СШ 1/2014 Служа народам
10 урок пособия «Служа народам»
В этом уроке мы подразумеваем под «народами» не какие – то отличающиеся от нас национальности, а тех, кого в наших текстах Библия называет «язычниками» в противоположность верующим, то есть неверующих, секулярных, мирских людей.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:
О плюсах и минусах урока:
К хорошему в нашем пособии можно отнести трудную тему гордости, возникающую у христиан из-за осознания их «отделенности» от остальных нормальных людей. Конечно, автор не доходит до того, чтобы назвать все вещи своими именами, но в целом он делает упоминание об этой трудности, и наши слушатели могут задуматься над этим, читая урок. Мы превозносимся над другими, и нас где-то учат считать себя выше других людей, говоря о особенной «уникальности» и ином качестве «церкви остатка».
К главному большому минусу стоит отнести выбор темы. Большинство слушателей по всей планете, а тем более у нас, живут не в мультикультурной среде и не в многонациональном сообществе. Возможно, это актуально для некоторых церквей в странах, куда люди эмигрируют, но для наших славянских стран это не актуально (за исключением, может быть, Москвы). Поэтому внимание слушателей сразу после того, как мы произнесем название урока, отключится по принципу ненужности этой темы лично для них. Или это случится еще дома, если они читают СШ. Думаю, что людей другой культуры можно было бы включить в урок про «отверженных», нет смысла выводить этот вопрос отдельно.
Второй минус: судя по выбору текстов, они говорят про то, что иудеи должны обращаться к язычникам (чужим народам). Но проблема то в том, что мы не иудеи, и не христиане из иудеев/евреев. Мы христиане из нормальных языческих народов, и нас не нужно убеждать к этим народам идти, мы они и есть.
Соответственно, проводящему урок, который хочет принести пользу слушателям, нужно сместить тему в плоскость актуального и интересного слушателям. Вы можете выбрать главным вопросом: Как стать миссионером? Как послужить другим национальностям, не выезжая из своего города? Или что-то другое в этом роде. Мы же выбрали темой этого (10го) урока: «Как послужить неверующему человеку?» В следующем, 11м уроке мы тоже сузим тему до того, «Как послужить верующим других конфессий?». Почему это нужно сделать, мы скажем в следующий раз.
ПЛАН УРОКА:
Главный вопрос: Как лучше всего служить современным мирским людям? Что мы могли бы сделать для простого неверующего человека?
Ломка льда: В начале урока можно спросить у слушателей, чем, на их взгляд, отличаются верующие от неверующих? Если слушатели будут достаточно откровенны, то мы наметим несколько проблем взаимоотношений христиан и нехристиан уже здесь, на ломке льда.
В плане мы пытаемся наметить главные действия в проповеди мирским людям.
1. Преодолеть наше разделение с мирскими людьми. Текст Иона 3:4-4:1 (с. 898 ВЗ)
Отношение пророка Ионы к Ниневитянам очень хорошо показывает степень пропасти, которая чаще всего пролегает всегда – тогда, между иудеями и другими народами, и сейчас, между адвентистами и неверующими. Причем эта пропасть лежит именно в разуме «представителя остатка». Иона настолько выше неверующих, что даже рад тому, если они погибнут. А вся его книга показывает, что он не лучше, а гораздо хуже. Ниневитяне и корабельщики каются, Иона этого не делает. Язычники пытаются спасти друг друга и Иону, пророк равнодушен к их бедам или желает им смерти.
Такое отношение прямо проистекает из осознания превосходства. Рядом с мыслью о том, что «я знаю больше всех о Боге», «я лучше всех понимаю Библию», «я принадлежу к видимой Божьей Церкви» идет мысль «я просто лучше всех их». И вместе с гордостью за свою избранность внутри нас живет и абсолютное пренебрежение мирскими людьми. В них нет ничего ценного, их культура/музыка/книги абсолютная пустота, в отличие от наших псалмов и наших «трудов». Соответственно, у адвентиста даже нет желания дружить с неверующими, что от них можно получить, если мы лучше? Поэтому во время редких разговоров мы становимся в позицию учителя, как им надо жить.
Для того, чтобы послужить, а тем более, попроповедовать мирским людям, нам нужно сойти с этого огромного пьедестала и понять, что люди чувствуют нашу гордыню, даже когда она скрыта внутри. Мы не сможем служить людям, которыми мы пренебрегаем, и которых не считаем ценными.
Практика: Я прежде всего христианин или адвентист? Есть ли у меня в разуме градация на самых лучших адвентистов, христиан «второго сорта» — баптистов/пятидесятников и тп., почти совсем не-христиан православных и католиков и совсем никуда не годных неверующих? Считаю ли я то, что интересно мирским людям, глупостью? Могу ли я на этой неделе заметить хорошее (или лучше, то, чего нет у меня) в неверующих, с которыми я буду сталкиваться? Люблю ли я их?
2. Понять, что проповеди без хороших отношений не бывает. Текст Лука 10:27-37 (с. 77 НЗ)
Этот евангельский отрывок в нашем пособии приводится с другой целью, мы же берем его, чтобы показать, что служение человеку (и проповедь в том числе) не бывает одномоментным. Когда самарянин расположился к лежащему человеку, он вступил в долгие отношения с ним, которые забрали и часть его средств, и времени, и сил, и чистоты, и много чего другого. Обратите внимание, что Иисус оставляет притчу незавершенной: самарянин еще вернется в гостиницу, и их отношения (и его вклад в пострадавшего) еще продолжатся. Он желал благополучия человеку, попавшему в трудную ситуацию, и это требовало от него серьезных вложений. Мы берем из этой истории принцип долгого процесса. Проповедь — это не точка, это прямая. Точно то же делает Павел, когда едет куда-нибудь проповедовать. Он остается в городах по нескольку лет, зачем-то живя и работая рядом с людьми, узнавая их, вкладывая в них свою жизнь. Иисус тоже тратит годы на своих учеников вместо того, чтобы вручить им красивую книжечку, какими они должны быть, по Его мнению.
Ну а что касается нас, нам проповедь представляется одномоментным делом, положенным в ящик пригласительным, отданной книжкой, проведенной программой. Мы думаем, что можем не здороваться со своими соседками по подъезду, не сидеть с ними на лавочке, не обсуждать с ними новости и не знать их имен, а потом внезапно вручить им пригласительный, и они будут просто счастливы пойти в нашу замечательную церковь. Такого не бывает. Книжечки, оставленные на остановках, газетки в почтовых ящиках, передачи по ТВ и компьютеру удобны тем, что они не требуют вложения нас самих. Но и мирских людей сегодня этим не заинтересуешь, перемены в их духовности могут спровоцировать только добрые отношения христианина. Поэтому нужно решиться на то, что ты не просто собираешься рассказать мирскому человеку о Боге, ты погружаешься в отношения с ним.
Практика: Что бы я предпочел: сунуть человеку листочек и никогда его больше не видеть; или долго встречаться с ним, пытаясь донести евангелие? Хочу ли я отдавать частичку своей жизни посторонним людям? Могу ли я выбрать хотя бы пару людей, которым я попробую в этом году проповедовать, развивая с ними дружбу?
3. Позволить человеку находиться на его уровне духовности. Текст: Матфей 13:3-9 (с. 15 НЗ)
Этот отрывок — еще одно доказательство предыдущего пункта: благовестие это долгий процесс, это сеяние, долгий рост, поливание, взращивание, и только потом жатва. Но в этом пункте мы хотим обратить внимание слушателей на другое. Притча рисует перед нами разных людей с разным уровнем духовного развития. Одному Евангелие неинтересно, второй может выделить ему несколько минут, третий ценит его, но в его жизни есть и большие ценности. Четвертый выделяет часть своей жизни, чтобы поработать для Божьего Царства. Все они находятся на разном духовном уровне, и проповедовать им нужно, учитывая, докуда Святой Дух довел их.
Нельзя класть всех мирских (да и не мирских тоже) людей под одну гребенку. У каждого из них есть свое отношение к Богу, кто-то не задумывался о Нем. Кто-то сознательно отвергает. Кто-то не против лучших отношений с Ним. Кто-то молится Ему, хотя и не собирается присоединяться к организованной религии. Поэтому подходить к ним с нашей стандартной проповедью «приходи к нам в церковь» неверно. Некоторым из них нужно расти еще долгие годы, прежде чем они задумаются о церкви. И точно так-же неверно ставить на них крест, если они не согласились после получения книжки «Великая Борьба» прийти по адресу, проштампованному на последней странице. Им нужно пройти долгий путь к заинтересованности духовным, к вере, и дальше. Это и должно быть целью наших отношений с мирскими людьми – вместе со Святым Духом постепенно вести их к большему пониманию Бога. Наша цель совсем не в том, чтобы со словами «неужели уйдешь ты, не приняв Христа» записать человека в число погибших. Он никого не отвергал, он просто еще не дорос до этого уровня.
Практика: В своей жизни я превратился из неверующего в верующего в один момент, или это был продолжительный процесс? Не возвращаюсь ли я сам иногда назад по этой шкале ближе к неверию? Бывает ли, что я ожидаю от мирских людей, что они станут «правильными» в один момент? Готов ли я «ждать» их? Есть ли те, на ком я уже поставил крест, считая, что они уже отвергли проповедь? Могу ли я на этой неделе возобновить служение одному такому человеку, молясь о нем, и думая, на каком уровне он находится, и что ему сегодня нужно, чтобы стать ближе к Богу?
Вывод. Итак, послужить мирским людям лучше всего
— перестав считать их никчемными, а себя самыми лучшими;
— решившись на долгие отношения с ними;
— терпеливо служа их на уровне их понимания.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10