СШ 2/2015 Крещение и искушения
2 урок «Крещения и искушения»
В уроке по 3-ей и 4-й главам Евангелия Луки мы сравним искушения, через которые прошел Иисус, с выпадающими нам. Мы попытаемся обнаружить свои слабые места и призвать Божью помощь для того, чтобы не делать в этих вещах ошибок.
Методика проведения:
Судя по тому, как автор строит уроки пособии этого квартала, учителю будет нужно проходить для составления урока следующие шаги. Прежде всего – определение границ изучаемого текста. Делать это будет совсем не так легко, как кажется на первый взгляд. Никто не озаботился тем, чтобы обычные члены церкви четко знали, откуда и докуда им нужно прочитать Евангелие на этой неделе, ну и вместо него в «текстах для изучения» они встретят совсем не Евангелие. Наша рекомендация заключается в том, чтобы преподаватели заранее объявляли главы Луки на следующую неделю. Если этого не сделать – люди либо бросят читать тексты (многие уже давно сделали это с СШ из-за небрежного отношения к простому указанию текстов в пособии), либо они будут читать на неделе какое-нибудь письмо в Фессалоники или в Рим.
После определения границ текста будет нужно выбрать тему урока. Крещение и искушение – конечно же, темой не является. Это пересказ событий, причем не полный (пропущен Иоанн Креститель, который все-таки разбирается в воскресенье, и который не входит ни в первое, ни во второе). Тема должна охватывать весь урок. Поэтому в этот раз нам будет нужно либо объединить главу про Крестителя, полтора текста про крещение и полглавы про искушения под один знаменатель, либо сузить тему. Именно так мы и сделаем, безжалостно отбросив третью главу, и оставив лишь искушения. Не будет грехом, если вы выберете нечто другое, построив урок на Иоанне или даже на родословии. Только не делайте главную ошибку, желая охватить все. За всю историю выступления такое получалось у единиц, вряд ли вы относитесь к таким рассказчикам, которые способны найти общее у совершенно разных подтем. Обычно после таких уроков слушатели приходят домой обескураженными бессмысленностью услышанного.
План урока:
Главный вопрос: Какое искушение из перечисленных Лукой приходит к вам чаще всего? Что нужно сделать, чтобы победить его?
Ломка льда: Когда в последний раз вы сделали что-то, о чем потом пожалели? Почему это случилось? Что заставило вас согласиться?
1. Искушение главным в жизни. Текст Лука 4:1-4 (с. 66 НЗ)
Сразу следует отметить, что из искушений Иисуса мы берем лишь принципы зарождения зла, которые используются и по отношению к нам. Буквально ни одно из описанных искушений не имело бы силы над нами, потому что мы не умеем ни делать хлеб из камней, ни безболезненно спрыгивать с крыш, и от нашего поклона не зависит ничье спасение. Но принципы искушения, используемые к нам – те же.
Первый из этих принципов яснее всего виден в ответе Иисуса (т.4). Он говорит, что человек живет не тем, что он считает самым важным для себя на этот момент. Самое важное для человека – Господь. В случае с пустыней этот принцип выражался в том, что самым главным для Христа могло показаться то, на чем были сосредоточены все мысли голодного, — мягкий вкусно пахнущий, заставляющий сглатывать слюну хлеб. Без хлеба было невозможно дальше жить, и вся дальнейшая судьба зависела только от него. Точно так же первая женщина не представляла свое дальнейшее существование без дающего духовный прорыв плода, а Исав – без борща в кастрюльке. Дело тут, конечно, не в еде. Так же Аман считал жизненно важным для себя осадить непослушного Мардохея, а Ахав – получить виноградник.
Дело в том, что человек считает своей целью, воплощением счастья и тем, от чего зависит его удовлетворение. Иисусу показывали, что все это сосредоточено в нежной лепешке. Мы сосредотачиваемся на другом. Для нас тем, что принесет удовлетворение, кажется натяжной потолок, который я планирую поставить и наконец моя квартира преобразится. Работа, которую я получу, со всеми ее бонусами, и без начальника – самодура. Переезд в другой город, выплата кредита, знакомство с хорошим человеком. Об этом я все время думаю (иногда меняя цели), и это становится для меня воплощением настоящей «жизни с избытком». Нужно отметить, что ничего греховного ни в одном из этих желаний счастья, вроде бы, нет.
Главное же для нас, христиан однажды сделать главное открытие жизни: наше счастье ни в чем вышеперечисленном. Наше удовлетворение и смысл жизни только в Боге, оно приходит только от отношений с Ним, и больше ни от чего. Остальное — подделка, которая, к сожалению, после воплощения в жизнь не насыщает.
Практика: Чего я жду больше всего, чем постоянно заняты мои мысли? Что должно произойти, чтобы я стал счастливым? Что было моей прошлой мечтой? Изменило ли ее исполнение мою жизнь? Как разрешить Иисусу стать моим счастьем?
2. Искушение легким путем к благам. Текст Лука 4:5-8 (с. 66 ВЗ)
В отличие от первого пункта, это искушение обычно не «долгоиграющее». Оно спонтанное, и его частью является время – тебе нужно скорее принять решение, откликнувшись на возникшее давление или специальное предложение. В случае с Иисусом его суть заключена в 7 тексте. Иисусу предлагается вернуть Себе всех людей планеты без страданий, мучений и Креста. Одним простым преклонения колен или даже кивком головы. В пустыне, где Его действий вообще никто не видит. Принцип этого искушения заключается в том, что мы можем получить какие-то блага легким путем (но при этом сделав нечто запрещенное, идущее против нашей совести).
Не советуем сосредотачиваться здесь на вечном набившем оскомину «соблюдении» адвентистами субботы или наливанием им водки/накладыванием свиных котлет. Слушая наши проповеди и читая наши книги, кажется, что суть веры адвентистов сосредоточена именно в отказе от работы и еды, и проверка ее бывает раз в жизни.
На самом деле это искушение приходит каждый день, когда ты можешь делать по – Божьему, но долго, или по запрещенному, но результат будет прямо сейчас. Это касается терпения и «не раздражения» непослушных детей, на которых можно просто рявкнуть, и они побегут убирать свою комнату. Или «проявления любви» к супругам, когда ты можешь просто сделать вид обиженного, и уже через полчаса он будет бегать за тобой, спрашивая, «что случилось, дорогая?» Можно ждать защиты от недруга Господом, а можно пустить гадостливый слух, что видел, как он бьет жену или выходил с кем-то из сауны. Распространенность таких слухов в церквях показывает, что нам нужно думать совсем не о соблюдении субботы, а о том, чтобы Бог наконец научил нас хорошо относиться к людям. Практически каждый раз ты понимаешь, что поступить так – не по совести, но легкий результат прельщает тебя простотой. Посмотрите, как верующие времен Иисуса находят против Него лжесвидетелей, собираются ночью на суд и подкупают римских стражников – все это именно искушение пойти легким путем, но решить свой вопрос – уничтожить Иисуса.
Практика: Когда в последний раз я поступил против совести ради выгоды? Если отбросить вопросы субботы и еды, где это было в моих отношениях с людьми? Что я могу сделать, чтобы не пользоваться запрещенными Иисусом приемами? Могу ли я отказаться от них хотя бы на эту неделю?
3. Искушение фанатизмом. Текст Лука 4:9-13 (с. 66 НЗ)
Последний отрывок Евангелия описывает предложение Иисусу проявить чрезмерную самонадеянность, которая в Его определении звучит, как «искушение Господа». Другими словами, какими-то своими действиями мы пытаемся заставить Бога поступить неправильно, вмешаться там, где это не было предусмотрено Его волей. Конечно же, это интересный феномен, потому что страшное отступление от Бога людьми воспринимается как посвященность. Даже для верующих людей человек, который может «управлять Богом», считается супердуховным, а не восставшим против Бога, и не желающим поманипулировать ими. Если бы Иисус выжил при прыжке с крыши, верующие восприняли бы это как «особенную святость», а не как приказ Богу, что и когда Ему делать. На этом построен весь фанатизм в мире, в том числе и тот, которым мы искушаем Бога в попытке изобразить себя суперверующими (это делается для влияния на других).
Честно говоря, в нашей среде, как и в среде любых других религий, фанатизм строится в сферах еды, внешнего вида и образа жизни. В какой-то мере это могут быть безобидные вещи, влияющие только на самого фанатика, в какой то очень опасные для здоровья и даже жизни вещи, пропагандируемые в наших общинах, СМИ и сообществах в соцсетях как воля Божья. К первым можно отнести убеждение в том, что я буду выглядеть максимально страшно, а Господь пошлет мне жениха, который заметит «мой прекрасный внутренний мир». Или я буду есть только капусту, а Господь даст мне здоровье, никуда Он не денется. Ко вторым, более опасным, можно отнести потрясающую по влиянию деятельность наших горе-медиков без медицинского образования, благодаря которым больной онкологией отказывается от лечения и уезжает в санаторий, где его болезнь становится неоперабельной, и он благополучно умирает по возвращении. Или многочисленные призывы отказаться от прививок и таблеток. Или модные ныне программы, где пасторы в очках убеждают, что все глазные болезни лечатся массажиком и стаканом водички. Это фанатизм, не вызывающий вмешательство Божье, а угрожающий жизни доверяющих вам людей.
Практика: Влиял ли я своей религий на других? Хочу ли я заставить других перенять мой образ жизни? Зачем? Кого я могу попросить оценить, не стал ли я фанатиком?
Вывод.
Итак, чтобы перенести искушения без падений, нужно :
— понять, что счастье приходит только от встречи с Богом;
— перестать пользоваться запрещенными приемами в наших отношениях с людьми;
— не диктовать фанатично свою волю Богу, а принять то, чего Он хочет.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10