СШ 2/16 Идолы души

СШ 2/16 Идолы души

9 урок по Евангелию от Матфея «Идолы души»

Как ценить людей.

При изучении 18-20 глав Евангелия мы возьмем их первую тему, и задумаемся над тем, как мы можем научиться ценить людей так же, как это делает Иисус.

Ловушки урока: 

Чтобы выбрать стратегию проведения этого урока, нужно отметить, что три главы, данные нам для изучения в этом уроке, говорят о двух разных темах. Истории из 18 и начала 19 глав – дети, соблазны, овца, согрешивший, прощение талантов, развод – говорят об отношениях с людьми, а точнее, о ценности людей. Другая половина наших глав: конец 19й и 20я – говорят о ценностях Царства, или награде в Царстве. Ее хотят ученики, а Иисус их корректирует. Туда включены истории богатого юноши, ожидание учеников, притча о динарии и вопрос о том, кто больше в Царстве.

То есть, мы можем провести два совершенно разных урока – в зависимости от того, что нужнее вашим слушателям, и того, куда вас поведет Дух. Просто нужно выбрать из 1й или 2й тем три отрывка, сформулировать весть, которую туда поместил Господь, и подобрать практическое применение для вашего класса субботней школы.

Мы в данном уроке пошли по первому пути, но точно так же оправдан и второй вариант проведения. Не оправдано лишь одно: когда мы будем пересказывать разные истории, не соединив их никакой общей темой. Именно в эту ловушку нас снова зазывает урочник, и, поддавшись на его искушение, мы можем снова рассеять достаточно ясное обращение Евангелия к современному человеку. Это не грех, не плохой поступок, но такое проведение – без единой темы – просто не отложится в памяти и практике слушателей. Поэтому мы  рекомендуем учителям вести урок по одной заранее продуманной линии. На наш взгляд, ее создание и является подготовкой к проведению урока, и именно этим стоило бы заниматься на встрече преподавателей субботней школы общины. И еще одно: в этот раз можно даже не пытаться понять, что же такое «идолы души» — это тоже ловушка. Вы вряд ли сможете создать осмысленный урок по этой теме. Тем более, что у адвентистов души нет J

Главный вопрос: Что мне нужно было бы изменить в моих связях с другими людьми? Где я мог бы ценить их больше, чем делаю это сейчас?

Ломка льда: Если бы вам пришлось выбрать из своего класса СШ самого ценного человека- кого бы вы выбрали? Почему?  Кого мы считаем стоящим и кого- бестолковым?

  1. Не позволять себе превозноситься над людьми. Текст Матфей 18:1-10 (с. 21 НЗ)

В отрывке, с которого начинается наша глава и наш урок, показана интересная картина взаимоотношений. С одной стороны нам изображены дети (1-3) и умалившиеся до детей (4). С противоположной стороны те, кто и получают предупреждение от Христа, – источники соблазна (6). Да, в отрывке можно расчленить все тексты и говорить отдельно чуть ли не каждому из них, но сейчас мы смотрим на общую картину, представленную евангелистом. Иисус тут говорит о первом принципе того, как нам нужно ценить людей. Есть люди, которых Бог или искреннее христианство сделали доверчивыми и простыми. И есть те люди (судя по обращению, это слушатели Иисуса, то есть, и мы), которые смотрят на других сверху вниз (10) и усложняют их жизнь, пользуются ими и искушают их.

Иногда нам кажется, что мы – как святые ангелы, невиновные ни в чем в подобном. Но, напрягая память, можно вспомнить множество случаев таких наших отношений. Это бывает не только в Писании, где Иаков вытягивает из доверчивых брата и отца чужое наследство, где Ирод хочет использовать волхвов для того, чтобы уничтожить Того, к кому они пришли как к царю, и где Давид управляет Урией как марионеткой. По большому счету, мы видим здесь превозношение, которое сразу же отключает в нашем мозгу неприкосновенность жизни другого человека. Если я лучше (хоть в чем – пусть даже в религии), то я уже имею право управлять жизнью другого. Это механизм, который включается, когда я в воображении сажаю себя на трон. И после этого я имею полное право делать с другим, что я хочу. Применять силу, обманывать, манипулировать и заставлять. В христианстве это используется в той же полной мере, как и везде. Мы любим говорить о «спасении» страхом, хотя это – простое манипулирование. Мы беззастенчиво влазим в детали личной жизни, в их одежду, холодильник и даже постель, потому что мы считаем, что имеем на это право. Почему? Потому что мы выше. Это «право белого человека», как говорили раньше. Сегодня это «право знающего больше» или «право верящего правильнее».

Вывод, который делает Сам Иисус в текстах 4-5: таким людям надо служить, надо самим становиться такими же доверчивыми, уподобляться им, спускаться со своей вавилонской башни. Но не делать им хуже и не приводить к соблазну.

Практика: Я чувствую право руководить другими? Кто эти люди? Я лучше их в чем? Когда в последний раз я влазил в чужую жизнь? Зачем я это делал? Я служил, помогал или управлял? Что нужно сделать, чтобы я стал «на равных» с другими?

  1. Прикладывать усилия для построения отношений. Текст Матф. 18:11-20 (с. 21 НЗ)

Следующий отрывок тоже является цельным: и овца в начале отрывка, и молитва в конце приведены евангелистом не случайно. История с заблудившейся овцой здесь играет совершенно другую роль, чем у Луки. (Точно так же непохожа закваска фарисейская из прошлого урока на закваску у Луки). Овца здесь – это чем-то провинившийся против тебя человек, которого после неверных шагов и заблуждения надо идти и искать. Потому что он ценен. А молитва вдвоем и втроем (20) – это молитва с теми двумя или тремя из текста 16, которых ты подключил для того, чтобы не потерять связь с согрешившим против тебя. Хотя чрезвычайно часто этот отрывок вырывают из контекста и применяют к абстрактному усилению любой молитвы, но он рассказывает о том, что за человека, с которым у вас конфликт или недопонимание – нужно молиться, и Бог обещает таким людям Свое вмешательство.

В центре же отрывка – история из текстов 15-18, которую мы, настроенные не на ценность людей, а на чистоту учения, совершенно извратили в современной церкви. И она применяется сегодня по принципу: набери побольше союзников на свою сторону – сперва 2-3, а потом и всю церковь, чтобы заставить другого человека согласиться с тобой. Если он не согласится – раздави, исключи его. И тогда он будет исключен и на небесах, Бог тоже на твоей стороне, раз ты победил в борьбе с человеком. На самом же деле цель всех этих действий – приобретение брата (10). Принцип, который виден за всеми этими историями, очевиден: проблемный человек исключается нами из круга друзей, круга общения, и даже мыслей. Тем более никто не молится о благе такого человека, скорее о том, чтобы Бог заставил его стать похожим на нас. Евангелие же предлагает нам другой путь: Иисус зовет на трудный путь выстраивания отношений с тем, кто нам неудобен. Похоже, для этого Бог снова намеренно соединяет Иосифа и его виноватых  братьев, Исава и обманувшего его Иакова, и посылает беглого раба Онисима к его господину Филимону.

В этом что-то есть. Бог хочет научить нас, что тот, с кем у нас проблемы – не обязательно на черной стороне, и не обязательно пропащий человек. Перед Ним он так же ценен, как и мы, и исключать его из нашей жизни не стоит.

Практика: Когда я иду к кому то со свидетелями – я выбираю тех, кто помирят нас или тех, кто помогут одержать победу? Кого последнего я «удалил из списка друзей»? Почему я это сделал? Кого из врагов я могу вернуть туда на этой неделе?

  1. Давать человеку право на неправильные поступки. Текст Матф. 18:21-35 (с. 22 НЗ)

Третий отрывок представляет знаменитую притчу Иисуса о прощении. Мы видим, что она стала ответом на проблему, о которой упомянул Петр. А сама проблема заключается в строгом лимите, который мы устанавливаем для людей. У нас самих этого лимита нет: за жизнь нам прощаются бесчисленные миллионы сознательных ошибок и серьезных проступков. Каждый день мы совершаем сотни грехов, но вполне нормально относимся к себе. И Бог тоже относится к нам вполне нормально, несмотря на все это. Когда же мы переводим взгляд с себя на окружающих, наше уменьшительное стекло становится увеличительным: масштабы и лимиты меняются. Другим дать право на ошибки и проступки мы можем лишь 1-2 раза, не больше. И другим непозволительно сделать даже мелочь, тогда как нам разрешены любые масштабы ошибок. Здесь показан принцип разного подхода к себе и другому человеку. Который тоже свидетельствует, что мы ценим лишь себя.

В нашем отрывке это показано в количественном и качественном аспекте. Нам интересны оба, потому что мы виноваты в обоих. Петр демонстрирует «счетчик», который мы включаем для проступков людей. Для большинства на счетчике стоит цифра «1» — больше зла мы не позволим принести. Для некоторых мы после их просьбы о прощении можем добавить единичку, не больше. Страшные цифры в виде 70*7 там появляются только в виде наших родственников, которых мы когда-то любили. При этом прощения и принятия не происходит, мы просто скованы обстоятельствами и ничего поделать с ними не можем. Иуда хочет сжечь Фамарь за прелюбодеяние, когда же вина оказалась на нем, он с легкостью себя прощает.  В притче Иисус показывает другое – масштаб, позволенный себе и другим. Он уже говорил о бревне и сучке, да и в Писании полно примеров, например, когда фарисеи, будучи убийцами, судят Христа просто за Его высказывания.

Выход здесь в евангельском принципе позволения другим делать то, что я позволяю себе – именно так можно прочитать в этом контексте стих «возлюби ближнего как самого себя». На человеке нельзя ставить крест из-за его поступков – мы сами делаем такое же.

Практика: Кому последнему я не дал права совершать плохое? Что я сделал: лишил общения, стал остерегаться, держусь подальше?  Я делаю это из страха? Для безопасности? Когда я сам принес человеку ущерб?

Вывод. Чтобы научиться ценить людей, как это зовет делать Евангелие, нам нужно:

— перестать считать себя выше их – тогда мы меньше будем вмешиваться в их жизнь;

— прикладывать усилия для того, чтобы они стали нашими ближними;

— позволять людям совершать столько же ошибок, сколько позволяем себе.

Похожие записи
Комментариев ( 4 )
  1. Игорь
    25 мая, 2016 at 3:36 пп
    Ответить

    Спасибо за интересный разбор урока. вывод меня почти убил. Это сильно обличает меня, как человека, который якобы верит Христу. Ладно относится к людям, которые далеки от тебя и в принципе безразличны, но как быть с теми, кого ты любишь и беспокоишься о них? как можно смотреть на человека, который убивает себя вредными привычками, который совершает поступки, приносящие проблемы в отношениях с ним. какие усилия можно приложить к человеку, который отвергает тебя? Да, я плохо знаю Христа. чтобы так жить.

  2. игорь
    25 мая, 2016 at 5:31 пп
    Ответить

    Урок очень полезен тем, что являет наше не понимание путей Господних. По крайней мере моего не понимания и дает простые и ясные ответы на наши неправильно протоптанные пути в отношениях с ближними. Еще раз показывает насколько пути Господни не наши.

  3. игорь
    26 мая, 2016 at 11:45 дп
    Ответить

    http://blog.i.ua/community/1951/776477/ Я немного поразмышлял в этой истории с Иудой и Фомарь. И не случайно. Смотрите, что получается. Фомарь в принципе повела себя как блудница- добилась своего не честным путем, да еще и ввела в грех Иуду. Она довольно ловко устроила это дело. Иуда, человек согрешивший с блудницей ( Фомарь), узнав, что она ждет ребенка готов был сжечь ее за тот же грех в каком повинен сам. Вот первая картина раскрывает и тот и другой образ- наше коварство, похотливость и желание обладать тем, что нам так хочется. А вторая картина уже показывает нас справедливых и желающих быть судьями в деле правды. Но художник удивительно перенес на холст переживания этих людей, что Фомарь, что Иуды. Для меня вся эта история расскрывает наше человеческое несовершенство в любом деле, если оно не дано нам от Бога. Но самое удивительное в третьем Лице, который учавствовал во всем этом- в Боге. Он несмотря на эту гнустность этих людей, что Фомарь, что Иуды и плода низменных желаний греховных людей- детей родившихся от них. Обрати особое внимание- Бог не брезгует мерзостью, подлостью, жестокостью и т.д. от одного из детей возводит род от которого рождается Давид, а потом и Иисус! Вывод- мы люди, пытающиеся творить справедливость и суд, опираясь на закон, на самом деле жалкие как этот Иуда и Фомарь без Христа. И смотря на эту историю я не думаю, что персонажи понимали свое положение, даже Давид. И только Христос-человек смог по настоящему воплотить в Себе Бога, не на миг не отказал Богу в Его воле. Ну и другая сторона образа Фомарь- это то, что богословы дают ей оценку как человеку праведному, целеустремленному, знающего писание и заботящейся только об одном- дать жизнь роду от которого произойдет Христос. В любом случае- это еще раз доказывает такую вещь, что Бог готов из дерьма выбрать сокровище и Он не брезгует этим, в отличии от нас. Мы все стараемся держать марку, часто горды этим и уповаем на нашу праведность, как на ключ от двери спасения. Отвергаем грешников, не внешне, а в глубине своего испорченного сердца.

  4. игорь
    26 мая, 2016 at 11:49 дп
    Ответить

    Не нужно быть великим проповедником, чтобы раскрыть нашу несостоятельность без Христа, иногда нужно быть просто хорошим художником и показать это на холсте. Главное увидеть суть!

Комментарии