6 урок по посланиям Петра: СТРАДАЯ ЗА ХРИСТА
6 урок по посланиям Петра: СТРАДАЯ ЗА ХРИСТА
В этом уроке мы пройдем 4-ю главу послания, в которой посмотрим на то, как автор письма зовет нас стать гораздо ближе в отношениях с Богом.
Проблемы проведения урока:
Трудности, с которыми преподаватель встретится при проведении этого урока, обычны для автора этого пособия. Он не может идти прямо по тексту, понимая, о чем говорит Петр, и поэтому мы выбираем из письма только те отрывки, где упоминается страдание (включая другие главы). Потом мы вставляем в тексты наши мысли по поводу страданий, то, что где-то слышали о первых христианах – и таким образом у учителя набирается материал, который можно рассказывать. В общем-то, это достаточно распространенный подход к Библии. Так некоторые церкви читают отрывок из прошлого урока про схождение Иисуса в темницу для проповеди духам, добавляют туда все, что помнят из своего учения об аде, и получают схему: «мы учим людей по Библии». И проводят уроки (или проповеди, или пишут книги) по используемой и в наших урочниках тематической схеме изучения.
Так мы «из Библии» достаем одно, а они – совершенно противоположное. Почему так получается? Потому что на самом деле в этот момент мы не слышим автора и даже не собираемся его слушать. Мы изучаем то, чем наполнена наша голова. Естественно, что у них она будет наполнена учением об аде, а у нас учением о смертности души. Вот так «люди Книги» изучают не Книгу.
Потому главная задача учителя на разборе любого урока состоит в том, чтобы вернуться к Слову. Услышать то, что говорил автор, какой была главная мысль им написанного, и затем построить мост к нашей жизни, чтобы прочитанный принцип можно было применить к нашему христианству. По такой схеме мы пытаемся строить наши уроки, чтобы в центре внимания было не то, что вспомнит автор, а то, что хотел сказать апостол Петр. В этом уроке мы несколько сместим внимание с заезженной темы страданий на то, что стоит за словами о гонениях.
Главный вопрос: О каком росте посвящения Богу Петр говорит в четвертой главе письма? До какой ступени я уже дошел в своей христианской жизни?
Ломка льда: Когда в последний раз у вас было чувство, что вы потратили на что-то свое время напрасно? Что это было? Разговор, интернет, ТВ, что-то еще? Что вы считаете полезной тратой времени?
- Время исполнять волю Божью. Текст 1 Петра 4:1-6 (с. 175 НЗ)
Первая часть главы, которую мы прочитали, повествует о том, что христиане уже слишком долго занимались не тем делом. 1 текст главы часто понимается неправильно, его объясняют в смысле того, что тот, кто болеет, или кого гоняют – меньше грешит. Это неправда, вспомните того же «плохого» разбойника на кресте. Автор имеет в виду свою тему отрывка – христианин уже слишком долго «страдал плотью» (1), отдавая ее на разные безумные вещи (3) – своим разрушающим отношения и личность желаниям. Эта жизнь по «воле языческой» (3) и есть, по мнению автора, настоящие страдания для нашего тела!
И их нам предлагают заменить совершенно другим подходом – остальное время нашей жизни потратить уже на то, от чего ты не будешь страдать – на жизнь исполнения Божьей воли (2). Теперь ты начинаешь по-настоящему новую жизнь, ты не мертв, а наполнен желаниями, которые в тебя вкладывает Дух Святой (6).
Кстати, здесь (как и в третьем отрывке) автор послания упоминает одну из причин, по которой окружающие гонят возрожденного человека (как в церкви, так и вне ее) – христианин перестает участвовать в том, чем раньше занимался с ними (4). Это касается и языческих грехов, и грехов религиозных – нечистых выборов, делении власти, изгнании неугодных из общин, распространении в церкви слухов, фанатизме и тп. Человек вдруг выбивается из общего шаблона поведения, сосредотачивается на том, чего от него хочет Бог, и это делает его лишним как в языческом сообществе, так и в церкви, если она испорчена: где больше процент невозрожденных людей, или где у власти люди, стремящиеся насадить свою человеческую волю.
Как бы то ни было, Петр хочет сказать, что жалеть об этом не нужно, это впустую потраченная жизнь, это вообще не жизнь, а мертвость (6). Поэтому христианину нужно как можно скорее заняться тем, для чего он предназначен – искать того, что от него хочет Бог. Но и здесь мы видим трудность. Ко всему прочему (неприятию теми, с кем мы были заодно) – мы обнаруживаем, что для нас настоящее страдание – это подчиниться Богу. А вот подчиняться своим мечтам – никакие не страдания, а настоящая, полноценная жизнь. В этом и заключается проблема невозрожденного христианина. Поэтому мы не рады, когда нас притесняют за исполнение воли Бога.
Практика: Я знаю волю Божью обо мне? Что Бог хочет от меня сегодня? Как это узнать, если я не совсем уверен? Я счастлив, когда исполняются мои мечты или то, что попросил от меня Бог? Я испытывал гонения за любовь? Или она не проявлялась?
- Дела Иисуса. Текст 1 Петра 4:7-11 (с. 176 НЗ)
Второй отрывок самый короткий в главе, и это не перечисление правил поведения, а нечто большее. Весь составленный в начале отрывка список «хороших отношений» мотивируется в его конце. Там говорят, что христиане становятся проводниками дел благодати из этого списка (10), олицетворением Божьих слов, служения, и вообще всего того, что присуще Иисусу (11). Похоже, что из-за небольшого промежутка времени, оставшегося в нашем распоряжении (7) будет благоразумным не откладывать на потом согласие стать представителями Бога, служащими другим.
Здесь прослеживается усиление нашей вовлеченности в христианство, рост посвящения Христу. Мы уже отказались от прошлого поведения и согласились, чтобы Бог вложил в нас свои желания (свою волю) в первом отрывке. Теперь, в этом отрывке, христиан рисуют занявшимися Его делами.
Почему средний человек, исповедующий христианство, обычно никакими делами благодати не занимается? В лучшие моменты жизни мы не против помочь кому-то, но мы ясно понимаем, что служение – прямая угроза нашему благоденствию, деньгам и спокойствию. Мы понимаем, что наши ресурсы не безграничны, и их лучше не тратить. Марку хочется безопасности, и он сходит с дистанции путешествующих проповедников. Богатый юноша теряет весь свой бизнес. У любого из нас ограниченное количество времени выслушивать чьи-то истории, денег платить за чьи-то расходы, еды в холодильнике для гостей. Это серьезные аргументы, заставляющие нас остановиться (или не начинать). Поэтому в нашем отрывке Петр вспоминает о том, что свое использовать и не надо. Он предлагает использовать то, что нам подарил Бог (10).
Конечно же, здесь становится ясным, что речь не о любимых адвентистких дарах стихосложения и пения «из родничка». Бог дает тебе все твое имущество, но ты не воспринимаешь это все Его подарком. Это твое и ничье больше. Поэтому тому же Марку жалко своего времени и нервов, а у Павла – другая картина. Ему не надо отдавать свое, ему легче. Он делится Божьим J
Практика: Какую главную отговорку я придумываю, когда не хочу служить? Почему я отказываюсь от импульса Духа? Что из того, что у меня есть, — не мое, а Божье, которым я мог бы поделиться? Когда я мог бы это сделать?
- Присутствие Другого. Текст 1 Петра 4:12-19 (с. 176 НЗ)
Последние тексты говорят о еще большем росте, когда происходит проникновение Духа в человека. Обратите внимание на нарисованную Петром картину, представленную с точки зрения гонителей христиан. Они здесь воюют не против людей, они стреляют в Христа (14-а) и хулят Духа (14-б). Ну а попадают в тех, кто на Бога стали слишком похожи, то есть в христиан. Так разозленный Каин не дотягивается до Бога, но находит мишень поближе. Принцип этого отрывка в том, что ученики разрешают Духу почивать, поселиться в них настолько, что они реально похожи на Него. И, кстати, это проникновение – взаимное, вспомните слова Иисуса о том, что «подающий стакан воды ученикам – подает Ему», или про «касающийся вас – касается зеницы ока Его». Это слова не про столь желаемую нами месть, а про реальность Его присутствия. Он на самом деле больше всего на свете хочет полноправно жить в нас.
Тут есть практическая идея о том, что не надо воспринимать эти гонения как твою личную обиду. Да, ведущих себя по Духу цепляют в обществе, а в закрытых сообществах типа тоталитарных общин их вообще стараются сжить со света. Но дело тут не в твоей личности, это не твоя война. Это отношение далеких от Бога людей к Нему, Его они хотели сжить со света при Его пришествии, то же самое они делают со слышащими голос Божий сегодня, и особенно – в Доме Божьем (17). Стоит воспринять эту злобность не как что-то странное (12), а как норму. Иисус предупреждал, что настоящих учеников будут гнать больше не язычники, а именно посетители их родных синагог. Даже если ты ведешь себя идеально.
В целом же отрывок говорит о том, что нам стоит стремиться к тому, чтобы позволить Духу занять больше места внутри нас. Похоже, это Его самое большое желание и самое лучшее предназначение для нас. Мы оберегаем свою личность от Него, но впускаем править ею кого угодно другого, от бесов наших собственных желаний до телевизионной идеологии и местных и всемирных пап религии.
Практика: Если люди злятся не на меня, а ругают того, кого я представляю – мне легче? Я согласен, что гнать за Иисуса могут верующие? Люди из моей общины? Я хочу, чтобы Иисус занял большее место во мне? Или я чего-то боюсь? Чего?
Вывод. Чтобы мы могли выполнить свое предназначение, нам нужно:
— начать серьезно интересоваться тем, чего Бог хочет от нас;
— признать, что Бог имеет право распоряжаться Своим имуществом;
— согласиться на то, чтобы Бог занял в нас столько места, сколько Он хочет.
Недавно я решил сыграть в игру Gates of Olympus 10