СШ 2/16 Нагорная Проповедь
3 урок по Евангелию от Матфея «Нагорная Проповедь»
В чем надо быть похожими на Бога
В уроке, который затрагивает 5-7 главы Матфея, мы посмотрим на три аспекта поведения, которые должны отличаться у христиан от образа жизни, что они ведут.
Ловушки урока:
Преподаватель урока в этот раз может попытаться сделать обзор всей нагорной проповеди – и это станет ловушкой, которая провалит успешное проведение урока. В проповеди слишком много разнообразных тем, и более того, они не представляют собой одно направление. Поэтому попытка сделать из занятия суммирование этих трех глав может оказаться проблемой, закончится все просто кратким содержанием: «Иисус говорил о том, об этом, вот об этом и еще немножко вспоминал это». Обратите внимание, что такая попытка в первых днях изложения урока заканчивается общими фразами, без какого-то призыва к действию или четкой связанной мысли.
Изучение Писания с людьми — это другой жанр выступлений, в нем нельзя пересказывать текст – в нем нужно помогать людям обнаружить призыв Бога к их жизни. Поэтому учителю обязательно придется отрезать лишние, мешающие куски, чтобы оставить одну Библейскую весть, на которой он и его ученики и будут сосредоточены на занятии. Вот здесь, при выборе материала, можно поступить по разному. Можно было бы взять по отрывку из каждой главы, но их темы слишком широкого спектра, поэтому мы решили взять тексты одной главы. Мы взяли 5ю главу, потому что ее мы затрагивали меньше всего на протяжении предыдущих пособий, и в 5 главе мы избрали конец, как то место, которого мы меньше всего касались. Да и в тексте пособия упоминается именно 5я глава, и это дополнительная причина выбора.
Ну и стандартная ловушка всех уроков – ответвления в другие книги (типа Михея) и другие места Евангелия (как в 13 гл. за четверг). Как бы не привлекало учителя другое место Писания, мы обещали читать Нагорную проповедь. Давайте не будем обманывать ожидания наших слушателей, материала в этих главах достаточно.
Главный вопрос: Какую из перечисленных перемен в образе жизни я считаю самой сложной для себя? Как мне найти безопасность в Боге, а не в своих способах защиты?
Ломка льда: Вспомните случай, когда вам не поверили. Что вы хотели сказать? Что вы делаете, когда люди вам не верят? Что говорите и как доказываете честность?
1. Защита через лживость. Текст Матфей 5:33-37 (с. 5 НЗ)
Этот отрывок Писания является одним из самых искаженных современным протестантизмом, и в том числе, нашим церковным сообществом. На нем строят запрет на присягу в армии, присягу флагу и на прочие гражданские и не только обещания. И это, как ни удивительно, абсолютно неадекватное, «магическое» восприятие сказанного Иисусом. Он не говорил, что в клятве содержится что-то плохое, или волшебное. Многие герои Писания, включая Самого Бога, вполне свободно используют клятву. Дело не в «материальности слов», дело в другом.
Смысл сказанного Иисусом в том, что Он хочет, чтобы для христиан клятва изжила свой смысл и стала не нужна. Что они будут честны всегда, а не в немногие моменты, когда они ее произносят. Кстати, это слово для придания веса сказанному мы уже не используем. Мы говорим: честное слово, честно говоря, Бог видит, если честно, если быть искренним и тп. Это наша замена клятвы для видимости честности. Главный принцип отрывка в том, что христианам нужно быть честными, но мы живем другой жизнью, в которой стараемся говорить правду только когда это безопасно. Почему лжи, недоговоренного и придуманного так много? Потому что так безопаснее. Иуда целует Иисуса, а не показывает всем: «вот Он», потому что побаивается мести учеников. Так же Рувим не сообщает братьям замысел, что хочет отпустить брата изо рва. Они же убьют его самого! За нашей неискренностью, даже в самом безопасном случае, стоит желание защитить себя (или свою репутацию) от враждебного мира.
И в этом погрязли все мы, и простые верующие, и целые сообщества христиан. Нам кажется, что сказав неправду, мы спасем репутацию, оградим себя от проблем, и все будет хорошо. Так делал Давид, человек по сердцу Божьему, в разных ситуациях, так делает любой Божий человек и сегодня. Так делают все Лаодикийцы подряд. Не надо выдумывать, что честность ваше «второе я». Сказав это – вы тоже солжете.
Выход из ситуации не в том, чтобы зарекаться и клясться себе больше не врать. После признания своей зависимости от лжи, первого шага, нужно сделать второй. Копнуть глубже – к мотиву, почему я этим занимаюсь. Как мне достичь безопасности без того, чтобы создавать в глазах окружающих выдуманный мир, выдуманного себя и выдуманную церковь. Тайное станет явным, надо придумывать другой способ жизни.
Практика: Когда я в последний раз удачно соврал? Когда я сделал это не так удачно? Для чего я обычно говорю неправду? Что изменится, если я проживу день честно? Чего я боюсь? Кто может меня защитить, кроме моих выдумок?
2. Защита через месть. Текст Матфей 5:38-42 (с. 5 НЗ)
Следующий отрывок выписан в Евангелии более подробно, но из-за этого он «пострадал» не меньше. Если в предыдущем никто не обращает внимание на честность, всех удалось отвлечь на присягу, то здесь все сказано слишком ясно. Настолько, что вы не встретите живого человека, практикующего сказанное Иисусом. Это «белое пятно», то, что вырезано нашим разумом из Евангелия. Мы соблюдем заповедь про субботу и про нечистую пищу. А тут делаем вид, что Иисус не говорил.
Говоря о сути отрывка, видно, что Иисус говорил о принципе мести. Мы не проговариваем и не используем это слово (как и слово «клятва» в прошлом отрывке), но принцип широко применяется. Око за око означает прекращение действий человека, принесшего нам ущерб, как минимум. Это не-давание в долг обманувшему, не-общение с предавшим и тп. И, как максимум, зуб за зуб это попытка проучить этого оппонента. Чтобы он почувствовал, каково это, чтобы он понял, чтобы он больше такого мне уже никогда не сделал. Это тоже способ защиты, ограждения жизни от негативного, только выраженный в действиях, а не в словах лжи из 1го пункта. Даже Давид при смерти не думает о вечности, а приказывает сыну найти способ вывести кидавшегося в него камнями на чистую воду. Не думайте, что мы лучше. Непрощение и желание мести сидит в нас поглубже всякой любви. Посмотрите, с каким упоением христиане рассказывают о бедах, случающихся с ушедшими из церкви, и как их сердца наполняются чувством совершившейся справедливости. Иногда под эти действия попадают и невинные, но нам все равно, «пусть знают», говорим мы. Царь Ирод, обманутый волхвами, мстит всем младенцам. Каин «показывает», как ему плохо – но не Богу, а Авелю. Это достаточно деструктивное действие, которое мы почему то считаем справедливым.
Эти действия, говорящие окружающим, что «меня трогать не нужно», Бог зовет заменить Своей защитой и Его отмщением. Просто мы не сильно верим, что Он хорошо справится с теми, кто коснулся нас, и включаем механизм мести. Обидевшие нас, в свою очередь, не дают нам спуску – и начинается вендетта до бесконечности.
Практика: Я считаю этот отрывок обязательным к исполнению или выкидываю его из Библии? Когда я в последний раз отомстил человеку? Что это было? Зачем я это сделал? Смогу ли я на этой неделе не ответить принесшему ущерб? Как мне это сделать? У меня есть опыт, что Бог меня не защитил? Я говорил с Ним об этом?
3. Защита через враждебность. Текст Матфей 5:43-48 (с. 5 НЗ)
Заключительный текст не так давно всплывал в наших уроках, он подобен другим отрывкам тем, что главной идеей здесь опять фигурирует наша безопасность. Только уже в отношениях с врагами. Они должны чувствовать, что не достойны нашего хорошего отношения, и поэтому мы явно демонстрируем им нашу враждебность. Этим болеют все, даже не нужно библейских примеров. Посмотрите, как в разных наших общинах как по шаблону враги не здороваются друг с другом. Публично или «не заметив». Ты христианин, кинуть камень или ругнуться матом ты не можешь, поэтому ты ограничен в средствах выражения враждебности. Приходится пользоваться разрешенным, фантазии на большее, к счастью, не хватает.
Принцип, который показал Иисус – ты избираешь, кто достоин твоего хорошего отношения, и кто нет. Достойны «любящие нас» из т.46 – люди, которые нам угодили. Дети, которые слушаются, едят кашу, и получают оценки, которые я хочу. Друзья, которые не предавали и не забыли мой день рождения. Те из христиан, которые поддерживают меня, а не оппонентов. Мою любовь надо заслужить, и мало кому это удается. В большинстве случаев такими становятся люди, чье число меньше количества пальцев на одной руке. Иисус приглашает отказаться от принципа торговли хорошим отношением и распространить эту симпатию на большее количество людей. Надо прекращать жить непохоже на Иисуса, как делаем сейчас.
Последнее, что обязательно надо упомянуть в этом уроке и этом отрывке – мотивация такого снятия защиты во всех сферах. Забудьте про обращение врагов и увеличение церкви за счет терпения, к которому нас зовут в урочниках и проповедях. Мотив другой. Это т. 45, где говорится о том, что так ты станешь похожим на Небесного Отца. Конечно, этот мотив сработает только у тех, кто хочет быть похожим, а не лжет об этом. На самом деле мы хотим другого. Чтобы все были похожими на меня. В том числе и Бог, пусть Он подстраивается под мои желания.
Практика: Кого из окружающих я люблю? Сколько их? Кого я считаю врагами? Почему? Сколько таких людей в церкви? Я торгую своим хорошим отношением? Кого последнего я лишил своей благосклонности? Хочу ли я быть похожим на Иисуса не на словах, а на самом деле – любить и служить, как Он? Если нет, как это можно изменить?
Вывод.
Чтобы больше быть похожими на Евангельского Иисуса, нам нужно:
— не защищать себя созданием нечестной картинки о том, какие мы;
— перестать агрессивно реагировать на причиненный нам ущерб, отдав это Богу;
— больше не торговать своим хорошим отношением, включив в него и недостойных людей.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10