СШ 2/16 Петр и камень
8 урок по Евангелию от Матфея «Петр и камень»
Почему мы не слушаем(ся) Бога.
Этот урок, построенный на отрывках из 16 и 17 глав Евангелия, раскроет нам три причины нашего регулярного непослушания Богу.
Ловушки урока:
Для того, чтобы урок прошел интереснее и качественнее, чем это обычно бывает, стоит сразу же обратить внимание на опасные места, которые следует обойти преподавателю. Мы идентифицируем эти ловушки в самом начале комментария к СШ не для их пересказа в классе – они нужны для того, чтобы учитель «подстелил соломки» в тех местах, куда его может случайно занести во время выступления.
Первая ловушка, которая угрожает успешному проведению урока, заключается в его рассеянности, или распыленности. При проведении легко повторить путь пособия – бесцельный комментарий нескольких евангельских историй. Это выглядит благочестиво и по церковному, но для того, чтобы в жизни наших слушателей произошли изменения, нужно сконцентрировать весть Писания. Поставить цель, к которой мы будем идти на уроке. Солнечный свет приносит лишь общее тепло. Но сконцентрированный лупой в одну точку, он может зажечь дерево. А при концентрации луча усиленными линзами, он превращается в лазер. Точно то же происходит и на уроке субботней школы. Простой пересказ создает общее благочестивое настроение того, что мы читаем что-то полезное. Но если преподаватель приложит к этим историям разум, и выберет из них те, что указывают на нашу проблему – то Слово начнет жечь сердца этой проблемой и звать к изменениям. Если же учитель не поленится, и и применит все эти истории Евангелия к современной жизни, то «Слово станет острее меча, судя помышления и намерения сердечные». То есть, все зависит от того, как мы разбираем Слово- это зависит от нас.
Еще одна небольшая ловушка – уделить слишком большое внимание не актуальной для нас проблеме Петра как основания церкви. Вряд ли кто то из ваших учеников верит в это, следовательно, и поднимать этот вопрос не имеет большого смысла.
Главный вопрос: По каким причинам я отказываюсь услышать и послушаться Бога? Что мне нужно сделать, чтобы стать более внимательным к тому, что Он говорит мне?
Ломка льда: Можете ли вы вспомнить какое то предупреждение (от родителей, опытных людей, специалистов), которое вы не услышали? Что это было? Почему вы упустили его?
1. Мы стираем уроки из прошлого. Текст Матфей 16:1-12 (с. 18 НЗ)
Первый отрывок Евангелия, который мы разберем, с одной стороны, ставит проблему непослушания, а с другой – раскрывает первую его причину. В нашем тексте видна проблема, которую Иисус называет «фарисейской закваской», и которая сразу же поразила Его учеников. У Матфея эта закваска – совсем не гордость или лицемерие, как мы привыкли думать. Здесь закваска охарактеризована сперва в т. 1 (это неспособность вспомнить те знамения, что Иисус уже сделал для Иудеев), а затем она раскрывается в истории с хлебом в т. 7. Ученики пару дней назад видели, как ниоткуда появился хлеб для 5 000, только что (!) видели чудо с возникновением хлеба у 4 000, но здесь они опять говорят: «Иисус ругается на нас, т.к. мы забыли про хлеб». Мы видим какую-то странную забывчивость того, что Бог делал в их жизни. В принципе, точно такая же история повествуется в Писании в истории Исхода – каждую новую трудность верующие встречают со стертой памятью, они не помнят ни избавления, ни манны, ничего. Эта духовная амнезия портит все: человек без памяти о том, что сделал в его жизни Бог, совершенно лишается доверия и отношений с Ним. Происходит то же самое, что с человеком, за ночь теряющим память: каждый день с ним надо заново знакомиться, объяснять, кто ты, завоевывать доверие. И каждый следующий день встречать абсолютно не знающего тебя враждебного человека.
В 9 и 10 текстах главы Иисус подчеркивает, что 2 хлебных чуда не должны были пройти незамеченными. После любого из них нужно было отложить, что у Бога нет проблем с хлебом. Если Он от чего то и расстраивается, то не от нашей непредусмотрительности. Скорее, от нашего сознательного неверия. Потому что мы влияем на нашу память. Кто-то помнит из СССР только дешевую колбасу и пионерские костры. Другой помнит из истории этой страны только сталинские лагеря и заградотряды в войну. И, честно говоря, то и другое – обман собственной памяти. Мы стираем то, что нам не подходит. Почему мы так делаем с опытами, которые могли бы укрепить веру? Потому что естественное состояние грешного человека – неверие, недоверие Богу. А естественное – позаботиться о хлебе (и всем остальном) самому (7). Так мы сознательно стираем из памяти вещи, не вписывающиеся в нашу картину мира, где мы – самые главные. И Иисус зовет нас здесь помнить все случаи Его проявления в нашей жизни. Прилагать усилия к тому, чтобы отмечать Его дела.
Практика: Моя память избирательна? Что я предпочитаю помнить, и что специально (или подсознательно) забываю? Я помню все случаи, как я выбирался из проблем? Как мне помогал Бог? Как мне отмечать Божье присутствие? Записывать? Рассказать?
2. Нам невыгодно слушать Бога. Текст Матфей 16:21-23 (с. 19 НЗ)
В этом отрывке мы видим один из многочисленных случаев, когда в Евангелии описывается предупреждение Иисуса о Его смерти и воскресении (21). То же самое можно увидеть и, например, в наших главах 17:22-23, и в других местах. Но это было вполне сознательно пропущено мимо ушей, смерть и воскресение были восприняты учениками как что-то шокирующе неожиданное. Евангелие раскрывает нам причину этого отказа слушать предупреждение. Она заключается в личном отношении слушателя (в данном случае, Петра) к Божьим словам. После того, как Иисус описывает то, что Он собирается сделать (21), Петр объясняет Ему, что так делать нельзя. Если ты хочешь стать Царем, то страданиями этого никто еще не добивался. Это делается властью, силой и крепкой рукой. Я научу Тебя, как надо жить. Оставь свои глупые выдумки, да не будет этого с Тобою (22). Сейчас я расскажу, как надо.
Можно свалить всю вину на Петра, но выбирать между человеческим и Божьим (23) путем первое привыкли мы все. Поэтому ясные Божьи повеления об абсолютном прощении и любви к врагам, о запрете гнева и осуждения и пр. просто отметаются нами незамеченными. Мы говорим: да не будет этого с Тобой и нами, что Ты там еще понавыдумывал? Мы сейчас объясним тебе, как надо жить в этом мире! Исполни нам в ответ на молитву это, это, и вот это. А свои идеалистические рассказы оставь для небес. Так фарисеи в голос смеются над рассказами Иисуса о деньгах (Лука 16:14), а родные приходят забрать Его, т.к Он сошел с ума (Мк 3:21). Он порой настолько противоречит нашим взглядам на жизнь, что мы считаем Иисуса сумасшедшим! И действуем соответственно. Мы не слушаем сумасшедших, в т.ч. Его.
Здесь показан принцип отсеивания той информации, которая нам не выгодна. И стоило бы каждый раз, слушая Слово, обратить внимание на то, что Бог желает сказать. В 99,99% случаев Его не слушают. Даже читая Евангелие на этом уроке с церковью, мы будем рассуждать о том, что Петр – это не скала, как считают плохие католики. Мы не хотим слышать, что Евангелие говорит нашим грехам. Нам выгоднее погладить себя по шкурке, и вылить ушат на грехи других. Это один из примеров, и, к сожалению, нас обучают читать Слово так. С выгодой для себя, без голоса Бога к нам.
Практика: Что я обычно делаю, когда слышу неудобные мне вещи? Я сопротивляюсь или соглашаюсь? Я считаю Бог не понимающим, что надо делать в моей жизни? Я читаю Слово с выгодой для себя или для Бога? Как перестать отсеивать невыгодное?
3. Слушать мешают наши традиции. Текст Матфей 17:1-13 (с. 20 НЗ)
В последнем отрывке нас, конечно же, интересует общая проблема, которую сформулировал голос из облака, и который сказал, что главная трудность учеников в том, что они не слушают Иисуса (5). Это говорит о том, что мы на самом деле разбираем важную тему, и это – диагноз, поставленный людям Самим Богом. Никто Бога не слушает. Но мы обратим внимание и на причину, которую озвучивают после преображения сами ученики Иисуса. В 10 тексте они открывают причину своего непонимания – это традиция, которая глубоко сидела в их разуме. Они ждали Илию, после которого можно уже было начинать готовиться к приходу Мессии, не раньше. Это сравнимо с ожиданием адвентистами позднего дождя, декрета о воскресном дне, оставления верующих на земле без присутствия Святого Духа (?!!), и только после этих событий Иисус может вернуться к нам во втором пришествии. Без исполнений «событий последнего времени», гонений и указов никакого Пришествия и не предвидится! Так же думали и ученики. И, оказывается, совершенно неправильно. События происходят, но происходят не так, как ты ждешь. Илия приходит (13), но кому он нужен? Мы ждем другое. То, что читали в книжках и что нам рассказывали авторитеты. Из-за этого настроя разума что бы ни делал Бог, нами не воспринимается. У нас другой взгляд на то, как Он должен поступать.
К сожалению, у любого движения, общины, и лично христианина есть огромное количество человеческих установок, которые мешают увидеть, какой Бог на самом деле, и чего Он на самом деле хочет от нас. Например, любая церковь ратует за чистоту доктрин, а Иисус практически нигде не упоминал доктрины, а говорил, что главное, чего не хватает людям – обычной любви, хорошего отношения к людям. А такие вещи, как упомянутая выше «карта пришествия», или, например, привычная нам паника вокруг «признаков» пришествия из Мф 24 могут серьезно испортить попытки Бога пробиться к нам. То же самое происходит и в более бытовых вещах: мы просто отказываемся слушать то, что не совпадает с тем, во что уже верим. Так делали не только люди, заткнувшие уши во время Стефана, это проблема любого.
Практика: Что из моей веры, я получил как традиции от авторитетов, и что – от Бога? Что делать, если сказанное мне Богом не будет совпадать с обычаями? Какие предрассудки мне удалось преодолеть? Могут ли у меня быть другие? Как их найти?
Вывод.
Чтобы слышать голос Божий и слушаться его, нам нужно:
— Стараться не стирать из памяти свидетельства Божьего присутствия в жизни;
— Принимать от Бога и те вещи, которые бывают неудобны в практической жизни;
— Не давать традициям и привычным шаблонам стать основой нашей веры.
МЫ почему здесь терпим неудачи?В пЫлу нам близких в веру обратить, Желая страстно изменить домашних, Себя — не позволяем изменить. Избирательный подход к Слову Писания — как это свойственно человеческой природе! О многом думаем, что это не про нас, не для нас.А на призыв жить по Христу мы отвечаем себе, что еще не пришло время. Мы не позволяем Богу впмсать принципы Нагорной проповеди в сердце свое. Так может быть уже пора? Молюсь, чтобы каждый урок суб.школы, каждая проповедь, открывая полноту Иисуса, свидетельствуя, что уча нас, Он прежде Сам прошел уроки посвящения и явил делом важность и спасительность своих слов, пробуждал каждое сердце к искреннему следованию призыву Духа Святого, к Его импульсу к нашей совести. Ведь крайне грешно проводить безликие уроки, произносить проповеди со словами пустого благочестия, производя не пробуждение к покаянию и зову силы Духа Святого, а сонливость и успокоенность от мысли о собственной избранности. Как важно понять, что самый правдоподобный сценарий действий Божьих может оказаться несостоятельным! Это уже было, это мы уже проходили, а что запомнили? Уроки Писания — для нас, важны теперь, а не в будущем.