иисус Сам может накормить тысячи людей – только такие как Мария могут в это поверить). Мария нам не нравится за ее отстраненность от жизни, какое-то пребывание «не от мира сего». За то, что она в церкви, когда всем нам надо чистить/сажать/выкапывать картошку.
Здесь противопоставляются два принципа: суета Марфы (41) и стремление к вечному у Марии (42). Современный христианин погружен в суету похлеще Марфы, и всегда оправдывает это бесцельное сжигание своей жизни замечательными причинами: хорошим мотивом. Никто не говорит – я просто живу как все, дела не дают мне задуматься над жизнью, суета управляет мной, я не властен над своей жизнью даже чтобы сесть у ног Иисуса и задуматься. Нет, у всех нас хорошие мотивы: я же вам пользы хочу, я забочусь не о себе, чтобы было не хуже, чем у других, где бы вы были, если бы не я, и т.п. За этими объяснениями стоит обычное сребролюбие, гордость или желание выделиться/получить похвалу, но объясняем мы это красиво. И в конце концов близость Иисусу получают только немногие, вырвавшиеся из суеты. А миллионы Марф так и гремят где-то тарелками, вдалеке от Иисуса, ругающие и Его, и немногих посвятивших свою жизнь Богу христиан. Их принцип – самим заботиться о своей жизни. Принцип Марий – проводить время не в суете, а со Спасителем.
Практика: В этой истории я Мария или Марфа? На месте кого из них я чувствовал бы себя комфортнее? Я управляю своей жизнью, или обстоятельства управляют мной? Когда в последний раз я оправдывал свою «суету»? Когда последний раз вместо земного я выбрал вечное? Что это было? Где на неделе я могу побыть у ног Иисуса?
2. Выбрать Иисуса вопреки общепринятому. Текст Лука 8:43-48 (с. 74 НЗ)
Вторая история интересна необычным принципом, который характерен для Евангелия, но не для нас (его же мы встречаем в текстах о прокаженных или притче об управителе). Здесь больную женщину Иисус поощряет за «дерзновение» (48), которое и становится причиной ее похвалы. По сути, для героини, даже если она и слышала о чудесных способностях Иисуса вылечить любые болезни, путь к Нему был ей навсегда заказан. Закрыт толпой, которая создала условия, по которым женщина не имела права даже увидеть Христа издалека. Проблема возникла из-за нечистоты, вызванной этим типом болезни (ведь она сделает нечистыми всех, кого коснется), из-за агрессивности (человека, объявленного заразным, запросто могут убить – ради общего блага), из-за того, что толпа не давала никому прорваться к Иисусу (теснила Его 45), и из-за постыдности признаться в совершенном перед этой же толпой и стыдом за интимный характер болезни. Женщина должна была, сидя дома, дожидаться исхода своей жизни, потому что все обстоятельства и правила были против нее. Но она идет к Иисусу, несмотря на них. Точно за это же Иисус хвалит и сирофиникиянку, или друзей расслабленного, сломавших крышу. Препятствия на пути к Иисусу надо ломать, даже если в них превратились хорошие в целом правила.
Если говорить о применении этого сюжета к нашей христианской жизни, то общепринятые рамки — самое главное в нашей жизни. Они, а не Иисус — наши настоящие господа, управляющие нашей жизнью. На месте женщины мы бы так и остались не встретившимися со Христом, потому что правила для нас важнее, мы гораздо больше думаем об организациях, всемирности и прочих отстраненных вещах (типа какие обвинения сатана выдвигает Богу где-то на небе), чем о личной моей встрече с Иисусом. Толпа (или отдельные сильные личности) заставляют тебя жить в придуманных ими рамках, ущемляя твою свободу, а ты говоришь: «ну что я могу поделать», «нас так всегда учили», «надо выполнять то, что мне сказали», «они точно плохого не посоветуют». Это достаточно «скользкая» тема, которая где-то противостоит смирению (а точнее, лже-смирению, подчинению своей совести).
Практика: На месте героини я бы поступил как она, или подчинился правилам? Почему? Когда в последний раз обстоятельства помешали мне стать ближе к Богу? Бывают ли такие обстоятельства в моей церкви? Бывают ли у меня проявления ложного смирения, когда я слушаюсь, чтобы не думать, и не нести ответственности?
3. Выбрать любовь вместо деловых отношений. Текст Лука 7:36-50 (с. 72 НЗ)
В последнем отрывке сравниваются фарисей и женщина с сосудом. В тексте очень легко отметить то, за что Иисус хвалит героиню. Она по-настоящему проявляет чувства: жертвует драгоценное (37), плачет, целует (38), то есть, любит (47). Сложно понять, что удерживало фарисея от того, чтобы быть хоть минимально вежливым к Иисусу, мы можем только догадываться по этому отрывку в Иоанна, что фарисей был некогда прокаженным, и, возможно, выразил приглашением на обед благодарность за его исцеление. Как бы то ни было, большего, чем приглашение и какая-то еда на столе, Иисус не получил. Зачем это Ему? Никаких чувств у фарисея к Иисусу не было, а были лишь обычные отношения «ты – мне, я тебе». Ты исцелил – я пригласил на обед. Отношения подобного типа чрезвычайно распространены и среди современных христиан. Я помолился перед выходом — день прошел хорошо. Я забыл благословить пищу — и серьезно отравился. Брат не пришел в субботу в церковь — его сын не поступил в институт. К сожалению, такой идолопоклоннический подход распространен и в нашей среде, и время от времени виден в каждом. Именно в таких категориях мыслит фарисей: больше простили – больше надо сделать. Если нечего прощать — тогда и сильно напрягаться перед Иисусом не нужно, обойдется.
Героиня же делает то, что больше всего нравится Иисусу, она любит Его. И не таинственной «любовью – действием» без чувств, о которой так часто говорят в нашей церкви, по ее поведению сразу видно ее отношение именно на уровне эмоций. Это вызов для нас, ведь можно быть христианином, но ни капельки не любить Христа, думая о том, что он благословляет адвентистов за то, что они соблюдают все 10 заповедей, включая 4-ю. И при этом не испытывать никакой несостоятельности перед Ним, жалеть перед Ним не то, что драгоценное, но какую-нибудь копейку, и за всю жизнь не пролить и слезинки ради Него. Все три отрывка у нас о лучших отношениях, которые Иисус ждет: о времени с Ним, стремлении к Нему, и чувствах, которые я к Нему испытываю.
Практика: Был ли я хоть раз в жизни в состоянии героини? Когда в последний раз я думал о Боге в категориях «Ты мне, я Тебе»? За что в последний раз Он меня благословил? За что наказал? Как вызвать любовь к Нему? Хочу ли я этого?
Вывод.
Итак, чтобы Иисус одобрил наши отношения с Ним, нам нужно:
— вместо обычной жизни в суете выделять время для вечного;
— вместо послушания правилам искать личной встречи с Иисусом;
— вместо «взаимовыгодных» отношений по-настоящему любить Христа.
http://pastoreugene.com
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10