СШ 1/2015 Смирение мудрого

СШ 1/2015 Смирение мудрого

В предпоследнем уроке пособия по предпоследней главе книги Притчей мы посмотрим на три вещи, которые говорят о нашем нежелании смириться. И попытаемся разобраться, что нам сделать для изменения к лучшему.

Методика проведения:

Наш урок будет построен только на одной, 30-й, главе книги. Это помогает в поиске материала для урока, потому что здесь не будет большого разброса текстов, к тому же автор этой главы поднимает не так много тем. В основном, главным смыслом главы и является смирение или его противоположность – надменность.

Методика проведения урока по россыпи текстов этой книги остается прежней. Мы сменим ее через один урок, когда начнется изучение Евангелия. Пока же наша задача – не рассеивать внимание слушателей. Пойдя по тексту пособия, вам будет нужно то заглядывать в Луку и другие книги, то возвращаться к изучаемой. То вести рассуждения о «тайнах природы», то искать баланс в молитве. Это рассеивает внимание слушателей. Задача выступающего перед залом или группой преподавателя – сконцентрировать тему. Рассеянные лучи даже не помогают согреться, а сконцентрированный поток света может не только выжечь след на доске, но и в идеальном случае разрезать металл. С выступлением происходит то же самое, чем больше мы сосредотачиваемся на теме, чем более сужаем ее до происходящего в нашем сердце, тем большую пользу получите и вы, и ваши слушатели от урока. И наоборот, чем обширнее вы растекаетесь мыслью по древу, тем бесполезнее, и более того, вреднее будет ваш урок.

Поэтому из текста главы лучше всего выбирать те отрывки, которые будут говорить именно о созвучном происходящему в нашей жизни. Вряд ли кому-то из наших слушателей сильно интересна «полная тайн морская раковина» или «границы человеческого познания». Но вот исключение из своей жизни других, возвышение над ними и даже над Богом – наша общая проблема. О них и следует говорить, выбрав такие отрывки из 30-й главы. Тогда Библия и сможет оставить след на сердце слушателей.

План урока:

Главный вопрос: Страдаем ли мы от отсутствия смирения? В чем мы могли бы умерить высокое мнение о себе?

Ломка льда: Есть ли среди людей, с которыми вы общаетесь, гордецы? Легко ли быть другом гордого человека? Почему?

1. Исключение Бога из жизни. Текст Притчей 30:7-9 (с. 664 ВЗ)

В первом отрывке мы встречаем универсальный способ возвыситься над Богом, Который, вообще-то должен бы стать объектом нашего поклонения и почитания. Автор показывает, что Бог обычно просто исключается нами из жизни, но объясняем мы такой поступок себе в зависимости от своих обстоятельств.

Сначала нам рисуется верующий, у которого началась «белая полоса» в жизни. Он разбогател (8), пресытился (9), или просто живет сносной жизнью, в которой на данный момент нет больших неразрешимых проблем. Вполне естественно, что этот человек понимает, что он со всем благополучно справляется и сам, и значит, у него нет нужды в Боге. Верующий, в жизни которого прекращаются проблемы и наступает «эра благословений», обычно перестает искать Бога, смиряться перед ним, анализировать свою жизнь и искать Его лица. Наступает спокойное христианство, в котором Бог как Владыка уже не нужен, жизнь неплоха и без Его действий.

Во втором случае человек проходит через другую, черную полосу жизни. Это внезапная нищета (8), погружение в суету (8), то есть, огромное количество невыполненных дел, обеднение (9) и другие чрезвычайные сложности, обрушившиеся в твоей жизни. Казалось бы, здесь то верующий и обратится, и наконец признает Бога Господом и воззовет к Его силе. Но не тут-то было. В случае проблем человек не смиряется перед Его силой, наоборот, говорит, что обстоятельства, в которые он попал, дают ему право делать что угодно: красть (9), лгать (8), нарушать все повеления. Бог вновь оказывается не нужен из-за того, что Его правила (не кради, не лги, и тп) уже не подходят под мои обстоятельства. Тут именно трудности становятся моим Богом, или идолом.

По большому счету, Агур (автор главы) подчеркивает то, что позже скажет Иисус: «жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Либо я перестаю руководить своей жизнью и отдаю ее под повиновение Богу, либо я буду искать причины, чтобы выместить Его Господство надо мной.

Практика: В чем проявляется мое смирение перед Богом? Когда в последний раз (кроме еженедельных богослужений) я Его послушался? Что для меня значит слово Господь (Господин)? Хочу ли я быть Его рабом и поступать по Его воле? Что Ему нужно сделать, чтобы я поступил не по-своему, а как Он хочет?

2. Ненасытимость желаний. Текст Притчей 30:15-20 (с. 664 ВЗ)

Эти тексты (за исключением 17-го, который можно не трогать), поднимают вопрос, тоже связанный с нашим не-смирением. В начале отрывка поэзией рисуется картина непрекращающихся желаний, сравниваемая со стихийными бедствиями – пожаром и пустыней, которые пожирают огонь и воду, а также сравнение со смертью или бесплодием, которое тоже невозможно прекратить. К сожалению, на наш век выпала эпоха пресыщения, когда вся окружающая нас информация пропитана стремлением к большему, лучшему, новому, не устаревшему. Реклама навсегда изменила наш способ мыслей, и мы сами понимаем, что давно пора менять мобильный Галакси III или Айфон 4S, хотя он вроде неплохо работает, освежать еще неплохую машину и планшет. По крайней мере, если бы не кризис, мы бы это зачем-то сделали. Казалось бы, все это не представляет для человека особенной опасности, ведь стремление к новому – это не грех, грех больше описывается в заключительной части отрывка. Такая ненасытимость, несомненно, не является грехом. Она просто превращает нашу жизнь в гонку за чем-то ускользающим, что тебе обязательно нужно иметь. И в конце ее ты понимаешь, что всю ее спустил на пустоту, вместо достижения предназначения Божьего и в характере, и в жизненной цели.

Сказка о золотой рыбке показывает, что такой человек (старуха) не останавливается именно из-за гордости, в Библии же мы встречаем интересное определение, данное Иисусом. Иудеев, почему-то требующих от Него все новых и новых чудес, знамений и шоу, Он называет родом прелюбодейным (напр., Мф 16:1-4). Здесь заложен тот-же смысл, но с элементом греха, в прелюбодеянии человек не довольствуется тем супругом, что у него есть, он считает, что достоин большего. Та же картина показана в конце отрывка притчей, путь мужчины к девице (19) и путь жены прелюбодейной (20) действует по тому же принципу. Тебе хочется большего, потому что ты достоин настоящей любви, а не той, что у тебя есть; лучшего отдыха, чем тебе предоставляют; более толкового сообщества, чем вокруг тебя. В христианстве такая разновидность гордыни заставляет делать карьеру (в общине или конференции); именно она подвигает к фарисейству и фанатизму; она создает нетерпимые отношения в малой группе, классе СШ, или все общине, потому что ты достоин лучшего окружения, чем эти христиане – отступники, собравшиеся вокруг тебя, такого святого и чистого.

Практика: Чего нового я ищу, хотя у меня есть неплохое старое? Что я покупаю из-за необходимости, а что – из-за гордости? На какие грехи меня толкает понимание того, что я достоин большего? Влияет ли такая гордость на ухудшение моих отношений?

3. Стремление командовать. Текст Притчей 30:24-28 (с. 665 ВЗ)

Заключительный отрывок главы несет в себе позитивный заряд, но он говорит не о «тайнах природы», как считает автор пособия. Он говорит о нас. Народ муравьев строит огромные дома и выживает лютой зимой (25); мелкие мыши возводят архитектурные шедевры на скалах (26); саранча съедает поля целых государств (27); пауки добираются в самые охраняемые места (28). Причина всех этих чудесных результатов в слаженности действий этих «народов», как их называет Агур, то есть в том, что каждый в этом «народе» знает, что он должен делать, кому подчиняться, и за кем идти. Ни одна мышь, муравей или кузнечик не смог бы этого сделать в одиночку, они взаимоподчиняются и у них общая цель, ведущая к синергии.

Наша же проблема в том, что в последний раз у человечества получалось изготовить совместное шедевральное чудо (и то для плохого) при строительстве Вавилонской башни. Обычно же каждый человек, в миллионы раз более сильный и умный, чем муравей, считает себя вождем, рвет одеяло на свою сторону, и в результате даже за жизнь результаты его работы, работы его офиса и церкви могут оказаться по значимости меньше того-же муравейника. Здесь поднимается принцип результативности скромной жизни и жизни, где я хочу занять ведущее положение, какое мне, такому замечательному, и подобает. Именно по этому принципу организации, где мы работаем, погрязают в слухах, дрязгах и карьеризме, в них «идут по головам» и на нужном месте оказывается человек, совершенно не смыслящий в деле, но сумевший прорваться к месту, которое, по его мнению, он должен занять. Бывает, по этому принципу, работает и церковь, которая тоже является организацией, чтобы мы не говорили. В семьях мы боремся за лучшее место, вместо того, чтобы приносить другим счастье. Мы хотим жить сами по себе, а от других хотели бы просто подчинения нам.

Практика: Считаю ли я себя самым умным и способным занять любое место – от начальника до президента страны? О каком положении я сейчас мечтаю? Я бы предпочел подчиняться или подчинять? Как остановиться в стремлении повелевать?

Вывод.

Итак, чтобы найти свое место в жизни и проявить смирение, нам нужно:
— разрешить Богу управлять нашей жизнью;
— ограничивать грешные и чистые желания, чтобы они не стали главным в жизни;
— понять, что мы не самые лучшие повелители, и научиться сотрудничеству с другими.

Похожие записи
Комментарии