СШ 1/2014 Служа обычным людям
6 урок пособия «Служа «обычным» людям»
В эту субботу мы будем говорить о людях, чей доход «ниже среднего», потому что именно эту категорию людей автор урока предлагает нам, как объект служения.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
О плюсах и минусах урока:
Положительное в нашем пособии то, что именно бедных людей в наших странах достаточно много, и было бы неплохо хотя бы обратить на них внимание, и послужить им. Такое же положение было и во время Христа, так что здесь с Него можно взять прямой пример. Другой положительный момент в уроке, — это то, что наши слушатели в своем большинстве также считают себя небогатыми. Опять же, евангельские тексты очень легки для преподавания.
Отрицательное здесь, прежде всего, в неопределенности темы. Когда автор заключает в кавычки слово «простые», это значит, что он сам не нашел определения тому, что он хочет. Кого он имеет в виду под простыми? Бедных? Кто это? Люди с доходом до 250 долларов в месяц? Люди, которые считают себя бедными? Человека открытого и простого в отличие от «задравших нос»? К сожалению, Вы не найдете ответа в материале, поэтому Вам самим придется определять, о ком Вы будете говорить. Мы решили избрать для изучения не простоту в смысле скромности, а простоту в смысле бедности, социального класса.
Вторая трудность, это метод подачи материала – либо мы берем изучение биографии (как с Петром – вторник), либо рассматриваем грани бедности (остальные дни). Успешно совмещать разные стили в одном уроке может только гениальный учитель, в нашем случае смешение только запутает логику слушателей.
ПЛАН УРОКА:
Главный вопрос: Чем мы можем послужить небогатым людям? Что могла бы сделать для них наша община?
Ломка льда: В начале урока можно спросить, людей с каким достатком Ваше слушатели считают бедными? Сколько нужно получать, чтобы считаться богатым? Это поможет слушателям представить людей, о которых мы говорим.
В плане мы отвечаем на вопрос, как хотя бы минимально мы можем послужить бедным. Максимальным будет предложенное еще Иоанном Крестителем: «…у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» Лука 3:11. Но об этом нужно говорить только если Ваша аудитория готова принять Евангелие, обычно люди способны только на не материальную помощь. И составлять план мы будем по трем трудностям бедного человека.
1 Принять бедных и ценить их. Текст Иаков 2:1-9 (с. 170 НЗ)
Первая трудность бедного человека заключается в том, что его ни во что не ставят окружающие из любого класса, ни из своего, ни из высших. Его унижают. Текст письма Иакова является самым жестким из всех перечисленных в уроке, Вы, в принципе, можете взять любой из текстов о принятии, но именно в этом очень открыто показана проблема отношений внутри церкви. Что бы мы не говорили, но состоятельный человек гораздо больше нравится нам, ведь мы встречаем «по одежке». Плюс от него можно получить какую-то выгоду, и даже на уровне общины именно таким людям сразу же открывается путь к любому служению, пресвитерству, дается голос в управлении общиной. Где-то община надеется на финансовую поддержку, и моментально отдает такие права.
Но наш урок не о богатых, а о бедных. Как и в случае с детьми (два урока назад), Писание говорит, что они ближе к Божьему Царству. Пятый текст говорит о том, что такие люди (будучи христианами) – наследники Царства. Нагорная проповедь так же возвышает «нищих духом», а Коринфянам говорит, что большинство общины всегда состоит из этого класса, в силу смирения и способности принять дар.
Итак, первое, чем можно послужить бедным – не копировать в церкви мирское разделение на касты, а создать в обществе, где к каждому человеку относятся как к огромной ценности, как к сыну/дочери Бога. Где бедняка считают человеком и считаются с его мнением, интересуются его жизнью и искренне считают равным. Этому же будет полезно научить и наших бедных членов церкви, у которых самооценка чаще всего в церкви не излечивается, они продолжают бояться начальников, людей побогаче и духовную элиту.
Практика: Как я отношусь к небогатым людям? Хотел бы видеть своим другом бедняка или богатого? Своим братом/сестрой во Христе? Служителем? В моей общине бедняк чувствует себя комфортно или он, как и везде, человек второго сорта? Что сделать, чтобы человек понял, что я с ним на равных? Есть ли у меня проблема страха перед «высшими» классами?
2 Помочь им довериться Богу. Текст Матфей 6:25-30 (с. 6 НЗ)
Здесь мы встречаемся со второй проблемой простых людей – это отсутствие денег, и из-за этого постоянный страх перед будущим. Конечно, идеальная помощь и служение здесь – покрытие расходов бедняка, насколько это возможно, когда мы просящему у нас даем и от хотящего занять не отвращаемся. В первой церкви люди настолько любили бедных собратьев, что продавали для них свою недвижимость, сами становясь бедняками. Потом им всем помогали собратья из язычников. Но в вопросе нехватки средств есть еще одна грань, которую и поднимают слова Иисуса из проповеди на горе.
Он предлагает нуждающемуся зарабатывать не беспокойством, а верой. Вместо переживаний о завтра, которые сопровождают простого человека всю его жизнь, Бог хочет подарить Ему мир и покой в Своей заботе. Таким образом, познакомить небогатого человека, прибитого к земле беспросветной нужной, с Иисусом, будет совсем не лишним. Если Вы, конечно, испытывали такую заботу от Бога сами, чтобы показать человеку в нужде не пустую теорию, а веру на практике.
Практика: Испытывал ли я в свой жизни Божье вмешательство, когда мне не хватало денег? Сегодня я беспокоюсь о будущем или нахожусь в покое? Если не беспокоюсь, это из-за того, что денег хватает, или из-за Бога? Способен ли я поделиться с каким-нибудь нуждающимся человеком своим имуществом? Смогу ли я сделать это на предстоящей неделе или предпочту благополучно забыть?
3 Верить в простых людей. Текст: Иоанн 21:15-17 (с. 129 НЗ)
Третья трудность простых людей — обреченность. Они не верят в то, что может произойти хоть что-то, что поменяет их жизнь к лучшему. И одна из главных причин этого – ошибки и грехи, которые они совершают, и которые не дают им выкарабкаться. Здесь лучше всего взять историю Петра, обычного человека, который стал необычным, но только не тексты из урока, в которых не видно причины перемен, а предложенный отрывок. Здесь человеку, который предал Иисуса и христианство, предлагают стать ответственным за церковь. Это несколько ненормально, такому предателю в наше время никогда не вернули бы даже простое служение пастора, и сегодня его ждало бы исключение из членов церкви. Но Иисус по-другому относится к нашим ошибкам. Он верит, что мы изменимся.
Именно этого не хватает людям, уставшим от своей бедности/ беспросветности/ повторяющихся собственных ошибок. Оказывается, мы можем вырвать человека из безысходности, поверив в него и предоставив ему те возможности, которые мы можем дать. Даже отношение одного человека, а тем более, всей общины может вырастить в человеке таланты, придать уверенности, поменять черты характера, вернуть желание жить, придать цель жизни. Бедным людям это очень нужно.
Практика: Что я думаю о причине бедности других? Считаю ли я их самих виноватыми в своих проблемах? Был ли в моей жизни человек, который в меня поверил и дал мне шанс, несмотря на мои ошибки? Как сделать мою общину местом, где люди будут чувствовать поддержку? Могу ли я лично перестать корить других за их ошибки? Почему обычно я это делаю? Что мешает мне поверить в изменения в других людях? Молиться о них на этой неделе?
Вывод. Итак, послужить бедным людям лучше всего:
— Принимая их как равных, несмотря на то, что другие их унижают,
— Показывая им на того, кто может позаботиться о их средствах,
— Меняя их жизнь отказом вспоминать их ошибки и веря в их будущее.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10